THE MODERN SCHOOLS ROLE IN PROMOTING A PEACE AND TOLERANCE CULTURE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article argued and proved by the fact that the main role in the formation of the younger generation of a culture of peace and tolerance in contemporary Russian reality belongs to the school system. Very important is to prepare young people for life in a multiethnic and multicultural world , suggesting the formation of such personality traits as inter-ethnic tolerance . Condition for the formation of tolerance should be a favorable social and educational environment in which students learn skills mutual business communication. The joint work of teachers, psychologists , representatives of science and education , and social workers can identify major problems standing in the way of formation of tolerant thinking. The high level of ethnic tolerance of modern graduate school is characterized by: the presence of a genuine national interest in the peculiar conditions of life, work , relationships, representatives of various ethnic communities; knowledge of the rules and regulations that govern the relationship between members of different ethnic communities to develop their capacity to the particular circumstances of the situation of inter-ethnic communication the mutual interests of the parties.

Keywords:
tolerance, culture of peace, ethnocultural communication, polycultural world, comprehensive school, cross-cultural practices.
Text

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КУЛЬТУРЫ МИРА — ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

В Программе действий в области культуры мира, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 сентября 1999 г., суммированы основные принципы Хартии ООН, Устава ЮНЕСКО и Всеобщей Декларации прав человека. В ней особое место отводится образованию, поскольку оно является одним из основных средств созидания культуры мира.

Культура мира остается важным средством достижения устойчивого и безопасного развития. Воспитание жителей столицы в духе мира, прав человека, демократии осуществляется в интересах достижения согласия и взаимопонимания социальных общностей.

Образовательное учреждение — своеобразная лаборатория культуры мира. Каждая дисциплина, каждое мероприятие открывает возможность для ознакомления учащихся с концепциями, ценностями и практикой, посредством которых толерантность обогащает жизнь. Общеобразовательная школа в Москве по своему составу многонациональна, поэтому очень важно воспитание толерантности детей в отношениях с людьми других национальностей и культур.

В этой связи, семья, школа, общественность, образование и воспитание играют немалую роль в становлении культуры мира.

В процессах роста социального разнообразия в обществе именно образование может и должно выполнять задачу конструирования социальных норм толерантности и стать политическим инструментом обеспечения согласия, гармоничного сосуществования социальных групп с разными интересами. Поэтому, формируя взаимопонимание и доверие в обществе, в  образовательном учреждении, мы тем самым снижаем уровень социальных рисков, упреждаем террор и насилие.

Исходя из процессов всеобщей технологизации и накопленного опыта по реализации программных мероприятий формирования толерантной личности, целеполагающий аспект мы сосредоточили на технологиях мирокультурного строительства. Речь идет об активном включении как молодежи, так и взрослого населения в просветительский университет.

Десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты 2001–2010 гг. было инициировано Программой ООН и ЮНЕСКО. В связи с завершением Международного 10-летия культуры мира и ненасилия важен поиск путей реализации его идеалов на ближайшие годы. Воспитательный процесс в школьной среде по утверждению идей прав человека, свободы, справедливости, взаимопонимания между народами продолжается нами и сегодня. Представляется также целесообразным развертывание работы по претворению в жизнь мирокультурных идеалов оптимизма, что является актуальным в связи с предстоящими зимними Олимпийскими играми 2014 г. в Сочи.

References

1. Abdulatipov R.G. Kul´turnyy kod mnogonatsional´noy Rossii. - M., 2012.

2. Bezyuleva G.V., Bondyreva S.S., Shelamiva G.M. Tolerantnost´ v prostranstve obrazovaniya. Ucheb. posobie. - M., MPSI, 2005.

3. Bondyreva S.K., Kolesov D.V. Tolerantnost´ (vvedenie v problemu). - M.: Izd-vo MPSI; Voronezh: MODEK, 2003.

4. Dmitriev A.V., Nazarova E.A. Migratsionnye problemy Moskvy. Sotsiologicheskie ocherki. - M.: Al´fa-M, 2011.

5. Kompleksnaya gorodskaya programma «Moskva na puti k kul´ture mira (osnovnye napravleniya)»: Odobrena Pravitel´stvom Moskvy ot 30 noyabrya 1999 g. № 1100// Moskovskoe mezhnatsional´noe soveshchanie-99 (Itogi raboty Moskovskogo mezhnatsional´nogo soveshchaniya pri Komitete obshchestvennykh i mezhregional´nykh svyazey Pravitel´stva Moskvy). - M.: Etnosfera, 2000. S. 99-115.

6. Likhachev D.S. Izbrannye trudy po russkoy i mirovoy kul´ture. - SPb., 2006.

7. Mnogolikaya globalizatsiya: Kul´turnoe raznoobrazie v sovremennom mire / Pod red. P. Bergera i S. Khantingtona; per s angl. V.V. Sapova; pod red. M.M. Lebedevoy. - M.: AspektPress, 2004.

8. Nazarov A.D., Nazarova E.A. Rol´ obshchestvennykh ob´´edineniy v garmonizatsii mezhnatsional´nykh otnosheniy i adaptatsii migrantov kak element sotsial´noy politiki (na primere stolichnogo megapolisa). Sotsial´naya politika v kontekste mezhsektoral´nogo vzaimodeystviya / Institut sotsiologii RAN. - M.: Izd. Gl. arkh. upravlenie g. Moskvy, 2009.

9. Protivodeystvie ekstremizmu i utverzhdenie tolerantnosti v rossiyskom obshchestve (materialy obshchestvennykh slushaniy, Moskva, 24 marta 2006 g.). Edinstvo i mnogoobrazie Rossii: materialy Komissii Obshchestvennoy palaty RF po voprosam tolerantnosti i svobody sovesti. - M., 2007. S. 16-51.

10. Realizatsiya programmy kul´tury mira s obrazovatel´nymi uchrezhdeniyami i partnerami blizhnego i dal´nego zarubezh´ya: Nauchno-metodicheskiy sbornik. - M.: Moskovsky institut ekonomiki, politiki i prava, 2006.

11. Sorokin P.A. Sotsial´naya kul´turnaya dinamika. - M., 2006.

12. Tangi A. Velikaya migratsiya i rossiyane posle padeniya zheleznogo zanavesa / Per s fr. M. Mayzul´sa, I. Mironenko-Marenkovoy. - M.: ROSSPEN, 2012.

13. Ushakova S.S. Realizatsiya osnovnykh printsipov mirokul´turnogo vzaimodeystviya v usloviyakh g. Moskvy. Polikul´turnoe obrazovanie. Ser. «Nasha novaya shkola». Nekotorye aspekty formirovaniya tolerantnosti v obrazovatel´nykh uchrezhdeniyakh YuZAO. - M., 2010. S. 113-116.

14. Ushakova S.S., Nazarova E.A. Razvitie chelovecheskogo potentsiala i sotsial´noy integratsii v sisteme shkol´nogo obrazovaniya: problemy i perspektivy. Chelovecheskiy kapital. - 2012. № 9 (45).

15. Ushakova S.S. K soglasiyu v mire / Realizatsiya programmy kul´tury mira s obrazovatel´nymi uchrezhdeniyami - partnerami blizhnego i dal´nego zarubezh´ya: Nauchno-metodicheskiy sb. - M.: Moskovskiy institut ekonomiki, politiki i prava, 2006.

16. Sharkov F.I. Kommunikologiya. Osnovy teorii kommunikatsii. - M.: Dashkov i Ko, 2012.

17. Kommunikologiya: Entsiklopedicheskiy slovar´-spravochnik. - M.: Dashkov i Ko, 2009.

Login or Create
* Forgot password?