Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье обсуждается актуальная проблема – успешное достижение младшими школьниками метапредметных результатов, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Раскрываются операциональные характеристики универсальных учебных действий, знание которых может оказать существенную помощь учителю при отборе содержания разных видов универсальных учебных действий.
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, достижение метапредметных результатов, универсальные учебные действия, виды, операции, характеристика
Учитель организует коллективную работу по интерпретации текста. Прежде всего это учебный диалог, в процессе которого класс обсуждает:
– Есть ли в тексте ответ на этот вопрос/эти вопросы?
– Что в тексте помогает нам решить данную учебную задачу?
– Какая информация подтверждает/опровергает правомерность нашего предположения?
К примеру, на уроке по курсу «Окружающий мир» (4-й класс) учащимся предлагается для интерпретации следующее высказывание М.В. Ломоносова:
Повелитель многих языков язык российский не токмо обширностью мест, где он господствует, но купно и своим собственным пространством и довольствием велик перед всеми в Европе.
Дети обсуждают, справедливы ли для сегодняшнего дня слова, сказанные М.В. Ломоносовым в XVIII в.
Учитель. Что мешает нам ответить на поставленный вопрос?
Учащиеся. Мы не можем до конца понять высказывание, так как в нем есть непонятные слова.
Учитель. Назовем эти слова и выскажем свое мнение об их значении.
Учащиеся. Мы думаем, что «не токмо» означает «не только». «Довольствие» – это, наверное, то, что есть в языке. А «купно» – слово совсем незнакомое.
Учитель. Проверим наши суждения по словарю В.И. Даля: «не токмо» означает «не только»; «довольствие» – это «содержание»; «купно» – означает «вместе, совместно». Ваши суждения оказались верными.
Теперь пусть каждый из вас попробует перевести высказывание М.В. Ломоносова на современный язык. Сделаем это «про себя», не будем заранее оглашать полученный текст, чтобы не исказить слова великого человека, который писал более двух веков назад на принятом в те времена русском языке. Такой «перевод» нужен нам для лучшего понимания высказывания.
1. Баннов А.М. Учимся думать вместе: материалы для тренинга учителей. - М.: Интуит.ру, 2007. - 136 с.
2. Виноградова Н.Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования // Начальное образование. - 2008. - № 2. - С. 3-9.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
5. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. - СПб.: Речь, 2003. - 352 с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т.1. - СПб.: Питер, 2000. - 488 с.
7. Универсальные учебные действия как результат обучения в школе: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: ИСРО РАО, 2016. - 218 c.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 33 с.
9. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М: Педагогика, 1989. - 560 с.