сотрудник
Санкт-Петербург, Россия
Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
ГРНТИ 14.15 Система образования
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
Авторы рассматривают изобразительное искусство как существенный элемент образовательного процесса в начальной школе, способствующий эстетическому и художественному развитию личности. Важным его аспектом является становление колористических умений, которые оказывают значительное влияние на восприятие и понимание окружающего мира. В данном возрасте дети не только активно исследуют действительность, но и формируют свои представления о цвете, что тесно связано с их познавательной и эмоциональной сферой. Колористические умения – это навыки владения цветом, которые основаны на знаниях цветоведения и колористики. Развитие колористических умений является главным элементом начального обучения живописи, поскольку способствует улучшению зрительной памяти, образного мышления и художественного воображения. В данном исследовании представлены разработки трех диагностических методик, основанных на когнитивном, аффективном и деятельностно-творческом структурных компонентах колористических умений.
изобразительное искусство, диагностика, колористика, художественное образование, изобразительная деятельность, начальная школа
1. Белозерова Д.С. Развитие колористических навыков на уроках изобразительного искусства // Мир педагогики и психологии. – 2024. – № 4 (93). – С. 81–87. EDN: https://elibrary.ru/NPHDXA
2. Гадючкина В.В., Фитьмов Е.А. Формирование колористических умений обучающихся среднего школьного возраста на занятиях по изобразительному искусству как психолого-педагогическая проблема // Международный педагогический портал, 2022 [Электронный ресурс]. – URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/formirovanie-koloristicheskih-umeniy-obu.5026619/ (дата обращения: 12.11.2025).
3. Ермошкина Т.С. Развитие цветовосприятия у младших школьников на занятиях тематической композицией // Изобразительное искусство в школе. – 2021. – № 1. – С. 42–49. EDN: https://elibrary.ru/TLVVUS
4. Ершова Д.Е. Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в контексте развития детской творческой самостоятельности // Учёные записки Забайкальского государственного университета. – 2025. – № 2. – С. 16–24. DOI: https://doi.org/10.21209/2658-7114-2025-20-2-16-24; EDN: https://elibrary.ru/GQZRGJ
5. Журикова Т.Л. Колористические способности учащихся и их развитие на занятиях по живописи // ОНВ (Общая и профессиональная наука). – 2010. – № 4 (89). – С. 192–195.
6. Прыскина Е.А. К вопросу развития цветовосприятия младших школьников на уроках изобразительного искусства // Артёмовские чтения: материалы X Международной научной конференции (Самара, 15–17 февраля 2018 г.). – С. 379–385.
7. Худжамова К.Д., Сенько В.К. Колористическая система и её вариативность в процессе обучения младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. № 75 (4). – С. 304–307. EDN: https://elibrary.ru/GOGHUT



