DEVELOPMENT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF PUBLIC CIVILIAN EMPLOYEES
Abstract and keywords
Abstract (English):
In this article the author characterizes the main stages related to formation and development of modern model of additional professional education of public civilian employees in the Russian Federation as well as problems of regulatory legal base formation and its organization at the level of concrete government body. Great attention is paid to analysis related to practice of formation and implementation of the public order for professional development of public administration system’s staff corps and to foreign experience in studied area. The conclusion about need of improvement of existing model as lagging behind modern realities and not quite corresponding to development prospects of public administration and public service system is drawn.

Keywords:
reforming and development of public service, state civilian employees, additional professional education, individual plan of professional development, program of professional development, State order, market of educational services, educational portal, mechanisms of functioning of additional professional education system, control system of staff’s professional training.
Text

Результаты реформирования государственной службы в определяющей мере зависят от уровня профессионализма кадров государственных органов, степени развития их профессиональной компетенции. «Эффективность нашего государства, - подчеркнул Д.А. Медведев, выступая 14 марта 2012 г. в Сколково в рамках «Открытого правительства», - в значительной мере зависит от того, кто работает на это государство, от того, какие люди представлены у нас во всех структурах власти… Поэтому проблема кадров, проблема личной составляющей и на государственной службе, и в целом, конечно, в стране исключительно важна» [5].

Приоритетными задачами органов государственной власти и научных коллективов является инициирование, разработка и внедрение в практику государственной службы инновационных идей, современных подходов и кадровых технологий. К числу таковых, четко сформулированных в федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», относятся требования по совершенствованию системы дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) государственных служащих, формированию и реализации программ подготовки кадров и их профессионального развития.

Российская государственная гражданская служба имеет уже достаточно долгую историю, на протяжении которой, так или иначе, решался вопрос профессионально-квалификационного развития ее персонала.

В этом процессе можно выделить, по крайней мере, два основных этапа:

  • дореформенный этап (1991-2006 гг.);
  • современный этап реформирования и развития (с 2007 г. - по настоящее время).

Что характерно для содержания этих этапов?

Дореформенный этап: 1991-2006 гг. (практически советская модель)

Для этого периода была характерна строгая централизация процессов обучения государственных служащих, их жесткая предопределенность на основе плана и государственного заказа. Всем участникам было ясно, какой государственный орган, в каком образовательном учреждении, в какие сроки, за какие средства и в каком количестве организует обучение своего персонала. Соответствующий механизм был отлажен до автоматизма, работал почти без сбоев, был понятен всем участникам данного процесса, но… он соответствовал прежней системе государственного управления и ему были присущи типичные ее недостатки, которые в определенной мере являлись логическим продолжением достоинств данной модели.

Главный недостаток заключался в отсутствии свободы государственного органа и конкретного государственного служащего в выборе формы обучения, его вида, продолжительности и конкретного содержания образовательной программы. Отсутствие конкуренции в образовательной среде (не только внешней, но и внутренней), неэффективность обратной связи с государственными органами, а порой и отсутствие желания и возможностей заказчика влиять на процесс обучения обусловливали проблемы качества обучения (учили тому, что могли образовательные учреждения), низкую оперативность процесса обучения в реакции на актуальные вызовы времени, потребности практики, что приводило к диспропорциям в сторону академичности в ущерб практичности обучения и пр. Сама жизнь требовала адекватных новым условиям моделей.

References

1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 28 dekabrya 2006 g. № 1474 «O dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh Rossiyskoy Federatsii». SZ RF. - 2007. - № 1(ch. 1). - St. 203.

2. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 10 marta 2009 g. № 261 «O federal'noy programme “Reformirovanie i razvitie sistemy gosudarstvennoy sluzhby Rossiyskoy Federatsii (2009-2013 gody)”». Rossiyskaya gazeta. - 2009. - № 40.

3. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 26 maya 2008 g. № 393 «Ob opredelenii razmerov stoimosti obrazovatel'nykh uslug v oblasti dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya federal'nykh gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh i ezhegodnykh otchisleniy na ego nauchno-metodicheskoe, uchebno-metodicheskoe i informatsionno-analiticheskoe obespechenie». SZ RF. - 2008. - № 22. - St. 2574.

4. Panin I.N., Ponomarenko B.T., Antsiferova I.V. Proektirovanie professional'nogo razvitiya gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh: Uchebno-metodicheskoe posobie. - Kursk: Izd-vo Akademii gossluzhby, 2011.

5. URL: http://prezident.rf/news/14773

Login or Create
* Forgot password?