Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается компетентностный подход к оценке персонала, лежащий в основе формирования кадрового потенциала организации и развития ее персонала. Проанализированы сформированные в современной теории управления персоналом подходы к определению понятия «компетенция», раскрыто понятие «модель компетенций». Показано, что разработка и применение модели компетенций осуществляется в рамках нормативного, дефицитарного и ресурсного подходов. Обосновано, что для гуманистического направления наиболее адекватным является ресурсный подход в разработке оценки и использовании компетенций. На основе данного подхода выявляются ресурсы личности, которые она реализует и может реализовать в своей профессиональной деятельности. Этот подход ориентирован на выявление личностно-профессиональных особенностей сотрудников организации. Показано, что личностно-профессиональный диагностический комплекс, разработанный в рамках ресурсного подхода Ю.В. Синягиным, включающий модель компетенций и комплекс методик, позволяет наиболее полно использовать потенциал каждого сотрудника и целесообразно построить его профессиональную подготовку и профессиональное развитие.

Ключевые слова:
стратегический менеджмент, ресурсный подход, управление человеческими ресурсами, кадровый потенциал, развитие персонала, оценка, компетенции, модель компетенций, личностно-профессиональный диагностический комплекс.
Текст

Становление и развитие теории стратегического менеджмента связано с активной разработкой новых концепций и понятий. Формируется ресурсный подход, который позволяет понимать персонал организации как ее важнейший активный конкурентоспособный ресурс. В ресурсном подходе органично соединяется технологический и гуманистический аспекты деятельности по управлению персоналом, что составляет отличительную характеристику новой концепции, положенной в основу современной практики кадровой работы, — концепции управления человеческими ресурсами. Данная концепция выдвинула на первый план новую задачу деятельности по управлению персоналом — развитие персонала организации. В связи с этим меняется роль менеджера по персоналу — он становится «архитектором кадрового потенциала  организации» [11, с. 80, 81], на первый план выдвигается преобразование трудовых ресурсов организации.

Кадровый потенциал. Термин «потенциал» в переводе с латинского языка обозначает скрытые возможности. Потенциал представляет собой источник «…возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [14, c. 105].

В научной литературе понятия «потенциал» и «ресурсы» рассматривают во взаимосвязи. Такой подход позволяет представить потенциал как «…обобщенную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к месту и времени» [16, c. 84]. Следовательно, «кадровый потенциал» как понятие отражает ресурсный аспект в управлении персоналом. Содержанием понятия «кадровый потенциал» выступает совокупность способностей всех сотрудников организации, которые обеспечивают ее функционирование и развитие.

Список литературы

1. Андреев С.В. Кадровый потенциал и проблемы занятости в условиях перехода России к рыночным отношениям [Текст] / С.В. Андреев. - М., 1997. - 118 с.

2. Афанасьева Т.В. Дескрипторная модель компетенций в оценке качества результата образования [Текст] / Т.В. Афанасьева // Качество. Инновации. Образование. - 2007. - № 3. - С. 46-53.

3. Васильева В.В. Стратегический потенциал организации через призму ресурсного подхода к стратегии [Электронный ресурс] / В.В. Васильева // Государственное управление. - Электронный вестник. - Вып. № 20. - Сентябрь 2009. - URL: htth: //e-journal.spa.msu.ru/images/File/2009/20/Vasileva (дата обращения: 09.12.2015).

4. Вотякова И.В. Компетенции и мобильность персонала в условиях инновационного развития кадрового потенциала организации [Текст] / И.В. Вотякова // Управление персоналом. - 2008. - № 4. - С. 55, 56.

5. Денисова А. Каждому по способностям или каждому по труду? [Текст] / А. Денисова // Управление персоналом. - 2006. - № 16. - С. 22-27.

6. Одегов Ю.Г. Организация службы управления персоналом: современный подход [Текст]: учебно-практическое пособие / Ю.Г. Одегов, Л.Р. Котова. - М.: Альфа-Пресс, 2009 - 168 с.

7. Одегов Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах [Текст]: учебник / Ю.Г. Одегов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-Пресс, 2008. - 944 с.

8. Об утверждении профессионального стандарта «Оператор по подземному ремонту скважин». Приказ Минтруда России от 19.05.2015 № 303н (зарегистрировано в Минюсте России 11.06.2015 № 37645). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс», 1992-2015. - http://www.consultant.ru/search/?q (дата обращения: 18.12.2015).

9. Обучение компетенциям, развитие компетенций [Электронный ресурс] // http://www.smart-edu.com/obucheniekompetentsiyam.-razvitie-kompetentsiy.html (дата обращения: 09.12.2015).

10. Построение системы компетенций в компании [Текст]: методическое пособие; автор-составитель Е. Рудавина // Приложение к журналу «Справочник по управлению персоналом». - 2008. - 53 с.

11. Самыгин С.И. Управление персоналом [Текст]: серия «Учебники, учебные пособия» / С.И. Самыгин [и др.]; под ред. С.И. Самыгина.- Ростов н/Д: Феникс, 2001 - 215 с.

12. Cинягин Ю.В. Комплексная диагностика и оценка управленческого персонала [Текст]: монография. / Ю.В. Синягин. - М.: РАГС, 2009. - 68 с.

13. Синягин Ю.В. Личностно-профессиональный опросник РАГС и его модификации Текст] / Ю.В. Синягин. - М.: Эслан, 2004. - 49 с.

14. Советский энциклопедический словарь [Текст]. - М., 1981. - 105 с.

15. Спенсер-мл. Компетенции на работе [Текст]: пер. с англ. / Лайл М. Спенсер-мл., Сайн М. Спенсер. - М.: HIPPO, 2005 - 384 с.

16. Шаховой В.А. Кадровый потенциал системы управления [Текст] / В.А. Шаховой. - М., 2001. - 84 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?