В данной статье автор характеризует основные этапы становления и развития современной модели дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Российской Федерации, проблемы формирования нормативной правовой базы, ее организацию на уровне конкретного государственного органа. Большое внимание уделено анализу практики формирования и реализации государственного заказа на профессиональное развитие кадрового корпуса системы государственного управления, зарубежному опыту в исследуемой области. Делается вывод о необходимости совершенствования существующей модели как отстающей от современных реалий и не вполне соответствующей перспективам развития системы государственного управления и государственной службы.
реформирование и развитие государственной службы; государственные гражданские служащие; дополнительное профессиональное образование; индивидуальный план профессионального развития; программа профессионального развития; государственный заказ; рынок образовательных услуг; образовательный портал; механизмы функционирования системы дополнительного профессионального образования; система управления профессиональным развитием кадров.
Результаты реформирования государственной службы в определяющей мере зависят от уровня профессионализма кадров государственных органов, степени развития их профессиональной компетенции. «Эффективность нашего государства, - подчеркнул Д.А. Медведев, выступая 14 марта 2012 г. в Сколково в рамках «Открытого правительства», - в значительной мере зависит от того, кто работает на это государство, от того, какие люди представлены у нас во всех структурах власти… Поэтому проблема кадров, проблема личной составляющей и на государственной службе, и в целом, конечно, в стране исключительно важна» [5].
Приоритетными задачами органов государственной власти и научных коллективов является инициирование, разработка и внедрение в практику государственной службы инновационных идей, современных подходов и кадровых технологий. К числу таковых, четко сформулированных в федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», относятся требования по совершенствованию системы дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) государственных служащих, формированию и реализации программ подготовки кадров и их профессионального развития.
Российская государственная гражданская служба имеет уже достаточно долгую историю, на протяжении которой, так или иначе, решался вопрос профессионально-квалификационного развития ее персонала.
В этом процессе можно выделить, по крайней мере, два основных этапа:
- дореформенный этап (1991-2006 гг.);
- современный этап реформирования и развития (с 2007 г. - по настоящее время).
Что характерно для содержания этих этапов?
Дореформенный этап: 1991-2006 гг. (практически советская модель)
Для этого периода была характерна строгая централизация процессов обучения государственных служащих, их жесткая предопределенность на основе плана и государственного заказа. Всем участникам было ясно, какой государственный орган, в каком образовательном учреждении, в какие сроки, за какие средства и в каком количестве организует обучение своего персонала. Соответствующий механизм был отлажен до автоматизма, работал почти без сбоев, был понятен всем участникам данного процесса, но… он соответствовал прежней системе государственного управления и ему были присущи типичные ее недостатки, которые в определенной мере являлись логическим продолжением достоинств данной модели.
Главный недостаток заключался в отсутствии свободы государственного органа и конкретного государственного служащего в выборе формы обучения, его вида, продолжительности и конкретного содержания образовательной программы. Отсутствие конкуренции в образовательной среде (не только внешней, но и внутренней), неэффективность обратной связи с государственными органами, а порой и отсутствие желания и возможностей заказчика влиять на процесс обучения обусловливали проблемы качества обучения (учили тому, что могли образовательные учреждения), низкую оперативность процесса обучения в реакции на актуальные вызовы времени, потребности практики, что приводило к диспропорциям в сторону академичности в ущерб практичности обучения и пр. Сама жизнь требовала адекватных новым условиям моделей.
1. Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2007. - № 1(ч. 1). - Ст. 203.
2. Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261 «О федеральной программе “Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)”» // Российская газета. - 2009. - № 40.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 г. № 393 «Об определении размеров стоимости образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих и ежегодных отчислений на его научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение» // СЗ РФ. - 2008. - № 22. - Ст. 2574.
4. Панин И.Н., Пономаренко Б.Т., Анциферова И.В. Проектирование профессионального развития государственных гражданских служащих: Учебно-методическое пособие. - Курск: Изд-во Академии госслужбы, 2011.
5. URL: http://президент.рф/news/14773