В статье представлен сравнительный анализ кадрового состава государственных служащих Республики Калмыкия и Волгоградской области. Выявлено отсутствие корреляции количественного состава кадров государственных служащих и эффективности их деятельности. Исследование автора базируется на широком привлечении соответствующих статистических данных зарубежных стран, России и ее регионов. Выделены основные тренды – такие, как самовозрастание государственных служащих (согласно закону Паркинсона), гендерная асимметричность в профессиональной структуре, циклический характер изменения численности государственных служащих.
государственные служащие; кадровый состав государственных служащих; гендерная асимметрия; возрастные категории.
Сравнительный анализ численного состава государственных служащих России и других стран
Огромная роль, которую играют государственные служащие в деятельности государства, делает необходимым тщательное изучение этой социально-профессиональной группы. В последние годы, несмотря на постоянные сокращения, отмечается рост численности этой социальной группы и расходов на содержание государственного аппарата. По данным Федеральной службы государственной статистики, в органах государственной власти Российской Федерации на региональном уровне (федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации) в 2011 г. замещали должности государственной гражданской службы 749,3 тыс. человек, или 71,0% от общей численности работников, занятых в этих органах [1]. Таким образом, в целом в стране численность работников на государственных должностях и должностях гражданской службы в органах государственной власти в 2011 г. составляет 1055,352 тыс. служащих. Тогда как, по данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 октября 2008 г. в России работало 846,307 тыс. государственных служащих. Следовательно, за три прошедших года штат сотрудников органов власти вырос на 209,045 тыс. человек, т.е. в самый разгар экономического кризиса происходит рост численного состава чиновников, в то время как на предприятиях и в бизнес-структурах наблюдался процесс сокращения кадров. По данным Росстата, только с октября 2008 г. по октябрь 2009 г. численность госслужащих увеличилась на 2,5%. На основании этих данных можно сделать предварительный вывод, что численный состав государственных служащих не соотносится с социальноэкономической ситуацией в стране.
Анализируя численный состав государственных служащих, следует отметить наличие двух точек зрения. На основании первой точки зрения в нашей стране происходит неконтролируемый процесс увеличения численности государственного аппарата, вторая - исходит из того, что миф о значительном увеличении численности бюрократии в России по сравнению с СССР несостоятелен [2, с. 33]. Проводимые реорганизации аппарата госуправления и постоянные сокращения численности госслужащих [3] демонстрируют сложность определения оптимальной численности государственных служащих. «Создается впечатление, что все преобразования в этой области осуществляются стихийно» [4, с. 99-108]. Мнение профессора В.Э. Бойкова не утратило свою актуальность и в настоящее время. По мнению ученого, в России пока «…не разработана научно обоснованная методология и методика определения оптимальной структуры государственных органов, с одной стороны, численности госаппарата и результативности его работы, с другой» [4, с. 99-108].
В связи с этим одним из показателей, определяющим оптимальную численность работников государственного аппарата, может стать сопоставление количества занятых в этой сфере в России и других странах. Так, в работах В.Е. Гимпельсона приводятся данные о занятых в сфере государственного управления в развитых странах и странах, ранее входивших в соцлагерь. Данные приводятся в процентном отношении как от всех занятых, так и от всего населения (табл. 1) [2, с. 33].
Таблица 1
Занятость в сфере государственного управления, 1995 г. (в %)
Страна | От всех занятых | От всего населения |
Россия (данные по России за 2000 г.) | 1,8 | 0,8 |
Болгария | 2,8 | 1,8 |
Венгрия | 5,9 | 2,7 |
Польша | 1,3 | 0,6 |
Словакия | 5,5 | 2,2 |
Австрия | 14,1 | 5,9 |
Германия | 6,3 | 3,0 |
Швеция | 16,8 | 3,4 |
Великобритания | 8,8 | 3,5 |
США |
7,8 |
4,4 |
Япония | 4,0 | 1,9 |
Грция | 4,3 | 1,5 |
Франция | 12,4 | 4,9 |
1. Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B08_99/IssWWW.exe/Stg/f2.htm
2. Гимпельсон В.Е. Численность и состав российской бюрократии: между советской номенклатурой и госслужбой гражданского общества: Препринт WP3/2002/05. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - С. 33. URL: ttolk.ru/?p=540
3. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов» // Российская газета. - 2011. - 2 янв. URL: http://www.rg.ru/2011/01/02/optimizacia-site-dok.html Рис. 2. Возрастная структура госслужащих Республики Калмыкия и Волгоградской области (октябрь 2011 г.)
4. Бойков В.Э. Государственные служащие: штрихи коллективного портрета // Социологические исследования. - 1997. - С. 99-108.
5. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р, в ред. распоряжения Правительства РФ от 9 февраля 2008 г. № 157-р, постановления Правительства РФ от 28 марта 2008 г. № 221) // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=86001
6. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2003.