РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В 20–30-Е ГГ. ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрываются особенности содержания отечественного образования и организации педагогического процесса в начальной школе в 20–30-е гг. XX в. Особое внимание уделяется особенностям функционирования начальной школы в Средневолжском крае. Подчеркивается направленность процесса образования на формирование у школьников активной жизненной позиции, воспитание самостоятельности и инициативности, веры в светлое будущее страны.

Ключевые слова:
отечественное образование, период 20–30-х гг. XX в., педагогический процесс, содержание образования, всеобщая грамотность, бесплатное обучение, идеологические задачи, школа как проводник государственной политики, комплексные учебные программы, бригадно-лабораторный метод, метод проектов, активная гражданская позиция школьника.
Текст

Развитие системы образования в стране стало одним из приоритетов сразу после установления в России новой государственной власти. Уже на следующий день после Октябрьской революции был образован Народный комиссариат по просвещению. Главной задачей новой демократической власти стало достижение всеобщей грамотности путем организации сети школ и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения.

Важно отметить, что школа с самого начала рассматривалась не только как заведение, дающее определенную сумму знаний. Являясь неотъемлемой частью общественной жизни, школа рассматривалась проводником идей государства. Ее главной целью было формирование у подрастающего поколения убеждения в правоте государственной политики.

Сохранившаяся от дореволюционной школы и подвергавшаяся резкой критике классно-урочная система преподавания была отменена в начале 20-х годов. Необходимо было найти такую форму организации педагогического процесса, которая позволила бы максимально использовать его для решения основной задачи новой школы: воспитывать молодое поколение. Такой формой стала комплексно-проектная система.

Список литературы

1. Афанасьев П.О. Мир: рабочая книга для первого года обучения в городских школах. - М.; Л.: Госиздат, 1928. - 193 с.

2. Багрова Н.А. Становление школьного исторического образования в Советской России (1920-1934 гг.): дис. … канд. ист. наук. Ростов н/Д, 2001. - 198 с.

3. Власов В.А. Школа и общество. Поиски путей обновления образования: вторая половина XIX - первая треть XX в. - Пенза: ИПКиПРО, 1998. - 259 c.

4. Как улучшить педагогическую работу в школе I ступени: инструктивно-методическое письмо // Методический путеводитель. - 1931. - № 2.

5. Лабораторно-исследовательский метод в ФЗС и ШКМ // Методический путеводитель для работников массовых школ. - 1931. - № 18.

6. Мальцев К. За марксистско-ленинское содержание школьных программ. - М.; Л.: Гос. учебно-педагогическое изд-во, 1932. - 20 с.

7. Методический путеводитель для работников массовых школ. - М.: Самара, 1931. № 3.

8. Пискунов А.И. История педагогики: учеб. пособие для пед. ун-тов. В 2 ч. Ч. 2 / А.И. Пискунов [и др.]. - М.: Сфера, 1998. - 304 с.

9. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1 / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 608 с.

10. Шибанов Л.Л., Исаев С.Е. Юным разведчикам: учебник по естествознанию. 3-й год обучения. - М.; Л.: Госиздат, 1932. - 168 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?