Деятельность государства играет важнейшую функцию в выработке и реализации молодежной политики России, она направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Важнейшим средством вовлечения молодежи в общественно-политическую жизнь и социально-трудовые отношения является формирование системы идей и принципов относительно места и роли молодого поколения в обществе, составляющее базу для эффективной совместной практической деятельности государства, работодателей, общественных организаций и других социальных институтов по реализации этих идей и положений в целях формирования и развития молодежи, реализации ее творческих потенций в интересах общества. В статье рассмотрены проблемы распределения ответственности между государством, бизнесом и некоммерческим сектором при реализации молодежной политики России и других стран.
социальная политика государства, молодежная политика, молодежь, трудовые ресурсы, занятость.
СООТНЕСЕНИЕ ПОЛИТИКИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ С МОДЕЛЯМИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СТРАН
Социальная политика в отношении молодежи (в прикладном контексте) — это совокупность (система) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения в возрасте 14–29 лет.
В зависимости от характера проводимой в стране социальной политики в целом [1] молодежная политика может проводиться в рамках социал-демократической, консервативной, либеральной и «католической» социальной политики.
Основным принципом социал-демократической модели социальной политики (Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия) [3] является интеграция всех слоев населения в систему социальной поддержки и универсализм в распределении социального обеспечения: все граждане имеют равное право на социальное обеспечение через государственный бюджет. Данная модель базируется на том, что социальная защита должна быть непрерывной, охватывать все сферы жизнедеятельности и быть гибкой, доступной и способной выравнивать социальные условия для всех групп населения.
Либеральная модель (США, Великобритания, Англия и Ирландия) [3] также рассматривает рынок как наиболее важную сферу для организации человеческого взаимодействия. Вместе с тем она имеет ряд особенностей:
- предусматривает социальное обеспечение остаточного типа, т.е. граждане должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения;
- государство несет ограниченную, и, тем не менее, всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от наличия большого объема добровольной и неформальной помощи.
Центральным звеном консервативной модели (Германия, Франция, Австрия, Бельгия) [3] является ориентация системы социального обслуживания населения на рынок и страхование. Модель базируется на «принципе достижений» — труд определяет последующее социальное обеспечение. Социальное обслуживание (социальные услуги) государство не организует. Проблемы возникают у тех слоев населения, которые не работают и не имеют страховок, так как степень налогового перераспределения невелика. Они вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно небольшую. При этом бюджетные отчисления и страховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны, основными каналами перераспределения являются как государственные, так и частные социально-страховые фонды.
1. О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р (ред. от 16.07.2009) // Собрание законодательства РФ, № 52 (ч. III), ст. 5622. 2006. 25 декабря.
2. Молодежь в России. 2010: Стат. сб. ЮНИСЕФ, Росстат. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2010.
3. Кибанов А.Я., Ловчева М.В., Лукьянова Т.В. Анализ молодежной политики в европейских и азиатских странах с учетом распределения ответственности государства, бизнеса и некоммерческого сектора // Вестн. ун-та. - М.: Издательский Дом ГУУ, 2011.
4. Кибанов А.Я., Ловчева М.В., Лукьянова Т.В. Реализация молодежной политики в Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2012.
5. Кибанов А.Я., Ловчева М.В., Лукьянова Т.В. Молодежная политика в России и зарубежных странах. - М.: Издательский дом ФГБОУВПО ГУУ, 2012.
6. Ловчева М.В., Кибанов А.Я., Лукьянова Т.В. Результаты реализации молодежной политики в России // Концепт. 2013. № 1 (янв.). URL: http://e-koncept.ru/2013/13014.htm. - Гос.рег. Эл.No ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X (дата обращения 24.05.2013).
7. Юзефавичус Т.А. Проблемы социальной работы с молодежью. - М.: ИЦ Академия, 2010.
8. Kibanov A., Lovcheva M., Lukyanova T. The results of Implementation of the Youth Policy in Russia // DOAJ - Lund University: Koncept: Scientific and Methodological e-magazine. - Lund, Sweden. 2013. Vol. 1. № 1. - URL: http://www.doaj.org/doaj?func=issueTOC&isId=159472