Сургут, Россия
В статье дан библиографический анализ исследований, посвященных определению сущности понятия «профессиональный стандарт», представлен краткий обзор источников по данной теме. Автор осуществляет руководство группой по разработке регионального профессионального стандарта. В статье представлены результаты исследования по конкретизации трудовых функций руководителя образовательного учреждения. Автором предлагается для обсуждения проект регионального профессионального стандарта «Управление (руководство) образовательной организацией».
профессиональный стандарт; опыт разработки профессиональных стандартов; исследование трудовых функций руководителя образовательного учреждения; проект профессионального стандарта; карточка вида трудовой деятельности; трудовые действия; необходимые знания; необходимые умения.
ПОНЯТИЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ» И ЕГО СУЩНОСТЬ
Представим анализ подходов к определению сущности понятия «профессиональный стандарт». Я.И. Кузьминов, В.Л. Матросов, В.Д. Шадриков считают, что «профессиональный стандарт - это система требований к работнику, определяющая возможность занять искомую должность, быть допущенным к определенной деятельности» [8]. Это определение представляет подход группы специалистов, которые рассматривают стандарт как требование к должности. Стандарт как система требований к должности рассматривается в исследованиях Н.Д. Машуковой [9], С. Данилкиной [4], Н.А. Софинского [11].
Специалисты, представляющие другой подход, рассматривают профессиональный стандарт как нормативный акт, некий документ. Так, Д. Зибарев дает следующее определение: «Профессиональный стандарт - это нормативный акт, определяющий квалификационную структуру для правильного подбора, расстановки и аттестации кадров на основе единства должностных обязанностей работников и предъявляемых требований к их компетенции, знаниям, умениям и уровню образования» [5, с. 60, 61]. Этот подход отражен в материалах Центра изучения проблем профессионального образования, в материалах Национального агентства развития квалификаций (НАРК - РСПП).
Определение профессионального стандарта дано в проекте федерального закона № 134129-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в части законодательного определения понятия профессионального стандарта, порядка его разработки и утверждения». В законе под профессиональным стандартом понимаются требования к квалификации работника в целях осуществления его профессиональной деятельности.
Определение понятия «профессиональный стандарт» представлено в таблице.
Таблица
№ | Автор | Определение |
1 | Кузьминов Я.И., Матросов В.Л., Шадриков В.Д. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект) // Вестник образования. - 2007. - № 7. - С. 23 | Система требований к работнику, определяющая возможность занять определенную должность, быть допущенному к определенной деятельности |
2 | Зибарев Д. Система профессиональных стандартов // Социальная защита. — 2008. — № 12 (200); Трудовые отношения. — 2008. — № 12 (141). — С. 60, 61 |
Нормативный акт, определяющий квалификационную структуру для правильного подбора, расстановки и аттестации кадров на основе единства должностных обязанностей работников и предъявляемых требований к их компетенции, знаниям, умениям и уровню образования |
3 | Профессиональные стандарты // Центр изучения проблем профессионального образования. Режим доступа: www.cvets.ru |
Многофункциональный нормативный документ, устанавливающий в рамках конкретного вида (области) профессиональной деятельности: требования к содержанию и качеству труда; требования условиям осуществления трудовой деятельности; уровень квалификации работника; требования к профессиональному образованию и обучению, необходимому для соответствия данной квалификации |
1. Барахович И.И. Коммуникативный аспект стандарта профессиональной деятельности // Философия образования. - 2011. - № 2. -C. 254-259.
2. Белков Б. Чем отличается профессиональный стандарт от образовательного стандарта? [Электронный ресурс] Режим доступа: http: // www. expertclub.ru/ sections/hr/publications/5
3. Блинов В.И. Профессиональные стандарты педагогической деятельности // Педагогика. - 2010. - № 5. - C. 46-54.
4. Данилкина С. Профессионализм - понятие не субъективное. Время стихийного развития HR-менеджмента в России прошло // Управление персоналом. - 2007. - № 11. - С. 77, 78.
5. Зибарев Д. Система профессиональных стандартов // Социальная защита. - 2008. - № 12 (200); Трудовые отношения. - 2008. - № 12 (141). - С. 60, 61.
6. Кондаков А.М. Стандарт: инновационность и преемственность // Педагогика. - 2009. - № 4. - C. 16-18.
7. Квалификационные характеристики должностей работников образования (раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей специалистов и служащих): сборник нормативных правовых актов с комментариями / под ред. В.Н. Понкратовой, Ж.П. Осипцовой. - М.: Изд-во МИСИС, 2009. - 94 с.
8. Кузьминов Я.И., Матросов В.Л., Шадриков В.Д. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект) // Вестник образования. - 2007. - № 7. - С. 23.
9. Машукова Н.Д., Орбачевский Л., Павлов Ф. Профессиональный стандарт как способ совмещения предложения специалистов и спроса на них // Человек и труд. - 2005. - № 6. - С. 84.
10. Рябов В.В., Фролов Ю.В. Проектирование критериев оценки качества подготовки и переподготовки специалистов. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.testor.ru/files/qualimetry/4.doc
11. Софинский Н.А. Профессиональные стандарты. Научно-исследовательский институт труда и социального страхования. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.niitruda. ru/analytics/ publications /post_62. html
12. Шепель В. Наш целебный источник - труд: какой профессиональный отпечаток привносит он в деятельность управленцев // Российское образование. - 2006. - № 4. - С. 33-37.
13. Шкляева Н.А. Проблемы определения компетентности руководителя муниципального образовательного учреждения // Управление социальными системами [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.uecs.ru/logistika/item/1549-2012-09-24-06-58-23