Существует ли необходимый и достаточный набор качественных и количественных инструментов (фазовых и фрактальных), выстроенных в определенной последовательности и позволяющих в условиях цейтнота самостоятельно и относительно быстро построить проектный кейс для выбранной для исследования проблемной ситуации? На этот вопрос в статье дан положительный ответ. Десятилетний опыт индивидуального и группового написания исследовательских и учебно-исследовательских кейсов в жанре «кейкис» в рамках преподавания в РАНХ и ГС, НИУ-ВШЭ и Бизнес-университета МИРБИС нескольких маркетинговых и менеджерских дисциплин, а также обширная консультационная практика, позволяют сделать некоторые обобщения. Показан один из возможных наборов качественных и количественных инструментов, позволяющих строить и визуализировать концептуальные модели и теории для частных конкретных исследовательских случаев. Показано наличие инвариантных описательных и измерительных инструментов, применимых для использования на смежных иерархических уровнях и плоских сетях. Показано, что возможно относительно корректно и быстро описать сложные слабо формализованные проблемные междисциплинарные ситуации с выходом на поля (тензоры) альтернативных решений, относительно адекватных внешним вызовам. Приведены примеры практического применения представленного инструментария.
инвариантный инструментарий, проектный кейс, технологическая платформа «кейкис», актуальные проблемы информатизации образования, сложные и слабо формализованные проблемные ситуации, иерархии и сети.
Введение
Содержание образования объекта управления. Этапы жизненного цикла совокупности его знаний в рамках единого образовательного контекста (ценоза) На рис. 1 представлена метафора изменения сути содержания образования объекта обучения в условиях изменений его внешней среды, приводящих к смене содержания контекста (ценоза, в котором находится обучаемый объект).
Термин «ценоз» (в биологии — «биоценоз») означает устойчивую слабосвязанную систему, сообщество элементов (в том числе предметов и организмов) в определенной среде их бытования (существования, обитания).
В рамках актуального контекста совокупность знаний объекта проходит (укрупненно) несколько этапов жизненного цикла:
- от «мистики», когда объект обучения обладает привнесенной извне концептуальной моделью, которая, в свою очередь, обладает определенной стройностью и объяснительной силой, и в которую объект обучения бездоказательно верует;
- через «эвристику», которая приводит к частичному слому устоявшейся «мистической» концептуальной модели, разрыву паразитных связей и, как следствие, высвобождению дополнительной энергии, которая позволяет сделать прорыв на качественно новый уровень знаний в изменившемся контексте (ценозе). Происходит уточнение границ желаемого ценоза, его калибровка;
- завершается цикл этапом «логистика», когда выстраивается новая концептуальная модель, адекватная актуальному контексту (ценозу). Степень адекватности модели вызовам внешней среды определяется по факту успешности прогнозирования на ее основе последствий предпринятых действий, по ее относительной простоте и целостности;
- до тех пор пока внешняя среда стационарна и существенно не меняется, «логистическая» концептуальная модель будет доминировать, дорабатываться и постепенно упрощаться (выхолащиваться), превращаясь в очередную бездоказательную «мистику» с низкой прогностической силой.
1. Двадцать выпусков учебной ТВ-передачи «Сказочный маркетинг и менеджмент». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.youtube.com/user/1obrtv/search?query=Сказочный+маркетинг+ и+менеджмент
2. Киселев В. Может ли «сверхквалифицированный» специалист получить адекватную работу? Разбор кейкиса «Можно ли включить социальный лифт» [Текст] / В. Киселев, В. Прохоров // Вестник МИРБИС. - 2015. - № 3. - С. 18-31. [Электронный ресурс]. - URL: http://journal.mirbis.ru/assets/vestnikmirbis_3_15.pdf
3. Киселев В.Д. Оценка динамики изменения ресурсного потенциала проекта, сути актуальных проблем и способов их преодоления [Текст] / В.Д. Киселев // Менеджмент инноваций. - 2015. - № 2. - С. 134-155.
