The article analyzes the conditions under which modern universities function. The main performance criteria of the university are considered. The article describes the requirements for the quality of human resources of the university at present time. the key characteristics quality are analyzed: competence, competitiveness, engagement. It has been established that the competence of the teacher should be consistent with the development strategy of the university. Over the competitiveness influences the individual achievement. Engagement has a direct impact on the effectiveness of the work of the university. The approaches to the formation of a system of performance indicators lecturer are defined. It was determined that the requirements depend on state policy in the field of higher education and the strategy of the university. It was found that a mechanism of quality management of human resources at the university is necessary.
engagement, quality of human resources, competence, competitiveness, performance indicators, University, human resources.
Система высшего образования в России последние 25 лет находится в процессе непрерывных изменений, которые продиктованы внешними и внутренними социально-экономическими условиями. Скорость этих изменений постоянно нарастает, а характер позволяет рассматривать их как кардинальные изменения в сфере высшего образования. Следует отметить, что такая ситуация наблюдается и в мировом масштабе, где основные тренды определены как глобализация, «диджитализация», «геймификация» и персонализация образовательного контента.
Так, деятельность российских высших учебных заведений реализуется сегодня в следующих условиях:
- повышение требований общества к качеству высшего образования (изменения, происходящие на рынке труда, стимулируют спрос на новые и доступные в оперативном режиме знания, при этом сами профессии и даже целые отрасли очень быстро трансформируются);
- перманентное обновление государственных образовательных стандартов (на смену уже третьему поколению стандартов приходят так называемые стандарты «три плюс»);
- появление новых образовательных технологий (в том числе дистанционные, интерактивные и т.п.);
- организационные преобразования, связанные с переходом на трехуровневую систему подготовки (бакалавриат, магистратура, аспирантура);
- новые экономические требования к деятельности вузов (расширение сектора коммерческих образовательных услуг за счет программ дополнительного образования, усиление конкуренции между вузами на рынке образовательных услуг, формирование внебюджетных фондов не только за счет образовательной, но и научно-исследовательской деятельности и т.д.);
- формируется новая политика государства в отношении высшей школы (предполагающая повышение эффективности деятельности в рамках заданной Министерством образования и науки РФ системы параметров; целевое финансирование вузов в качестве федеральных, научно-исследовательских, ведущих и опорных; повышение конкурентоспособности ведущих университетов страны на мировом уровне в рамках проекта «5–100»; закрытие неэффективных вузов и т.д.).
1. MasalovaY.А. Research of employee university engagement. Universitetskoe upravlenie: praktika I analis. [University Management: Practice and Analysis], 2016. I. 1 (101), pp. 76-82. (in Russian)
2. Masalova Y.А. Formation of motivation of the teaching staff of the university, focused on the quality of the educational process [Thesis for the degree of Candidate of Economic Sciences]. Irkutsk, 2006. 250 p.
3. Statistical Yearbook - 2013. Rossiskiy statisticheskiy sbornik [Statistical Yearbook], 2013. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/Main.htm (Accessed 23 March 2016).
4. Certification of faculty based on an assessment of scientific and pedagogical skills. Ekaterinburg, Ajur Publ., 2015. 106 p. (in Russian)
5. Chiryaeva N.G., Semenova V.V. Rating the university as a tool for the development of competition. Problemi perspektiv rasvitiy obrasovaniy v Possii [Problems and prospects of development of education in Russia], 2013, I. 24, pp. 176-181. (in Russian)
6. Management of human resources in the conditions of reforming of an education system: the collective monograph. Kollektivnay monograviy [Collective monograph]. Novosibirsk, 2014. 199 p.
7. Economics and Human Resource Management. Enziklopediheskiy slovar [Collegiatedictionary]. Novosibirsk, 2012. 468 p.