ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ЦИФРОВОМ МИРЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цифровое направление развития образования бросает вызов как педагогам искать новые способы замотивировать студентов на обучение, на самостоятельное выполнение заданий и упражнений, так и студенты получили в свой арсенал неограниченные возможности получения ответов и решений, не прилагая особых усилий к их поиску и решению. Открытый, доступный всем Internet, практически всемогущий искусственный интеллект и прочие цифровые технологии способны решать задачи, писать рефераты, строить изображения. Студенты как представители цифрового поколения считают, что главное в обучении — выдать верный ответ. Однако главное в обучении — это «пропустить через себя», провести мысленный анализ, построить в голове структуру и т.п. То есть главное в обучении — процесс, а не сам верный результат. В этой связи весьма актуален поиск новых средств и методов для реализации адекватного нынешней действительности процесса обучения. Не только внедрение в процесс обучения цифровых технологий, но и стратегий обучения, направленных на развитие творческой составляющей, направленной на вовлечение студентов в обучающий процесс, развитие и поддержание заинтересованности в получении знаний и образования в целом. Вот в чем сейчас главная задача педагогических коллективов. Реактивное развитие и набирающее темп применение студентами искусственного интеллекта при выполнении заданий вызывает необходимость разработки мотивационных инструментов реализации аудиторной работы, требующей подкрепления навыков и знаний. Акцентирование внимания на проработке отдельных тем с введением новых данных в условие задачи и повышения сложности задания может служить одним из средств изменения подхода к процессу освоения учебного материала. Хватит учить старыми способами. Пришло время меняться вместе с изменяющимся миром.

Ключевые слова:
методика обучения, искусственный интеллект, сечения, инженерная графика, перевернутое обучение, повышение мотивации, образовательные компетенции
Список литературы

1. Батракова И.С. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования [Текст] / И.С. Батракова [и др.] // Высшее образование вРоссии. — 2021. — Т. 30. — № 8-9. С. 9–19. — DOI:https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-9-19 EDN: https://elibrary.ru/ZMOSOQ

2. Бойков А.А. Проблемы геометро-графической подготовки студентов вузов [Текст] / А.А. Бойков, К.Т. Егиазарян, А.В. Ефремов, Н.С. Кадыкова // Геометрия и графика. — 2023. — Т. 11. — № 1. — С. 4–22. — DOIhttps://doi.org/10.12737/2308-4898-2023-11-1-4-22 EDN: https://elibrary.ru/DQRRMT

3. Верхотурова Е.В. Реверсивный инжиниринг — эффективный инструмент обучения инженерной графике [Текст] / Е.В. Верхотурова, С.А. Пронин, Г.А. Иващенко // Геометрия и графика. — 2022. — Т. 10. — № 3. С. 35–44. — DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2022-10-3-35-44 EDN: https://elibrary.ru/RQUPQL

4. Воронина М.В. «Перевёрнутый» курс инженерной геометрии и компьютерной графики [Текст] / М.В. Воронина, О.Н. Мороз // Геометрия и графика. 2017. — Т. 5. — № 4. — С. 52–67. — DOI: 10.12737/ article_5a1800312afad8.68723389 DOI: https://doi.org/10.12737/article_5a1800312afad8.68723389; EDN: https://elibrary.ru/ZWSRNJ

5. Головчин М.А. Институциональные ловушки цифровизации российского высшего образования [Текст] / М.А. Головчин // Высшее образование в России. 2021. — Т. 30. — № 3. — С. 59–75. — DOI:https://doi.org/10.31992/08693617-2021-30-3-59-75 DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-3-59-75; EDN: https://elibrary.ru/OIYQTJ

6. Городилов М.А. Научно-техническое развитие и цифровая трансформация экономики и общества [Текст] / М.А. Городилов, А.М. Ощепков // Актуальные вопросы современной экономики. — 2021. — № 12. С. 1225–1231. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_47580252_83697335.pdf (дата обращения:23.05.2025) EDN: https://elibrary.ru/WKOGFS

7. Джафарова З.К. Цифровое образование и цифровая трансформация [Текст] / З.К. Джафарова, Л.А. Погорелова // Journal of Monetary Economics and Management. — 2023. — № 3. — С. 17–20. — DOIhttps://doi.org/10.26118/2782-4586.2023.22.35.002. — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-obrazovanie-itsifrovaya-transformatsiya (дата обращения: 23.05.2025). EDN: https://elibrary.ru/MPDCQG

8. Заиченко Н.А. Цифровизация образования как триггер изменений образовательных отношений [Текст] / Н.А. Заиченко // Экономика и управление. — 2020. Т. 26. — № 11. — С. 1245–1257. — DOI:https://doi.org/10.35854/19981627-2020-11-1245-1257.

