СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ВУЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проанализированы условия, в которых функционируют современные университеты. Рассмотрены основные критерии эффективности деятельности вуза. Выявлены требования, предъявляемые к качеству человеческих ресурсов вуза в современных условиях. Описаны ключевые характеристики качества человеческих ресурсов вуза: компетентность, конкурентоспособность и вовлеченность. Установлено, что компетенции преподавателя должны быть согласованы со стратегией развития вуза. На личную конкурентоспособность влияют индивидуальные достижения. Вовлеченность оказывает прямое воздействие на результативность работы образовательной организации. Выделены подходы к разработке системы показателей эффективности деятельности преподавателя вуза. Определено, что требования к качеству зависят от государственной политики в сфере высшего образования и от стратегии вуза и установлено, что необходим механизм управления качеством человеческих ресурсов на уровне вуза.

Ключевые слова:
вовлеченность, качество человеческих ресурсов, компетентность, конкурентоспособность, показатели эффективности, университет, человеческие ресурсы.
Текст

Система высшего образования в России последние 25 лет находится в процессе непрерывных изменений, которые продиктованы внешними и внутренними социально-экономическими условиями. Скорость этих изменений постоянно нарастает, а характер позволяет рассматривать их как кардинальные изменения в сфере высшего образования. Следует отметить, что такая ситуация наблюдается и в мировом масштабе, где основные тренды определены как глобализация, «диджитализация», «геймификация» и персонализация образовательного контента.

Так, деятельность российских высших учебных заведений реализуется сегодня в следующих условиях:

  • повышение требований общества к качеству высшего образования (изменения, происходящие на рынке труда, стимулируют спрос на новые и доступные в оперативном режиме знания, при этом сами профессии и даже целые отрасли очень быстро трансформируются);
  • перманентное обновление государственных образовательных стандартов (на смену уже третьему поколению стандартов приходят так называемые стандарты «три плюс»);
  • появление новых образовательных технологий (в том числе дистанционные, интерактивные и т.п.);
  • организационные преобразования, связанные с переходом на трехуровневую систему подготовки (бакалавриат, магистратура, аспирантура);
  • новые экономические требования к деятельности вузов (расширение сектора коммерческих образовательных услуг за счет программ дополнительного образования, усиление конкуренции между вузами на рынке образовательных услуг, формирование внебюджетных фондов не только за счет образовательной, но и научно-исследовательской деятельности и т.д.);
  • формируется новая политика государства в отношении высшей школы (предполагающая повышение эффективности деятельности в рамках заданной Министерством образования и науки РФ системы параметров; целевое финансирование вузов в качестве федеральных, научно-исследовательских, ведущих и опорных; повышение конкурентоспособности ведущих университетов страны на мировом уровне в рамках проекта «5–100»; закрытие неэффективных вузов и т.д.).

 

Список литературы

1. Масалова Ю.А. Исследование вовлеченности профессорско-преподавательского состава университета [Текст] / Ю.А. Масалова // Университетское управление: практика и анализ. - 2016. - № 1 (101). - С. 76-82.

2. Масалова Ю.А. Формирование мотивации профессорско-преподавательского состава вуза, ориентированной на качество образовательного процесса [Текст]: дис. … канд. экон. наук / Ю.А. Масалова. - Иркутск, 2006. - 250 с.

3. Российский статистический ежегодник - 2015 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_13/Main.htm (дата обращения: 17.04.2016).

4. Исаев А.П. Сертификация преподавателей университета на основе оценки научно-педагогических компетенций [Текст]: методическое пособие / А.П. Исаев [и др.]; под общ. ред. А.П. Исаева. - Екатеринбург: Ажур, 2015. - 106 с.

5. Чиряева Н.Г. Рейтинг вуза как инструмент развития конкуренции [Текст] / Н.Г. Чиряева, В.В. Семенова // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2013. - № 24. - С. 176-181.

6. Сотникова С.И. Управление человеческими ресурсами в условиях реформирования системы образования [Текст]: коллективная монография / С.И. Сотникова [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. С.И. Сотниковой. - Новосибирск, 2014. - 199 с.

7. Сотникова С.И. Экономика и управление персоналом [Текст]: энциклопедический словарь / С.И. Сотникова [и др.]; под ред. проф. С.И. Сотниковой. - Новосибирск, 2012. - 468 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?