ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представлены результаты внедрения компьютерных технологий в практику обучения на кафедре начертательной геометрии и графики МГАКХиС. Проведенные исследования показали, что технология обучения определяется особенностями преподавания графических дисциплин, в частности необходимостью передачи от преподавателя к студенту большой графической информации. Результатом адаптации традиционных учебно-методических материалов по графическим дисциплинам к формам ДО стало формирование информационной системы, обеспечивающей использование ИТ в дистанционном обучении в виде онлайн-видеолекций.

Ключевые слова:
компьютерные технологии, дистанционное обучение, графические дисциплины, электронные образовательные ресурсы, онлайн-лекции.
Текст

Переход высшего образования на двухуровневое обучение — бакалавриат и магистратуру — привел к существенному сокращению учебных часов по всем дисциплинам, в том числе и по дисциплинам кафедры начертательной геометрии и графики Московской государственной академии коммунального хозяйства и строительства.

Например, для студентов инженерных специальностей (специалитет) курсы лекций как по дисциплине «Начертательная геометрия», так и по дисциплине «Инженерная графика» читались в объеме 34 часа. При переходе же на двухуровневое образование курсы лекций по этим дисциплинам стали читаться в объеме 14 часов, в то время как добавились темы спецкурса: проекции с числовыми отметками, перспектива, тени в ортогональных и перспективных проекциях.

В условиях дефицита лекционного времени, особенно для заочной формы обучения студентов, находящихся на отдаленных учебных точках, возникла необходимость внедрения новых методик преподавания, которые позволили бы сократить время изложения материала и сгруппировать разделы учебного материала без ущерба для обучающего эффекта.

Руководство вуза, ориентируясь на итоги заседания Совета по развитию информационного общества от 8 июля 2010 г. по обеспечению масштабного внедрения электронных образовательных ресурсов в учебный процесс, нацелило все общеобразовательные кафедры академии на внедрение в учебный процесс методики дистанционного обучения (далее — ДО).

Дистанционное обучение, так же как и традиционное, является процессом передачи информации от преподавателя к студентам. Этот обмен при традиционных формах обучения осуществляется как на вербальном, так и на невербальном (неречевом) уровне. Однако в ДО процесс передачи информации носит специфический характер, так как затруднена передача невербальной информации, такой как кинестетика (жесты, мимика, положения тела в пространстве), паралингвистика (тембр и тональность голоса, его диапазон и др.), экстралингвистика (громкость, быстрота речи и т.п.), проксемика (пространственная и временнáя организация общения) [2]. В то же время несомненным достоинством ДО являются: доступность; неограниченное увеличение числа пользователей, одновременно работающих с системой; адаптируемость (настройка параметров процесса обучения под пользователей); гибкость (повторное использование объектов, выдача рекомендательной информации по прохождении обучения).

Список литературы

1. Авдеева С.М. Электронные образовательные ресурсы: возможности и проблемы использования, перспективы развития // XXI Ежегодная международная конференция-выставка («ИТО-2011«). М.: 2011. URL: http://ito.su/

2. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. Полный курс. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.

3. Гнедкова О.А., Лякутин В.В. Методико-технологические основы и коммуникационные средства общения в процессе дистанционного обучения // Информационные технологии в образовании. 2010. № 8. С. 109-113.

4. Козловский Е.О., Кравцов Г.М., Лякутин В.В. Модуль «Виртуальная электронная доска» системы дистанционного обучения // Информационные технологии в образовании: Сб. науч. трудов. Вып. 5. Херсон: ХГУ, 2010. С. 81-87.

5. Жилкина Т.А. Методологические аспекты использования информационных технологий с целью улучшения инженерного образования // Организационно-технологические инновации жилищно-коммунального и инновационностроительного комплексов в развитии города: Междунар. сб. науч. трудов / Под ред. В.О. Чулкова. М.: МГАКХиС, 2012. С. 291-294.

6. Жилкина Т.А. Методические основы использования информационных технологий при изучении начертательной геометрии // Устойчивое развитие городов и новации жилищно-коммунального комплекса: Тез. докл. V Междунар. научно-практ. конф. (3-6 апр. 2007 г.) / Моск. ин-т коммун. хоз-ва и строит. М.: МИКХиС, 2007. С. 143-146.

7. Технология разработки дистанционного курса: Учеб. пособие / В.Ю. Биков, В.М. Кухаренко, Н.Г. Сиротенко и др.; под ред. В.Ю. Бикова, В.М. Кухаренко. Киев: Мiленiум, 2008.

8. URL: http://www.psyworld.ru/abstracts/psychology.html/

Войти или Создать
* Забыли пароль?