9. Игнатов Д.А. Развитие цифрового образования в России: тенденции, платформы и перспективы: сборник трудов конференции [Текст] / Д.А. Игнатов // Цифровизация в системе образования: передовой опыт и практика внедрения: V Всероссийская научно-практическая конференция с междунар. участ. (Краснодар, 22 март 2024 г.) / редкол.: Ю.Н. Синицин [и др.]. — Чебоксары: Среда, 2024. — С. 175–180. EDN: https://elibrary.ru/OKYXTF

10. Козлова И.А. Графические дисциплины и информатизация инженерного образования [Текст] / И.А. Козлова, Р.Б. Славин, Б.М. Славин // Геометрия и графика. — 2022. — Т. 10. — № 4. — С. 35-45. — DOIhttps://doi.org/10.12737/2308-4898-2022-10-4-35-45 EDN: https://elibrary.ru/FXHKNJ

11. Кузнецов А.В. Образование в «электронном городе» [Текст] / А.В. Кузнецов // Труды Института системного анализа Российской академии наук. — 2010. — Т. 56. С. 47–62. — URL: https://www.imemo.ru/publications/info/obrazovanie-v-elektronnom-gorode-av-kuznetsovtrudi-instituta-sistemnogo-analiza-rossiyskoy-akademiinauk-2010-t-56-s-4762 EDN: https://elibrary.ru/UTBGSF

12. Кучма В.Р. Научные основы и технологии обеспечения гигиенической безопасности детей в «цифровой школе» [Текст] / В.Р. Кучма и [др.] // Гигиена и санитария. — 2019. — № 12. — С. 1385–1391. — DOIhttps://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-12-1385-1391 — URL: https://www.rjhas.ru/jour/article/view/470?locale=ru_RU (дата обращения: 23.05.2025). EDN: https://elibrary.ru/SPGZFL

13. Маркова Т.В. Курсовая работа по инженерной графике как инструмент формирования конструкторского мышления [Текст] / Т.В. Маркова и [др.] // Геометрия и графика. — 2023. — Т. 11. — № 3. — С. 26–38. — DOIhttps://doi.org/10.12737/2308-4898-2023-11-3-26-38 EDN: https://elibrary.ru/WOJLHY

14. Матвиенко С.В. Образование XXI: плюсы и минусы цифрового образования [Текст] / С.В. Матвиенко, Е.В. Васильева // Образование и право. — 2022. № 1. — С. 165–170. — DOI:https://doi.org/10.24412/2076-1503-20221-165-170. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ obrazovanie-xxi-plyusy-i-minusy-tsifrovogo-obrazovaniya (дата обращения: 23.05.2025). DOI: https://doi.org/10.24412/2076-1503-2022-1-165-170; EDN: https://elibrary.ru/JLMVXS

15. Назарова Ж.А. Геометро-графическая подготовка студентов технических специальностей в современных условиях [Текст] / Ж.А. Назарова // Геометрия и графика. — 2024. — Т. 12. — № 1. — С. 41–49. — DOIhttps://doi.org/10.12737/2308-4898-2024-12-1-41-49 EDN: https://elibrary.ru/EULJRU

16. Палий Н.В. Системный подход к обучению студентов возможностям современных систем автоматизированного проектирования [Текст] / Н.В. Палий // Геометрия и графика. — 2023. — Т. 11. — № 4. — С. 52–60. DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2024-11-4-52-60 EDN: https://elibrary.ru/CCSXLF

17. Пашков М.В. Проблемы и риски цифровизации высшего образования [Текст] / М.В. Пашков, В.М. Пашкова // Высшее образование в России. — 2022. — Т. 31. — № 3. С. 40–57. — DOI:https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-22-3-40-57 EDN: https://elibrary.ru/RUBCXA

18. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/75022819 (дата обращения: 23.05.2025).

