ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассмотрена концепция компетентностного похода в современной системе образования Российской Федерации. Показано значение компетенций и компетентностей для всестороннего развития личности воспитанников, успешной их социализации. Раскрыто содержание сущности понятия «коммуникативная компетентность». Определены требования к результатам дошкольного образования в контексте коммуникативного развития детей. Представлен краткий анализ состояния проблемы коммуникативно-речевого развития нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушенным слухом. Обосновывается необходимость целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности педагога, описаны этапы (в соответствии со структурой деятельности), цели и содержание работы по формированию коммуникативной компетентности у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста посредством использования комплекса коммуникативных ситуаций (ситуаций общения). Указан принцип построения комплекса (линейно-концентрический) и критерии отбора ситуаций.

Ключевые слова:
компетентностный подход, коммуникативный подход, коммуникативная компетентность, коммуникативные ситуации, слабослышащие дошкольники.
Текст

В современной российской системе общего образования ведущее место занимает компетентностный подход в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В основе концепции ФГОС лежит системно-деятельностный подход, предполагающий развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, а также учет индивидуальных возрастных, психофизических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования, воспитания и путей их достижения [12]. Исключительная значимость компетенций и компетентностей для всестороннего развития воспитанников, формирования личности, успешной социализации отмечается многими отечественными учеными.

Требования Стандарта к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования показаны в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образовании. Согласно ФГОС дошкольного образования, овладение коммуникативной компетентностью воспитанниками осуществляется в ходе их обучения в образовательной области «Коммуникативно-личностное развитие». Освоение данной области способствует приобретению ими опыта в таком виде деятельности, как коммуникация и предполагает овладение конструктивным общением, навыками взаимодействия со взрослыми и сверстниками (умение договаривается, обменивается предметами, распределять действия при сотрудничестве), используя при этом устную речью как основное средство общения [10].

Список литературы

1. Белая Н.А. Междисциплинарный подход к изучению проблемы коммуникативной компетентности слабослышащих детей // Специальное образование. 2011. № 4 (24). С. 6-13.

2. Белая Н.А. Методика изучения коммуникативной компетентности у слабослышащих дошкольников // Письма в Эмиссия. Оффлайн. (The Emissia. Offline Letters). http://www.emissia.org/offline/2012/1806

3. Белая Н.А. Проблема содержания понятия «коммуникативная компетентность» в современных психолого-педагогических исследованиях // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте 2011: материалы международной научно-практической конференции. Т. 19. Педагогика, психология и социология. Одесса: 2011. С. 75-78.

4. Белая Н.А., Речицкая, Е.Г. Особенности коммуникативной компетентности слабослышащих детей 6-7 лет // Европейский журнал социальных наук. 2012. № 10 (2). С. 113-120.

5. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Воронеж: НПО Модек, 1988. С. 272-317.

6. Диагностика эффективности педагогических коммуникаций (модифицированный вариант анкеты А.А. Леонтьева) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azps.ru/tests/tests_leontyev.html

7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Н.Г. Салмина / под ред. А.Г. Асмолова. М.: 2008. 151 с.

8. Носкова Л.П. Программы (для специальных дошкольных учреждений) Воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко, А.Д. Салахова, Г.В. Короткова, А.А. Катаева, Т.В. Трофимова. М.: Просвещение, 1991.

9. От рождения до школы: основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 304 с.

10. Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. М., 2013. 34 с.

11. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. М.: Владос, 2003. 192 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. МОиН РФ. 2009. № 373. 224 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?