Контроль как функция управленческой деятельности в условиях модернизации образования
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается проблема контроля с точки зрения управления, связь контроля с управленческими функциями, освещены вопросы обратной связи, отражены преимущества бипарадигмальной методологии контроля, затронуты проблемы, связанные с мониторингом как технологией контроля.

Ключевые слова:
качество образования, управление, контроль, обратная связь, методология контроля, мониторинг.
Текст

В конце XX в. мировое образование поразил кризис, поскольку стало ясно, что уровень образования населения заметно отстает от требований, диктуемых научно-техническим прогрессом и условиями современной жизни. Поиски выхода из данной ситуации привели к тому, что в мировом образовательном пространстве наметилась тенденция перехода к новой образовательной парадигме. 

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность реализовать в полной мере такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить, готовность обучаться в течение всей жизни, готовность к межкультурному взаимодействию, умение находить нестандартные решения. Соответственно, основная задача образования — создать условия для максимального развития в каждом человеке индивидуальных способностей.

В настоящее время важнейшей стратегической задачей любой организации является повышение качества. Проблема качества образования обозначена как противоречие между потребностями общества, экономики, производства и системой образования, которая не может удовлетворить эти потребности. Согласно Дорожной карте развития системы образования до 2018 г., «Обеспечение равного доступа к качественному образованию включает в себя разработку и внедрение системы оценки качества общего образования». Соответственно, обеспечение высокого качества образования влечет необходимость современной оценки степени его достижения.

Контроль — одна из основных функций управленческой деятельности. В классическом менеджменте функцию контроля следует понимать как вид управленческой деятельности, благодаря которой организацию можно удерживать на выбранном пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами.

Основная задача контроля — количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.

Выделяются два направления контроля:

  • контроль для оценки результатов;
  • контроль с целью коррекции.
Список литературы

1. Ефремова Н.П. Тестовый контроль в образовании. М.: Университетская книга, Логос, 2007.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001.

3. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: Учеб. пособие. М: Университетская книга, Логос, 2009.

4. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007.

5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1998.

6. Теория управления: учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко. М.: Изд-во РАГС, 2003.

7. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами / Под ред. Т.И. Шамовой. М.: Владос, 2002.

8. Шишов С.Е., Кальней В.А., Гирба Е.Ю. Мониторинг качества образовательного процесса в школе: Монография. М.: ИНФРА-М, 2013.

9. Аванесов В. Методическая модернизация российского образования. URL: http://avanesov.viperson.ru/wind.php?ID=651644.

Войти или Создать
* Забыли пароль?