Статья представляет собой опыт исследования малоизученной концепции личности философа ХХ в. М.М. Рубинштейна. Предпринята попытка соотнести смысловые центры его концепции с общей тенденцией развития отечественного философского знания 20–30-х гг. ХХ столетия. Используя синхронический и диахронический подходы к изучению проблемы, герменевтический и аналитический методы исследования, автор определяет терминологические границы онтогносеологической, социально-философской и психологической трактовок понятия личности как фундаментальной философской категории.
концепция личности, субстанциональность, субъективность, личностность
Продолжая повествование о философской концепции личности М.М. Рубинштейна, отметим, что аксиологический момент в познании играет для него главенствующую роль. Но если для М.М. Рубинштейна невозможно требовать безотносительного познания, то требовать безотносительного существования как раз можно и даже необходимо в целях обеспечения безотносительности самого акта познания как такового.
Ранее отмечалось, что понятие «личность» всегда отсылает к соотносимости с божественной субстанцией. Именно поэтому прав К.В. Фараджев, утверждающий в своей вступительной статье к книге «О смысле жизни» М.М. Рубинштейна следующее: «Основное отличие понятия индивидуальности от понятия личности заключается, согласно его (М.М. Рубинштейна. — Ю.К.) концепции, в нормативно-ценностном аспекте — индивидуальность развивается в соответствии с природными закономерностями, личность является уже порождением мира культуры с его идеальными нормами и ценностями» [10, с. 36].
Таким образом, у М.М. Рубинштейна мы находим очевидное понимание личности в широком, субстанциональном, и узком, социально-философском, понятийных смыслах. Эти смыслы причудливо и не всегда непротиворечиво переплетаются между собой на страницах исследуемого труда, являя синкретический характер философствования тех лет, когда в одном произведении сразу несколько понятийных пластов введенного в оборот понятия используются параллельно, не вытесняя, а предполагая друг друга, образуя собой неразрывное, многофункциональное единство.
1. Абульханова К.А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С.Л. Рубинштейна [Текст] / К.А. Абульханова // Сергей Леонидович Рубинштейн; под ред. К.А. Абульхановой. Серия «Философия России второй половины ХХ века». - М.: РОССПЭН, 2010. - С. 76-118.
2. Веселова Е.К. Философская антропология и психология Спинозы в контексте духовно-нравственного становления человека [Текст] / Е.К. Веселова, М.Я. Дворецкая. - СПб.: Общество памяти игуменьи Таисии, 2011.
3. Колесниченко Ю.В. Философия личности как преодоленная феноменология. Вл. Соловьев и М.М. Бахтин» [Текст] / Ю.В. Колесниченко // Вопросы философии. - 2012. - № 1. - С. 105-117.
4. Психологическая наука в России ХХ века [Текст]: учеб. пособие / под ред. А.В. Брушлинского - М.: Институт психологии РАН, 1997.
5. Ракитянский Н.М. Концепт и принцип субъектности в политико-психологических исследованиях [Текст] / Н.М. Ракитянский // Российская политическая наука: истоки, традиции и перспективы: 21-22 ноября 2014 г. [Электронный ресурс]. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. - С. 408.
6. Ракитянский Н.М. Потенциал русской философско-психологической школы и методология портретирования личности политика [Текст] / Н.М. Ракитянский, Ю.В. Колес-ниченко // Вестник МГУ. Политические науки. - 2014. - № 6. - С. 7-30.
7. Рубинштейн М.М. О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу [Текст] / М.М. Рубинштейн: В 2 т. - М.: Территория будущего, 2008.
8. Рубинштейн М.М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой [Текст] / М.М. Рубинштейн // Педагогическая мысль. - 1921. - № 9-12.
9. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Ученые записки высшей школы г. Одессы. - Одесса: Издание Одесского Губернского комитета специально-научного и профессионально-технического образования. - 1922. - Т. 2. - С. 148-154.
10. Фараджев К.В. Философия и жизнь Моисея Рубинштейна [Текст] / К.В. Фараджев // Вступит. статья к книге М.М. Рубинштейна «О смысле жизни». Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу. - М.: Территория будущего. - Т. 1. - 2008. - С. 7-40.
11. Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна [Текст]; под ред. К.А. Абульхановой, С.В. Тихомировой. - М.: Институт психологии РАН, 2011.
12. Щедрина Т.Г. Архив эпохи: тематическое единство русской философии [Текст] / Т.Г. Щедрина. - М.: РОСС-ПЭН, 2008.