В статье рассматриваются возможности использования технологии краудсорсинга в целях повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в контексте задач создания системы «Открытое правительство». Автор на основе проделанного анализа приходит к выводу, что потенциал краудсорсинга далеко не исчерпан, а его направления (разновидности) могут быть успешно использованы в решении целого ряда актуальных задач государственного и муниципального управления.
«Открытое правительство»; коммуникация; краудсорсинг; эффективность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Работа выполнена в рамках программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» на 2012-2016 годы «Развитие Алтайского государственного университета в целях модернизации экономики и социальной сферы Алтайского края и регионов Сибири», мероприятие «Академическая мобильность» (№ 2012.311.1.42)».
Сущность концепции «открытое правительство»
Динамика социального развития современного российского общества в значительной мере определяется характером и эффективностью информационно-коммуникационных процессов. Глобальные информационные сети радикально изменили характер общественных связей, информационного обмена, степень открытости политических структур и бизнеса. Резко возросло количество диалоговых форм в повседневных контактах людей, социальных групп и структур. Эти процессы нашли отражение в концепции «Открытое правительство», направленной на повышение качества взаимодействия общества со всеми уровнями власти. Формы реализации системы «Открытое правительстве» на уровне субъектов Российской Федерации отражены в концепции «Открытый регион».
Современные задачи развития системы государственного управления и ее научного осмысления обусловлены новым качеством информационных процессов, лавинообразным ростом процессов самоорганизации в обществе, а также явно запаздывающим, «догоняющим» характером реагирования органов власти всех уровней на изменения информационно-коммуникативных потребностей общества. Большинство исследований, посвященных коммуникативным практикам органов власти, рассматривают их в контексте взаимодействия со СМИ и институтами гражданского общества, понимаемыми преимущественно как НКО [1, с. 197-211; 2]. Однако в современной России такие структуры и самоорганизованные сообщества охватывают далеко не все слои населения и, соответственно, не могут претендовать на выражение интересов всех граждан. Нельзя оставлять без внимания права и потребности тех граждан, для которых выражение своих интересов через общественные организации невозможно или неприемлемо. Таким образом, взаимодействие органов власти со слабоструктурированными группами населения остается недостаточно осмысленным и изученным.
Президент Российской Федерации В.В. Путин и Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев неоднократно рекомендовали использовать возможности Интернета, социальных сетей, блогосферы, чтобы сделать власть более открытой и прозрачной, расширить участие граждан в решении самых важных вопросов, повысить качество государственного управления. Формирование в Российской Федерации системы «Открытое правительство» предполагает создание на основе интернет-ресурсов эффективных механизмов «обратной связи» с населением и общественного контроля над деятельностью органов власти.
Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» предусмотрено создание технических и организационных условий для публичного представления предложений граждан с использованием специализированного ресурса в сети «Интернет» с 15 апреля 2013 г. Достижение качественно нового уровня взаимодействия между органами государственного управления и населением требует внедрения технологии краудсорсинга.
Краудсорсинг: сущность, направления и виды
Термин «краудсорсинг» (от англ. сrowd - толпа и sourcing - источник, использование ресурсов) означает передачу отдельных функций неопределенному кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключение трудового договора. Краудсорсинг позволяет агрегировать информацию, опыт, мнения, прогнозы, предпочтения и оценки.
1. Мерсиянова И.В. Коммуникативное пространство органов власти и общественности на муниципальном уровне // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2008. - № 3.
2. Сунгуров А.Ю. Местное самоуправление и гражданское общество: опыт стабильных демократий // Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru
3. Информационный ресурс «Россиябездураков.рф». URL: http://россиябездураков.рф/rules/
4. Информационный ресурс «Россиябездураков.рф». URL: http://россиябездураков.рф/region/altayskiy-kray
5. Медведев Д.А. Государство и интернет: появились новые институты // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/news/15060
6. Коробова А.Н. Краудсорсинг в государственном секторе. Мировой и российский опыт. URL: http://www.cnews.ru/reviews/ppt/2012_04_05/18.Korobova_Anna.pdf
7. В Алтайском крае подведены промежуточные итоги акции «Мое предложение губернатору» // Официальный сайт Администрации Алтайского края. URL: http://www.altairegion22.ru/region_news/53331.html?sphrase_id=424522