МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРСОНАЛЬНОГО СТИЛЯ УЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается возможность использования метапредметного подхода к обучению в начальной школе. Представлены примеры метапредметных дидактических заданий, которые включают материалы как математики, так и английского языка и направлены на достижение метапредметных результатов и формирование персонального стиля учения младшего школьника. Авторы статьи утверждают, что расширение типов дидактических заданий способствует формированию персонального стиля учения и благотворно действует на развитие мыслительных, творческих способностей и в конечном итоге – метапредметных умений младшего школьника.

Ключевые слова:
начальная школа, младшие школьники, индивидуализация обучения, преподавание английского языка, преподавание математики, развитие, результаты метапредметного обучения, стили учения
Текст

Теоретическое обоснование учёта индивидуального стиля учащегося в процессе решения учебных задач

Казалось бы, после введения Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения обучать по старинке невозможно, но вместе с тем характер взаимодействия учителя и обучающихся остается неизменным. При этом в ФГОС НОО настойчиво звучит требование учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих реализацию его творческого потенциала, усиление мотивации к обучению, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [7].

 

В теории учебной деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.) отмечается, что одной из важных особенностей обучения и учения является взаимодействие участников, имеющее более равноправный и менее авторитарный по сравнению с традиционным характер. Это означает совместный поиск учителя и учащихся, анализ проблемной ситуации и последующее ее разрешение. Таким образом, учебной задачей ставится вопрос: «Как будет осуществляться поиск?» И поскольку учитель отказывается от использования образца, его целью становится организация поиска, а не предъявление заведомо правильного пути решения [4].

 

Вопрос о способах решения учебных задач весьма неоднозначен, так как в деятельности детей существуют значительные индивидуальные различия. Причины этих отличий зачастую остаются непонятыми, поскольку процесс восприятия, обработки и усвоения информации скрыт: работа протекает в индивидуальном для каждого ребенка стиле.

 

Список литературы

1. Богданова Е.А. Формирование персонального стиля учения младшего школьника. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 128 с.

2. Богданова Е.А., Черник В.Э. О психологических условиях реализации идей «Нашей новой школы» // Учёные записки МГПУ. Психологические науки: сб. научных статей / под ред. И.А. Синкевич, А.А. Сергеевой. Т. I. - Мурманск: МГПУ, 2010. - Вып. 10. - С. 90-96.

3. Болтаева Г.С. Возможности реализации метапредметного подхода в начальной школе // Молодой учёный. - 2013. - №12. - С. 406-409.

4. Виноградова Н.Ф. О некоторых типах и структуре современного урока в начальных классах [Электронный ресурс]. - URL: http://www.s-libr.ru/nauchnye-stati/pedagogika/nachalnoe-obscheeobrazovanie/o-nekotoryh-tipah-i-strukture-sovremenno.html (дата обращения: 22.11.2016).

5. Кибирева Е.Н., Черник В.Э. О формировании персонального познавательного стиля младшего школьника при изучении иностранного языка: сб. научных трудов SWorld. Вып. 3. Т. 16. - Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2013. - С. 67-70.

6. Концепция развития математического образования в Российской Федерации от 24.12.2013 №2506-р [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2013/12/27/matematika-site-dok.html (дата обращения: 22.11.2016).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Утвержден приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 [Электронный ресурс]. - URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 (дата обращения: 22.11.2016).

8. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 384 с.

9. Холодная М.А. Формирование персонального познавательного стиля ученика как одно из направлений индивидуализации обучения // Теория и практика продуктивного обучения: сб. статей / авт.-сост. М.И. Башмаков. - М.: Народное образование, 2000. - С. 21-25.

Войти или Создать
* Забыли пароль?