ENVIROMENT AS A FACTOR OF INTEGRATION OF GENERAL AND ADDITIONAL EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Development and formation of competitive person is the most important task of educational system. Now the «new» type of the person is needed, which is capable to self-organization, searching of new fi elds of activity and new objects of application of his forces, which is ready for overcoming of diffi culties and solution of arising tasks. Development and formation of personality by means of environment, through environment and cultivated in it and with its help lifestyle allows to remove a contradiction between education and training, to integrate the school activity indicators and to improve them due to created system. The author defends a position, according to which the modeling of educational process as creating the environment in form and personal according to the content with subsequent realization of model in the practical sphere is the main way to result quality improvement.

Keywords:
environment, educational space, environmental approach technology, niche, lifestyle, element, integration of general and additional education.
Text

Понятие и функции образовательной среды

Среда. Это понятие прочно закрепилось в психологопедагогических исследованиях и, более того, переняло функцию учебно-воспитательного процесса, что отразилось в появлении термина «образовательная среда».

В исследованиях ряда ученых отмечается, что образовательная среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить и как предмет, и как ресурс совместной деятельности, где между ее отдельными элементами (индивидуальными и коллективными субъектами, программами, образовательными деятельностями) начинают выстраиваться определенные связи и отношения.

Повышение внимания к среде вызвано тем, что среда окружает ребенка постоянно и избежать ее влияния не представляется возможным. Среда, которая везде и всюду с человеком, каждый момент его жизни — в школе, дома, на улице, где угодно, — не может не учитываться и не использоваться в работе педагогами.

Внимание к среде обусловлено также потребностью в воспитании утраченного единства обучения и воспитания. Как известно, среда по данному признаку неделима. Среду принципиально невозможно подразделить на воспитывающую и обучающую. Наиболее полное раскрытие педагогического потенциала среды делает необходимым ее рассмотрение в качестве интегрального средства развития и формирования личности. Среда — не только пространство и место, условие и фактор протекания педагогического процесса. Среда – источник воспитания и обучения, регулятор поведения и сознания учащихся. Среда формирует образ жизни и развивает личность. Среда — все то, среди чего пребывает субъект, и посредством чего реализует себя как личность [2]. Данные функции — продукт компонентов среды, к которым относятся ниши, стихии, представляющие, соответственно, параметры возможного и вероятного в среде.

Ниша как выделенное в пространстве и времени поле возможностей индетерминирует поведение учащихся. Стихия как некая движущая масса детерминирует, подчиняет поведение учащихся, направляет их выбор. Ниши и стихии, соответственно, развивают индивидуальность и чеканят тип личности.

Моделирование образовательного процесса

Желание повысить эффективность педагогического процесса делает необходимым изменение взгляда на образовательное пространство как возможную среду развития и формирования человеческой личности.

Школьная и внешкольная культурно-образовательная среда суммарно образуют то средство, с помощью которого только и возможно получение образовательного результата. Моделирование образовательного процесса как средообразовательного по форме и личностного по содержанию — магистральный путь повышения качества результата.

Реализация путей, ведущих к решению актуальных задач и достижению целей, возможна благодаря действиям субъектов управления.

В теории опосредованного управления выделяются три группы действий:

  • диагностические, направленные на диагностику результата и диагностику процесса, делающие возможным оценку педагогического труда;
  • проектировочные, позволяющие увидеть образ будущего результата и отождествляющиеся с разработкой и созданием проектов, планов, сценариев, рекомендаций, программирующих управленческих действий;
  • преобразовательные, которые ведут к педагогическому результату, осуществляются на социально-педагогическом, организационно-педагогическом и психологическом уровнях, характеризуются общим поворотом от унитаризма и унификации к разнообразию среды и многообразию личностных типов.
References

1. Kuchma I.V. Model' upravleniya shkoloy na osnove teorii sredovogo podkhoda.- M., 2009.

2. Manuylov Yu.S. Sootnoshenie ponyatiy «prostranstvo» i «sreda» v kontekste upravlencheskoy praktiki. - M., 2009.

3. Manuylov Yu.S. Model' uroka v kontseptsii sredovogo podkhoda. - M., 2009.

4. Markina N.V. Teatral'naya nisha kak faktor formirovaniya pozitivnogo mikroklimata klassa. - M., 2009.

5. Tsvetkova I.S. Problema motivatsionnoy gotovnosti k ucheniyu i metody ee preodoleniya. - M., 2009.

Login or Create
* Forgot password?