СРЕДА КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Развитие и формирование конкурентоспособной личности — важнейшая задача системы образования. В настоящее время необходим «новый» тип человека, способного к самоорганизации, к поиску новых сфер деятельности и новых объектов приложения своих сил, готового к преодолению трудностей и решению возникающих задач. Развитие и формирование личности посредством среды, через среду и культивируемый в ней и с ее помощью образ жизни позволяют снять противоречие между воспитанием и обучением, объединить в целое и, благодаря созданной системе, существенно улучшить показатели деятельности школы.

Ключевые слова:
среда; образовательное пространство; технология средового подхода; ниша; образ жизни; стихия; интеграция общего и дополнительного образования.
Текст

Понятие и функции образовательной среды

Среда. Это понятие прочно закрепилось в психологопедагогических исследованиях и, более того, переняло функцию учебно-воспитательного процесса, что отразилось в появлении термина «образовательная среда».

В исследованиях ряда ученых отмечается, что образовательная среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить и как предмет, и как ресурс совместной деятельности, где между ее отдельными элементами (индивидуальными и коллективными субъектами, программами, образовательными деятельностями) начинают выстраиваться определенные связи и отношения.

Повышение внимания к среде вызвано тем, что среда окружает ребенка постоянно и избежать ее влияния не представляется возможным. Среда, которая везде и всюду с человеком, каждый момент его жизни — в школе, дома, на улице, где угодно, — не может не учитываться и не использоваться в работе педагогами.

Внимание к среде обусловлено также потребностью в воспитании утраченного единства обучения и воспитания. Как известно, среда по данному признаку неделима. Среду принципиально невозможно подразделить на воспитывающую и обучающую. Наиболее полное раскрытие педагогического потенциала среды делает необходимым ее рассмотрение в качестве интегрального средства развития и формирования личности. Среда — не только пространство и место, условие и фактор протекания педагогического процесса. Среда – источник воспитания и обучения, регулятор поведения и сознания учащихся. Среда формирует образ жизни и развивает личность. Среда — все то, среди чего пребывает субъект, и посредством чего реализует себя как личность [2]. Данные функции — продукт компонентов среды, к которым относятся ниши, стихии, представляющие, соответственно, параметры возможного и вероятного в среде.

Ниша как выделенное в пространстве и времени поле возможностей индетерминирует поведение учащихся. Стихия как некая движущая масса детерминирует, подчиняет поведение учащихся, направляет их выбор. Ниши и стихии, соответственно, развивают индивидуальность и чеканят тип личности.

Моделирование образовательного процесса

Желание повысить эффективность педагогического процесса делает необходимым изменение взгляда на образовательное пространство как возможную среду развития и формирования человеческой личности.

Школьная и внешкольная культурно-образовательная среда суммарно образуют то средство, с помощью которого только и возможно получение образовательного результата. Моделирование образовательного процесса как средообразовательного по форме и личностного по содержанию — магистральный путь повышения качества результата.

Реализация путей, ведущих к решению актуальных задач и достижению целей, возможна благодаря действиям субъектов управления.

В теории опосредованного управления выделяются три группы действий:

  • диагностические, направленные на диагностику результата и диагностику процесса, делающие возможным оценку педагогического труда;
  • проектировочные, позволяющие увидеть образ будущего результата и отождествляющиеся с разработкой и созданием проектов, планов, сценариев, рекомендаций, программирующих управленческих действий;
  • преобразовательные, которые ведут к педагогическому результату, осуществляются на социально-педагогическом, организационно-педагогическом и психологическом уровнях, характеризуются общим поворотом от унитаризма и унификации к разнообразию среды и многообразию личностных типов.
Список литературы

1. Кучма И.В. Модель управления школой на основе теории средового подхода.- М., 2009.

2. Мануйлов Ю.С. Соотношение понятий «пространство» и «среда» в контексте управленческой практики. - М., 2009.

3. Мануйлов Ю.С. Модель урока в концепции средового подхода. - М., 2009.

4. Маркина Н.В. Театральная ниша как фактор формирования позитивного микроклимата класса. - М., 2009.

5. Цветкова И.С. Проблема мотивационной готовности к учению и методы ее преодоления. - М., 2009.

Войти или Создать
* Забыли пароль?