Балльно-рейтинговая система оценки студентов: опыт реализации
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Cтатья посвящена реализации балльно-рейтинговой системы оценки студентов в рамках присоединения высшего образования России к Болонскому процессу. На основе применения системы в условиях конкретного вуза (факультета, преподаваемой учебной дисциплины) делается вывод как о преимуществах данного подхода к оценке знаний, так и проявившихся издержках (недостатках).

Ключевые слова:
Болонский процесс; университет; европейская кредитная система; балльно-рейтинговая система; зачетная единица.
Текст

Болонский процесс в России

Присоединение России к Болонскому процессу существенно повлияло на цели и содержание образовательных реформ, на высшее образование в целом и на систему оценивания знаний студентов в частности.

Как известно, важнейшими направлениями деятельности для стран — участниц Болонского процесса являются:

  • введение трехуровневой структуры высшего образования (бакалавр-магистр-доктор);
  • использование кредитной системы ECTS (European Credit Transfer System), которая является общим базисом для национальных кредитных систем;
  • рост мобильности студентов, преподавателей и персонала, формирование подлинной культуры мобильности и проведение политики международной открытости вузов;
  • развитие сотрудничества в области качества образования в направлении общеевропейского понимания; объединение академических ресурсов и культурно-образовательных традиций в целях разработки и реализации интегрированных образовательных программ; формирование подхода к образованию как к процессу, длящемуся всю жизнь;
  • активизация роли студенчества в осуществлении Болонских преобразований (студенты должны участвовать в них как компетентные, активные и творческие партнеры);
  • повышение привлекательности европейских вузов, призванных стать открытыми для всех регионов мира, являться органической составляющей международного академического сотрудничества, в котором доминируют подлинные академические ценности [2, с. 7].

Одной из важных задач, которую необходимо решить в рамках согласованной программы действий стран — участниц Болонского процесса по созданию европейского пространства высшего образования, является переход к выражению трудоемкости обучения не в часах, а в зачетных единицах. Зачетные единицы характеризуют трудоемкость образовательной программы с учетом всех ее составляющих: учебных занятий, самостоятельной работы, практик, промежуточных и итоговой аттестаций и др. В зарубежных образовательных системах эквивалентом российского термина «зачетная единица» является термин «кредит». Российскую зачетную единицу предлагается определить как соответствующую 30 часам всей учебной работы студента (аудиторная, самостоятельная, включая подготовку к текущей и итоговой аттестациям) [2, с. 17—19].

Преимущества и задачи рейтинговой системы оценки знаний

Важнейшей составляющей системы зачетных единиц является рейтинговая система оценки знаний. Она позволяет реализовывать механизмы обеспечения качества и оценки результатов обучения, активировать учебную работу студентов, у которых появляются стимулы управления своей успеваемостью [2, с. 60, 61].

Основными задачами балльно-рейтинговой системы (БРС) оценки успеваемости студентов являются:

  • повышение мотивации студентов к активной систематической работе в процессе изучения учебной дисциплины, подготовки и защиты курсовой работы, квалификационной работы, магистерской диссертации, прохождения практики и т.п.;
  • обеспечение текущего систематического контроля выполнения и усвоения студентами учебного материала;
  • получение дифференцированной оценки знаний, умений и навыков студентов; обеспечение объективности и прозрачности оценки знаний, умений и навыков студентов;
  • повышение состязательности студентов в процессе обучения; формирование у студентов навыков организации и проведения самостоятельной работы;
  • обеспечение взаимозачета оценок при реализации внутренней и международной мобильности студентов [3].

Успешность изучения отдельных дисциплин в системе зачетных единиц оценивается суммой набранных баллов, а успешность студента в целом — по общему среднему показателю успеваемости (ОСПУ). Система балльной оценки является основным инструментом оценки работы студента в процессе изучения дисциплины и уровня ее освоения на выходе, а ОСПУ — нструментом интегрированного оценивания студентов по всем изученным дисциплинам на отдельных этапах и в конце обучения.

Список литературы

1. Верещагин Ю.Ф., Ерунов В.П. Рейтинговая система оценки знаний студентов, деятельности преподавателей и подразделений вуза: Учебное пособие. - Оренбург: ОГУ, 2003.

2. Сазонов Б.А., Караваева Е.В., Максимов Н.И. Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц (ECTS) при разработке и реализации программ высшего профессионального образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов. - М.: Изд-во МГУ, 2007.

3. Нормативно-методические материалы по организации и внедрению инновационных магистерских программ. Опыт экономического факультета МГУ. Проектные разработки / Под ред. И.Г. Телешовой. - М.: Изд-во МГУ, 2007.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovaniedok.html (дата обращения: 02.01.2013).

5. Положение о модульно-рейтинговой системе обучения и оценки успеваемости студентов БГУИР. - Минск, 2012.

6. Пурсиайнен К., Медведев С.А. и др. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. - M.: РЕЦЭП, 2005.

7. Сазонов Б.А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний и обеспечение качества учебного процесса. -2012. - № 6. -С. 28-40.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «Бакалавр»), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 747. URL: http://www.osu.ru/docs/bachelor/fgos/ 080100b.doc (дата обращения: 12.12.2013).

9. The Bologna Declaration of 19 June 1999. [Электронный ресурс] URL: http://www.ehea.info /Uploads/Declarations/BOLOGNA_DECLARATION1.pdf (дата обращения: 22.12.2012).

Войти или Создать
* Забыли пароль?