4. Киселев В.Д. Смысловая навигация по сложным экономическим нарративам [Текст] / В.Д. Киселев // Менеджмент инноваций. - 2015. - № 3. - С. 134-155.
5. Киселев В.Д. Инструментарий описания слабо формализованных проблемных и рисковых ситуаций [Текст] / В.Д. Киселев // Проблемы анализа риска. - 2010. - Т. 7. - № 1. - С. 136-147.
6. Киселев В.Д. Кейкис «Хорошее начало - половина дела» [Текст] / В.Д. Киселев // Менеджмент инноваций. - 2014. - № 3. - С. 169-181.
7. Киселев В.Д. Открытая библиотека российских кейсов (на базе технологической платформы «кейкис»). На пути в мировое хозяйство [Текст] / В.Д. Киселев / Под ред. Л.И. Евенко и Н.Н. Карповой. - Вып. XI. - М.: Граница, 2013. - 280 с.
8. Киселев В.Д. Подходы к оценке индивидуальных и групповых компетенций менеджеров. Формирование управленческих компетенций на программе MBA. Опыт бизнес-школы «Мирбис» [Текст]: Сб. статей Московской международной высшей школы бизнеса «Мирбис». Центр программ MBA / В.Д. Киселев. - М.: МАКС Пресс, 2009. - 188 с.
9. Киселев В.Д. Российские кейсы в жанре «кейкис» [Текст] / В.Д. Киселев // Маркетинг услуг. - 2014. - № 1. - С. 22-48.
10. Киселев В.Д. Смысловая навигация по сложным экономическим нарративам» [Текст] / В.Д. Киселев // Менеджмент инноваций. - 2015. - № 3. - С. 182-210.
11. Киселев В.Д. Смысловой драйвинг по целям и ценностям, заявленным клиентом [Текст] / В.Д. Киселев // Стратегический менеджмент. - 2015. - № 3. - С. 226-246.
12. Кудрин Б.И. Два открытия: явление инвариантности структуры техноценозов и закон информационного отбора [Текст] / Б.И. Кудрин. - Вып. 44. «Ценологические исследования». - М.: Технетика, 2009. - 82 с.
13. Мейен С.В., Шрейдер Ю.А. Методологические аспекты теории классификации [Текст] / С.В. Мейен, Ю.А. Шрейдер // Вопросы философии. - 1976. - № 12. - С. 67-79.
14. Методики. Алгоритм написания кейкиса [Текст]. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.keykis.ru/methods
15. Подборка из девятнадцати статей Киселева В.Д., опубликованных в журналах издательского дома «Гребенников» [Текст] / [Электронный ресурс]. - URL: http://grebennikon.ru/article-9mzq.html
16. Пронин Э.А. Основы социального государства [Текст] / Э.А. Пронин. - М.: Экслибрис-Пресс, 2013.
17. Сайт «Библиотека кейсов Киселева», две сотни авторских кейсов в жанре «кейкис». [Текст] / [Электронный ресурс]. - URL: http://www.keykis.ru/keykis
18. Тарасенко В.В. Методология моделирования синергетических субъект-субъектных взаимодействий: подход, основанный на совмещении компьютерного моделирования с деловой игрой [Текст] / В.В. Тарасенко // Синергетическая парадигма. - М.: ИФРАН, 2007.
19. Учебная программ «Авторский бизнес-кейс: создание, применение, внедрение результатов» Написать свой авторский кейс в жанре «кейкис»! [Текст] / [Электронный ресурс]. - URL: http://media.wix.com/ugd/a31fc6_f40a99105719411a8520225cc015278f.pdf
20. Учебная программ «Как решать бизнес-задачу». Уровень базовый [Текст] / [Электронный ресурс]. - URL: http://www.keykis.ru
21. Чебанов С.В. Внутренние и внешние системы в теории классификации [Текст] / С.В. Чебанов // Системные исследования. - М.: Наука, 1980. - C. 140-146.