19. Стрекалова Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование [Текст] / Н.Б. Стрекалова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. — 2019. — Т. 25. — № 2. — С. 84–88. — DOIhttps://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-2-84-88 EDN: https://elibrary.ru/UZVXVH

20. Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы [Текст] / А.А. Строков // Вестник Мининского университета. — 2020. — Т. 8 — № 2. — С. 15. DOI:https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-11-1245-1257 DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-15; EDN: https://elibrary.ru/QOVVGC

21. Тихонов-Бугров Д.Е. Качество графической подготовки в вузе: желаемое, действительное, действие [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров, С.Н. Абросимов, Е.А. Солодухин // Геометрия и графика. — 2024. — Т. 12. — № 1. С. 32–40. — DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2024-12-1-32-40 EDN: https://elibrary.ru/QBMZUY

22. Тунаков А.П. Начертили и забыли [Электронный ресурс] / А.П. Тунаков // Газета «Поиск», 14 марта 2007. URL: http://www.poisknews.ru/index.php?do=static &page=about, свободный (дата обращения: 23.05.2025).

23. Чумаков Д.А. Цифровое образование на современном этапе: перспективы и проблемы [Текст] / Д.А. Чумаков, М.А. Болотина // Вестник молодежной науки. 2021. — № 1. — С. 91–95. — DOI:https://doi.org/10.46845/2541-82542021-1(28)-1-1 DOI: https://doi.org/10.46845/2541-8254-2021-1(28)-1-1; EDN: https://elibrary.ru/KTPXNG

24. Юсупова Т.А. Цифровые технологии в образовании: проблемы риски и перспективы [Текст] / Т.А. Юсупов, З.Ш. Амерханова, Э.Р. Салгирие // Индустриальная экономика. — 2022. — № 3. — С. 143–146. — DOIhttps://doi.org/10.47576/2712-7559_2022_3_2_143 EDN: https://elibrary.ru/EAPUKV

25. Яковлева Е.В. Психолого-педагогическая характеристика потребности студентов в самообразовании при обучении в вузе [Текст] / Е.В. Яковлева // Бюллетень науки и практики. — 2020. — Т. 6. — № 10. — С. 379–386. — DOI:https://doi.org/10.33619/2414-2948/59/34 EDN: https://elibrary.ru/BVNVHK

26. Якунин В.И. Судьбу начертательной геометрии должны определять специалисты [Текст] / В.И. Якунин, Г.С. Иванов // Современные проблемы информатизации геометрической и графической подготовки инженеров. — 2007. — С. 3–7.

27. Arisoy B. (2022). Digitalization in education. Cypriot Journal of Educational Sciences. 17(5), pp. 1799–1811. DOIhttps://doi.org/10.18844/cjes.v17i5.6982 EDN: https://elibrary.ru/WENYUW

28. Sandu A. & Nistor P. (2020). Digital Dementia. Eastern-European Journal of Medical Humanities and Bioethics. 4(1), pp. 01–06. DOI:https://doi.org/10.18662/eejmhb/4.1/22

29. Laurie A. Manwell1, Merelle Tadros, Tiana M. Ciccarelli, Roelof Eikelboom1 Digital dementia in the internet generation: excessive screen time during brain development will increase the risk of Alzheimer's disease and related dementias in adulthood. J. Integr. Neurosci. 2022. 21(1),p. 28. DOI:https://doi.org/10.31083/j.jin2101028

30. Lorena Espina-Romero, Jesús Guerrero-Alcedo. Fields Touched by Digitalization: Analysis of Scientific Activity in Scopus Sustainability. 2022, 14, pp. 14425. DOI: 10.3390/ su142114425 DOI: https://doi.org/10.3390/su142114425; EDN: https://elibrary.ru/AVXIKO

31. V. Valjan Vukić, I. Gašić (2022) Implication of digital technology on complete children's development from parents' perspective. INTED2022 Proceeding, pp. 10533–10541. DOI:https://doi.org/10.21125/inted.2022.2775

Войти или Создать
* Забыли пароль?