РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлен комплексно-модульный подход к формированию развивающей предметно-пространственной среды детского сада на основе системы педагогики Ф. Фрёбеля, деятельностного подхода и принципов стимулирования процесса самообразования детей. Описана специфика отбора игрового оборудования, образовательных средств и методов для наполнения модулей развивающей предметно-пространственной среды детского сада, исходя из семи основных видов культурных практик. Рассмотрены особенности использования «облачной структуры» как части комплексно-модульного подхода к развивающей предметно-пространственной среде детского сада.

Ключевые слова:
педагогическая система Ф. Фрёбеля, развивающая предметно-пространственная среда, культурные практики, комплексно- модульный подход, ситуация социального развития в дошкольном возрасте, «облачная структура».
Текст

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (РППС ДО), с одной стороны, должна соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольной организации (ФГОС ДО), а с другой – способствовать реализации программы, по которой работает образовательная организация.

Если ситуация социального развития понимается как система отношений, возникающая между ребенком и окружающим его социумом в данный возрастной период, где взаимоотношения выстраиваются между взрослыми, детьми и окружающей средой, то и организация развивающей предметно-пространственной среды должна строиться на раскрытии системы этих отношений как направлений культурных практик ребенка в дошкольном возрасте.

Это особенно важно для формирования социальных ролей, которые станут основными в процессе обучения в школе, поэтому создание РППС ДО вносит свой существенный вклад в подготовку дошкольников к школе.

Напомним читателям, что культурные практики – это та основа деятельности ребенка, которая позволяет ему понимать содержание и создавать формы взаимодействия с окружающим миром и самим собой. Для реализации этой деятельности нужна специально организованная образовательная среда.

Список литературы

1. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО: методические рекомендации / Ю.В. Карпова, В.В. Кожевникова, А.В. Соколова; под. общ. ред. В.В. Кожевниковой. - М.: ВАРСОН, 2014; Самара: Светоч, 2014.

2. Конференция ЮНЕСКО, Париж, 1974 г. // Прокопенко И. Модулна система за усъвършенствувание на руководни кадри на низова и средни звена. Проблема на труда. - София. - 1985. - № 2. - С. 16, 50.

3. Перлз Ф., Гудмен П. Теория гештальт-терапии. Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 384 с.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения: 18.05.2016).

5. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек» / Утв. решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 798 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tsouz.ru/KTS/KTS31/Pages/R_798.aspx (дата обращения: 19.05.2016).

6. Фрёбель Ф. Педагогические сочинения. В 2 т. / пер. с нем. - М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1913.

7. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. - Каунас: Швиеса, 1989. - 272 с.

8. Hermann Froebel’s. Kindergarten and What It Means. The Irish Monthly, 54 (634), 1926.

9. Sroufe L.A. Emotional Development: The Organization of Emotional Life in the Early Years., Cambridge: Cambridge University Press. 1997.

Войти или Создать
* Забыли пароль?