РОССИЙСКОЕ УЧИТЕЛЬСТВО В КОНЦЕ XVIII – ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА: СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС (ПО МАТЕРИАЛАМ МОСКОВСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе исследуется процесс формирования системы подготовки педагогических кадров в России на рубеже XVIII–XIX вв. в рамках модернизации среднего и начального образования. Анализируется социальный статус российских учителей, уровень их педагогической подготовки и сословное положение по материалам Московского учебного округа.

Ключевые слова:
система педагогической подготовки, социальный статус учителей, Московский учебный округ.
Текст

Российское школьное образование имеет более чем тысячелетнюю историю. Создание первых школ на Руси началось в конце X в. после принятия христианства. Школы создавались при монастырях и церквях, а их основной задачей было внедрение христианских ценностей в общество. Духовенство было наиболее образованным сословием, и на него возлагалась основная педагогическая работа. Такие тенденции в российском образовании сохранялись до начала XVIII в.

Эпоха Петра I внесла новые элементы в российское образование, которые проявились в формировании сословных и профессиональных школ. К педагогической деятельности стали привлекаться не только представители духовенства, но и других сословий. Тем не менее до конца XVIII в. в России не существовало системы профессиональной подготовки учителей. Учитель учился там же, где и его ученики, и зачастую знал немногим больше их [14, с. 129].

Проникновение западноевропейских традиций в российскую культуру привело к широкому распространению традиции приглашения иностранных педагогов для обучения отечественного дворянства. Такие учителя, как правило, не являлись лучшими представителями своей культуры и не обладали навыками учительской работы. Их единственным педагогическим достоинством было знание французского языка, мода на изучение которого укрепилась в среде российского высшего сословия [11, с. 139].

Во второй половине XVIII в. начинается новый этап в развитии отечественного образования. Создание Московского университета заложило основы для развития системы высшего образования в России. В эпоху Екатерины II идеи европейских просветителей находят свое выражение в реформировании отечественной средней и начальной школы. Основной задачей обучения было провозглашено воспитание гражданских и нравственных качеств молодежи. По мнению И.А. Алешинцева, «Екатерина II вместо девиза "профессиональный работник" поставила на знамени просвещения — "человек-гражданин"» [1, с. 7].

В 1775 г. была осуществлена первая попытка создания школьной системы, основанной на принципах просвещения. Екатерина II поручила создание городских и сельских учебных заведений приказам общественного призрения, которые были созданы в этот же период в ходе губернской реформы.

Список литературы

1. Алешинцев И.А. История гимназического образования в России (XVIII и XIX вв.). СПб., 1912.

2. Белецкий А.В. Русское народное училище по Уставу 5 августа 1786 г. (К столетнему юбилею русского народного училища). Вильна, 1886.

3. Буторина Т.С., Кабринская Н.И. Идея нравственного образования граждан в отечественной школьной практике в первой четверти XIX века // Человек и образование. 2013. № 2. С. 122-126.

4. Горбунова Е.Ю. Благотворители и меценаты в истории Московского университета / под ред. В.И. Тропина. М., 2010.

5. Горбунова Е.Ю. Благотворительность в России и ее роль в общественно-культурной жизни страны на рубеже ХIХ-ХХ веков: Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 1996.

6. Захаратос Д.А. Взгляды Н.М. Карамзина на народное образование // Наше Отечество. Страницы истории: сборник научных статей. Вып. 1 / Московский государственный областной университет. М., 2002. С. 49, 59.

7. Захаратос Д.А. Государственные реформы в области начального образования в России в XVIII-XIX веках // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2013. Т. 2. № 2. С. 38-41.

8. Захаратос Д.А. Московский учебный округ в 1804-1835 гг.: создание государственной системы образования, управление и подготовка педагогических кадров: Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2003.

9. Педагогическое образование в России: становление и развитие: Монография / Под общ. ред. Л.Л. Редько; науч. ред. В.В. Колпачев. Ставрополь, 2008.

10. Петров Ф.А. Формирование системы университетского образования в России. Т. 1: Российские университеты и Устав 1804 года. М., 2002.

11. Пилоян М.Г. Начало женского образования в Российской империи / Социально-гуманитарные проблемы современного общественного развития. Год истории в России: сборник научных трудов. Вып. 7. М., 2013. С. 136-142.

12. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения. СПб., 1902.

13. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Т. 1. СПб., 1864.

14. Солдунова Л.Ю. Из истории формирования антропологических взглядов в российской педагогике X-XIX веков // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2008. № 1. С. 128-130.

15. Феребов А.Н. Формирование студенческого состава Московского университета в первой половине XIX века: государственная политика и общественный интерес: Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2013.

16. Филоненко Т.В. Этапы развития общеобразовательной школы в России: школьные системы XIX - первой трети XX вв.: Автореф. дис. … д-ра ист. наук. Воронеж. 2004.

17. Центральный исторический архив г. Москвы (ЦИАМ), ф. 459, оп. 1, д. 575, л. 7 об.

18. ЦИАМ, ф. 459, оп. 11, д. 2, л. 29 об., л. 26.

Войти или Создать
* Забыли пароль?