Россия
УДК 371.315.5 Развивающее обучение
В статье рассматривается процесс проектирования дифференцированных заданий для работы с художественными и научно-познавательными текстами на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе. Приводятся примеры заданий для учащихся с разным уровнем развития читательских умений. Раскрываются ключевые аспекты дифференцированных заданий, направленных на устранение возможных трудностей при освоении младшими школьниками читательских умений.
дифференцированные задания; читательские умения; индивидуальный уровень развития читательских умений; младшие школьники; процесс проектирования
1. Александрова С.Э. Пути преодоления трудностей при освоении учащимися младших классов читательских умений // Начальное образование. – 2024. – Т. 12. – № 5. – С. 38–42. DOI: https://doi.org/10.12737/1998-0728-2024-12-5-38-42; EDN: https://elibrary.ru/JXWSDI
2. Александрова О.М., Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И. Дифференцированный подход к обучению и его реализация на уроках русского языка в начальной школе // Начальное образование. 2021. – Т. 9. – № 1. – С. 17–21. DOI: https://doi.org/10.12737/1998-0728-2021-9-1-17-21; EDN: https://elibrary.ru/SDLGVZ
3. Антипкина И.В., Бакай Е.А., Кузнецова М.И. Подходы к оценке сложности заданий при диагностике читательской грамотности младших школьников // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2024. – Т. 1. – № 6 (102). – С. 25–47. DOI: https://doi.org/10.24412/2224-0772-2024-102-25-47; EDN: https://elibrary.ru/GARESU
4. Виноградова Н.Ф. Современная начальная школа: дифференциация обучения // Начальное образование. – 2021. – Т. 9. – № 1. – С. 3–6. EDN: https://elibrary.ru/SFIYIF
5. Виноградова Н.Ф., Кузнецова М.И., Рыдзе О.А. Работа с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности при изучении учебных предметов: метод. пособие для учителя начальной школы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Института содержания и методов обучения, 2024. – 205 с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
7. Ладохина И.Ю. Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореф. дис. … канд. пед. наук. – Рязань, 2012. – 20 с. EDN: https://elibrary.ru/QHWUFT
8. Одегова В.Ф. Педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников // Нижегородское образование. – 2015. – № 1. – С. 110–118. EDN: https://elibrary.ru/UQDWUX
9. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2005. – 216 с. EDN: https://elibrary.ru/QUUVTD
10. Подласый И.П. Педагогика: новый курс. – М.: Наука, 1996. – 576 с.
11. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. – М.: Педагогика, 1975. – 250 с.
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 225 с.
13. Стинчкум П.С. Основания осуществления дифференцированного подхода на уроках литературного чтения // сб. научных статей Международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (Москва, 07–08 июня 2022 г.) / под ред. С.В. Ивановой, И.М. Ёлкиной. – М.: Изд-во Института стратегии развития образования РАО, 2022. – С. 112–116. EDN: https://elibrary.ru/PEHEJA
14. Унт Н.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Наука, 1990. – 188 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 20.09.2025).
16. Филиппова Е.В. Формирование читательских умений у младших школьников // Начальное образование. – 2023. – Т. 11. – № 2. – С. 14–18. DOI: https://doi.org/10.12737/1998-0728-2023-11-2-14-18; EDN: https://elibrary.ru/JRUAHS
17. Adebayo A.S. & Shumba C.B. An Assessment of the Implementation of Differentiated Instruction in Primary Schools. Kabwe District, Zambia // European Scientific Journal. – 2014. – Vol. 10 (7).
18. Sertel Altun. Differentiated Instruction: A Study on Teachers’ Experiences and Opinions International // Online Journal of Educational Sciences. – 2022. – Vol. 14 (2). – P. 374–386.
19. Sukijan A. Differentiation Learning Design in Primary Schools: Systematic Literature Review // Journal of Elementary School Research and Development. – 2024. – Vol. 1 (1). – P. 1–10.



