Article is devoted to realization of point and rating system of student assessment within accession of Russian higher education to Bologna Process. On the basis of its application in conditions of concrete higher education institution (faculty, educational subject) the conclusion is drawn as about advantages of this approach to an assessment of knowledge, so the shown costs (shortcomings). In this regard it is very diffi cult to draw an unambiguous conclusion about effi ciency of this approach.
Bologna Process, university, European credit system, point and rating system, point of credit.
Болонский процесс в России
Присоединение России к Болонскому процессу существенно повлияло на цели и содержание образовательных реформ, на высшее образование в целом и на систему оценивания знаний студентов в частности.
Как известно, важнейшими направлениями деятельности для стран — участниц Болонского процесса являются:
- введение трехуровневой структуры высшего образования (бакалавр-магистр-доктор);
- использование кредитной системы ECTS (European Credit Transfer System), которая является общим базисом для национальных кредитных систем;
- рост мобильности студентов, преподавателей и персонала, формирование подлинной культуры мобильности и проведение политики международной открытости вузов;
- развитие сотрудничества в области качества образования в направлении общеевропейского понимания; объединение академических ресурсов и культурно-образовательных традиций в целях разработки и реализации интегрированных образовательных программ; формирование подхода к образованию как к процессу, длящемуся всю жизнь;
- активизация роли студенчества в осуществлении Болонских преобразований (студенты должны участвовать в них как компетентные, активные и творческие партнеры);
- повышение привлекательности европейских вузов, призванных стать открытыми для всех регионов мира, являться органической составляющей международного академического сотрудничества, в котором доминируют подлинные академические ценности [2, с. 7].
Одной из важных задач, которую необходимо решить в рамках согласованной программы действий стран — участниц Болонского процесса по созданию европейского пространства высшего образования, является переход к выражению трудоемкости обучения не в часах, а в зачетных единицах. Зачетные единицы характеризуют трудоемкость образовательной программы с учетом всех ее составляющих: учебных занятий, самостоятельной работы, практик, промежуточных и итоговой аттестаций и др. В зарубежных образовательных системах эквивалентом российского термина «зачетная единица» является термин «кредит». Российскую зачетную единицу предлагается определить как соответствующую 30 часам всей учебной работы студента (аудиторная, самостоятельная, включая подготовку к текущей и итоговой аттестациям) [2, с. 17—19].
Преимущества и задачи рейтинговой системы оценки знаний
Важнейшей составляющей системы зачетных единиц является рейтинговая система оценки знаний. Она позволяет реализовывать механизмы обеспечения качества и оценки результатов обучения, активировать учебную работу студентов, у которых появляются стимулы управления своей успеваемостью [2, с. 60, 61].
Основными задачами балльно-рейтинговой системы (БРС) оценки успеваемости студентов являются:
- повышение мотивации студентов к активной систематической работе в процессе изучения учебной дисциплины, подготовки и защиты курсовой работы, квалификационной работы, магистерской диссертации, прохождения практики и т.п.;
- обеспечение текущего систематического контроля выполнения и усвоения студентами учебного материала;
- получение дифференцированной оценки знаний, умений и навыков студентов; обеспечение объективности и прозрачности оценки знаний, умений и навыков студентов;
- повышение состязательности студентов в процессе обучения; формирование у студентов навыков организации и проведения самостоятельной работы;
- обеспечение взаимозачета оценок при реализации внутренней и международной мобильности студентов [3].
Успешность изучения отдельных дисциплин в системе зачетных единиц оценивается суммой набранных баллов, а успешность студента в целом — по общему среднему показателю успеваемости (ОСПУ). Система балльной оценки является основным инструментом оценки работы студента в процессе изучения дисциплины и уровня ее освоения на выходе, а ОСПУ — нструментом интегрированного оценивания студентов по всем изученным дисциплинам на отдельных этапах и в конце обучения.
1. Vereshchagin Yu.F., Erunov V.P. Reytingovaya sistema otsenki znaniy studentov, deyatel'nosti prepodavateley i podrazdeleniy vuza: Uchebnoe posobie. - Orenburg: OGU, 2003.
2. Sazonov B.A., Karavaeva E.V., Maksimov N.I. Metodicheskie rekomendatsii po primeneniyu sistemy zachetnykh edinits (ECTS) pri razrabotke i realizatsii programm vysshego professional'nogo obrazovaniya v usloviyakh vvedeniya federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov. - M.: Izd-vo MGU, 2007.
3. Normativno-metodicheskie materialy po organizatsii i vnedreniyu innovatsionnykh magisterskikh programm. Opyt ekonomicheskogo fakul'teta MGU. Proektnye razrabotki / Pod red. I.G. Teleshovoy. - M.: Izd-vo MGU, 2007.
4. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii». URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovaniedok.html (data obrashcheniya: 02.01.2013).
5. Polozhenie o modul'no-reytingovoy sisteme obucheniya i otsenki uspevaemosti studentov BGUIR. - Minsk, 2012.
6. Pursiaynen K., Medvedev S.A. i dr. Bolonskiy protsess i ego znachenie dlya Rossii. Integratsiya vysshego obrazovaniya v Evrope. - M.: RETsEP, 2005.
7. Sazonov B.A. Ball'no-reytingovye sistemy otsenivaniya znaniy i obespechenie kachestva uchebnogo protsessa. -2012. - № 6. -S. 28-40.
8. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 080100 Ekonomika (kvalifikatsiya (stepen') «Bakalavr»), utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 21 dekabrya 2009 g. № 747. URL: http://www.osu.ru/docs/bachelor/fgos/ 080100b.doc (data obrashcheniya: 12.12.2013).
9. The Bologna Declaration of 19 June 1999. [Elektronnyy resurs] URL: http://www.ehea.info /Uploads/Declarations/BOLOGNA_DECLARATION1.pdf (data obrashcheniya: 22.12.2012).