ПОЛУЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГНОЗНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В условиях реализации стратегических идей развития, стремления к суверенизации и технологической независимости нашей страны, важное значение приобретает прогнозирование во всех сферах социально-экономической жизни, а также использование полученных результатов для дальнейших значимых преобразований. Не является исключением и система отечественного образования, в которой на федеральном и региональном уровне разрабатываются документы стратегического планирования. Вместе с тем нередко программы не учитывают прогнозные результаты и тенденции происходящих преобразований, а формулируемые цели и задачи развития не представляются убедительными и аргументированными. Причины проблемы связаны с двумя наиболее значимыми факторами: недостаточной разработанностью механизмов получения прогнозных данных и их интерпретации; отсутствием опыта применения результатов прогнозирования в практике проектирования программ развития региональных систем образования. Значимость заявленной тематики связана также с тем, что образование все более активно встраивается в решение задач не только качественного и доступного обучения и воспитания подрастающего поколения, но и социально-экономического развития регионов (подготовки востребованных кадров, влияния на демографические процессы, сохранения и укрепления здоровья, передачи от поколения к поколению культурных и исторических ценностей и др.) Прогнозирование позволяет определить возможный вклад и потенциал системы образования отдельного субъекта Российской Федерации в комплексное развитие территории. Цель — выявить и обосновать возможности получения и применения прогнозных данных для развития региональной системы образования (на примере Приморского края). Методы. Для получения прогнозных данных использованы следующие методы прогнозирования: контент-анализ, экспертные оценки, экстраполяция; в процессе применения прогнозных результатов – методы проектирования и моделирования. Результаты. Систематизирована информация о возможностях применения различных методов прогнозирования для получения прогнозных данных. Показано, как результаты прогнозов могут применяться при разработке программы развития региональной системы образования. Научная новизна. Разработаны механизмы интеграции прогнозных данных в проектируемые программы развития региональной системы образования. Адаптированы методы педагогического прогнозирования (контент-анализ, экспертные оценки, экстраполяция) к специфике регионального образования. Практическая значимость. Представленный в статье опыт деятельности проектной группы может быть использован при разработке программ развития систем образования отдельных регионов нашей страны на основе прогнозных данных.

Ключевые слова:
прогнозирование, получение и использование прогнозных результатов, методы прогнозирования, программа развития региональной системы образования, социально-экономические эффекты, риски, управление
Список литературы

1. Бестужев-Лада В.И. Прогнозное обоснование социальных нововведений [Текст] / В.И. Бестужев-Лада. — М.: Наука, 1993. — 232 с.

2. Бушенева Ю.И. Макроэкономическое планирование и прогнозирование [Текст]: учеб. пособие / Ю.И. Бушенева. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. — 200 с. EDN: https://elibrary.ru/XSGKGV

3. Власова Т.А. Аналитика и прогнозирование в управлении человеческими ресурсами [Текст]: монография / Т.А. Власова, Т.В. Целютина, Ж.Н. Авилова. — Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2022. — 123 с. EDN: https://elibrary.ru/RQQOYX

4. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века [Текст] / Б.С. Гершунский. — М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 432 с.

5. Долганов Д.Н. Прогнозирование социально-психологических процессов [Текст]: монография / Д.Н. Долганов. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2023. — 104 с.

6. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение [Текст] / В.И. Загвязинский. — М.: Знание, 1987. — 77 с. EDN: https://elibrary.ru/RXJBIB

7. Костюченко Т.Н. Прогнозирование и планирование социально-экономического развития [Текст]: учеб. пособие / Т.Н. Костюченко, О.М. Лисова. — Ставрополь: Изд-во СГАУ, 2023. — 164 с. EDN: https://elibrary.ru/ZXDHBT

8. Половян А.В. Стратегическое планирование и прогнозирование: теоретические основы и прикладные аспекты [Текст]: учеб. пособие / А.В. Половян. — Курск: Университетская книга, 2025. — 103 с. EDN: https://elibrary.ru/BDYMBH

9. Ружинская Т.И. Практическое применение прогнозных методов во внешнеэкономической деятельности. Прогнозирование на среднесрочную перспективу [Текст]: учебное пособие / Т.И. Ружинская. — М.: Изд-во МГИМО, 2025. 140 с. EDN: https://elibrary.ru/DXYPWY

10. Скворцова Е.А. Планирование и прогнозирование [Текст]:учеб. пособие / Е.А. Скворцова, Е.Ю. Семёнов. — Иркутск: Изд-во ИНИТУ, 2022. — 214 с. EDN: https://elibrary.ru/UJVRDR

11. Тарасов Д.В. Анализ и прогнозирование в статистических исследованиях [Текст]: учеб. пособие / Д.В. Тарасов. Пенза: Изд-во Пензенского гос. ун-тв, 2025. — 84 с. EDN: https://elibrary.ru/SVIXDK

Войти или Создать
* Забыли пароль?