Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Становление и развитие отечественного образования, включая профессиональное, – длительный и сложный процесс, обусловленный влиянием ряда факторов исторического, социокультурного, идейно-политического и экономического характера. В рамках данной статьи считаем целесообразным проанализировать некоторые тенденции образовательной культуры в знаменательную для отечественного педагогического направления эпоху ХVII – начала ХVIII в., предопределившую дальнейшее формирование русской национальной образовательной системы в интеграции ее воспитательного, духовно-нравственного, обучающего и профессионального компонентов. Становление системы отечественного профессионального образования и духовно-нравственного воспитания послужило предпосылкой к дальнейшему развитию и укреплению позиций Российского государства в мировом сообществе.

Ключевые слова:
отечественное образование, духовно-нравственное воспитание, православные ценности, профессиональное образование, историко-культурные аспекты образования, наука, культура, просвещение
Текст

Дело духовно-культурного образования и просвещения, возглавляемое представителями церковной элиты, ознаменовалось в XVII в. событием государственной важности — созданием училищного загородного Андреевского монастыря у подножия Воробьевых гор, рядом с дорогой в Киев и Киево-Печерскую лавру. Обитель воздвигалась на средства царя Алексея Михайловича Романова, а ее ктитором стал выдающийся меценат, благотворитель, сподвижник царя Федор Михайлович Ртищев (1626–1673). Основание духовного училища при Андреевском монастыре, получившее наименование «Ртищевское братство», состоялось по благословению высокообразованного патриарха Иосифа (1642–1652), всячески поддерживающего отечественное просветительство. Для осуществления своей цели — повышения уровня образования на Руси — боярин Федор Ртищев пригласил ученых монахов-братьев Иоанникия и Софрония Лихудов из Киева, которые около 1650 г. располагались и трудились в Андреевском монастыре. Просвещенные иноки, сведущие в языках и науках, а также священники и диаконы, искусные «в житии и чине и во чтении и пении церковном, и келейном правиле», прибывали не только из Киева, но и Белоруссии, Литвы, Греции и других земель [2]. Обитель была задумана ктитором Ф.М. Ртищевым в честь Спаса Преображения [11], однако киевляне, среди которых находился ученый иеромонах Епифаний Славинецкий [3], стали именовать монастырь Андреевским в честь апостола Андрея Первозванного.

Список литературы

1. ГИМ. Син. Собр. № 1198. Л. 321-322 (Слово к монахам).

2. ДРВ. - Ч. XVIII. С. 401-403.

3. Забелин И.Е. История города Москвы [Текст]. Т. 1. / И.Е. Забелин. - М., 1902. - С. 301.

4. Знаменский П.В. Руководство к Русской церковной истории [Текст] / П.В. Знаменский. - Минск: Белорусский эк- зархат, 2006. - С. 342-344.

5. Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви [Текст]. Т. 2 / А.В. Карташев. - Минск: Белорусский экзархат, 2007. - С. 254-255.

6. Магницкий Л.Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - СПб, 1890-1907.

7. Мысли русских патриархов: от начала до наших дней [Текст]. - М.: Изд-во Сретенского ставропигиального мужского монастыря, 1999. - С. 78, 116.

8. Первоиерархи православной церкви [Текст]. - М.: Изд-во РПЦ, 2009. - С. 39.

9. Румянцева В.С. Андреевский училищный монастырь в Москве в XVII в. // Культура средневековой Москвы: XVII в. - М., 1999. - С. 292-304.

10. Румянцева В.С. Монастыри и монашество в XVII веке [Текст] / В.С. Румянцева // Монашество и монастыри в России. XI-XX века: Исторические очерки. - С. 179, 184.

11. Румянцева В.С. Ф.М. Ртищев (1626-1673) [Текст] / В.С. Румянцева // Исторический лексикон: XVII в. - С. 599-603.

12. Харлампович К.В. Ртищевская школа [Текст] / К.В. Харлампович // Богословский вестник. Сергиев Посад, 1913. Апрель. - С. 8-10.

13. Шафажинская Н.Е. Монастырская просветительская культура России [Текст] / Н.Е. Шафажинская. - М.: Инфра-М, 2013. - 232 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?