РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ МИРА И ТОЛЕРАНТНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В публикации аргументированно доказывается тот факт, что ключевая роль в формировании у подрастающего поколения культуры мира и толерантности в современных российских реалиях принадлежит системе школьного образования. Очень важна подготовка молодежи к жизни в полиэтничном и поликультурном мире, предполагающая формирование такого качества личности, как межэтническая толерантность. Условием формирования толерантности должна стать благоприятная социально-педагогическая среда, в рамках которой школьники приобретают навыки взаимопомощи, делового общения. Совместная работа педагогов, психологов, представителей науки и образования, социальных работников позволяет выявлять основные проблемы, стоящие на пути формирования толерантного мышления. Высокий уровень этнической толерантности современного выпускника школы характеризуется наличием подлинного интереса к национально своеобразным условиям жизни, труда, взаимоотношений представителей различных этнических общностей; знанием норм и правил, которые регулируют взаимоотношения представителей разных этнических общностей, способностью выработать их применительно к конкретным обстоятельствам ситуации межэтнической коммуникации с учетом взаимных интересов сторон.

Ключевые слова:
толерантность, культура мира, этнокультурные коммуникации, поликультурный мир, общеобразовательная школа, кросс-культурные методы.
Текст

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КУЛЬТУРЫ МИРА — ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

В Программе действий в области культуры мира, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 сентября 1999 г., суммированы основные принципы Хартии ООН, Устава ЮНЕСКО и Всеобщей Декларации прав человека. В ней особое место отводится образованию, поскольку оно является одним из основных средств созидания культуры мира.

Культура мира остается важным средством достижения устойчивого и безопасного развития. Воспитание жителей столицы в духе мира, прав человека, демократии осуществляется в интересах достижения согласия и взаимопонимания социальных общностей.

Образовательное учреждение — своеобразная лаборатория культуры мира. Каждая дисциплина, каждое мероприятие открывает возможность для ознакомления учащихся с концепциями, ценностями и практикой, посредством которых толерантность обогащает жизнь. Общеобразовательная школа в Москве по своему составу многонациональна, поэтому очень важно воспитание толерантности детей в отношениях с людьми других национальностей и культур.

В этой связи, семья, школа, общественность, образование и воспитание играют немалую роль в становлении культуры мира.

В процессах роста социального разнообразия в обществе именно образование может и должно выполнять задачу конструирования социальных норм толерантности и стать политическим инструментом обеспечения согласия, гармоничного сосуществования социальных групп с разными интересами. Поэтому, формируя взаимопонимание и доверие в обществе, в  образовательном учреждении, мы тем самым снижаем уровень социальных рисков, упреждаем террор и насилие.

Исходя из процессов всеобщей технологизации и накопленного опыта по реализации программных мероприятий формирования толерантной личности, целеполагающий аспект мы сосредоточили на технологиях мирокультурного строительства. Речь идет об активном включении как молодежи, так и взрослого населения в просветительский университет.

Десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты 2001–2010 гг. было инициировано Программой ООН и ЮНЕСКО. В связи с завершением Международного 10-летия культуры мира и ненасилия важен поиск путей реализации его идеалов на ближайшие годы. Воспитательный процесс в школьной среде по утверждению идей прав человека, свободы, справедливости, взаимопонимания между народами продолжается нами и сегодня. Представляется также целесообразным развертывание работы по претворению в жизнь мирокультурных идеалов оптимизма, что является актуальным в связи с предстоящими зимними Олимпийскими играми 2014 г. в Сочи.

Список литературы

1. Абдулатипов Р.Г. Культурный код многонациональной России. - М., 2012.

2. Безюлева Г.В., Бондырева С.С., Шеламива Г.М. Толерантность в пространстве образования. Учеб. пособие. - М., МПСИ, 2005.

3. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003.

4. Дмитриев А.В., Назарова Е.А. Миграционные проблемы Москвы. Социологические очерки. - М.: Альфа-М, 2011.

5. Комплексная городская программа «Москва на пути к культуре мира (основные направления)»: Одобрена Правительством Москвы от 30 ноября 1999 г. № 1100// Московское межнациональное совещание-99 (Итоги работы Московского межнационального совещания при Комитете общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы). - М.: Этносфера, 2000. С. 99-115.

6. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб., 2006.

7. Многоликая глобализация: Культурное разнообразие в современном мире / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона; пер с англ. В.В. Сапова; под ред. М.М. Лебедевой. - М.: АспектПресс, 2004.

8. Назаров А.Д., Назарова Е.А. Роль общественных объединений в гармонизации межнациональных отношений и адаптации мигрантов как элемент социальной политики (на примере столичного мегаполиса) // Социальная политика в контексте межсекторального взаимодействия / Институт социологии РАН. - М.: Изд. Гл. арх. управление г. Москвы, 2009.

9. Противодействие экстремизму и утверждение толерантности в российском обществе (материалы общественных слушаний, Москва, 24 марта 2006 г.) // Единство и многообразие России: материалы Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам толерантности и свободы совести. - М., 2007. С. 16-51.

10. Реализация программы культуры мира с образовательными учреждениями и партнерами ближнего и дальнего зарубежья: Научно-методический сборник. - М.: Московскй институт экономики, политики и права, 2006.

11. Сорокин П.А. Социальная культурная динамика. - М., 2006.

12. Танги А. Великая миграция и россияне после падения железного занавеса / Пер с фр. М. Майзульса, И. Мироненко-Маренковой. - М.: РОССПЭН, 2012.

13. Ушакова С.С. Реализация основных принципов мирокультурного взаимодействия в условиях г. Москвы // Поликультурное образование. Сер. «Наша новая школа». Некоторые аспекты формирования толерантности в образовательных учреждениях ЮЗАО. - М., 2010. С. 113-116.

14. Ушакова С.С., Назарова Е.А. Развитие человеческого потенциала и социальной интеграции в системе школьного образования: проблемы и перспективы // Человеческий капитал. - 2012. № 9 (45).

15. Ушакова С.С. К согласию в мире / Реализация программы культуры мира с образовательными учреждениями - партнерами ближнего и дальнего зарубежья: Научно-методический сб. - М.: Московский институт экономики, политики и права, 2006.

16. Шарков Ф.И. Коммуникология. Основы теории коммуникации. - М.: Дашков и Ко, 2012.

17. Коммуникология: Энциклопедический словарь-справочник. - М.: Дашков и Ко, 2009.

Войти или Создать
* Забыли пароль?