The modern image of a policeman in Russia seems to citizens to be fair and hardy, responsible and disciplined, polite and tactful, ready to help in any situation, i.e. a professional with a capital letter, capable of conducting a constructive dialogue and proficient in the norms and rules of the modern Russian literary language. One of the main indicators of the professionalism of police officers is the level of development of professional speech culture. What disciplines are studied at the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia that contribute to the formation of a "linguistic personality" of an employee in continuing education, as well as necessary for improving professional and speech activities in conditions of obtaining additional qualifications, retraining and training in an adjunct course. The article discusses the issues of training managerial and scientific and pedagogical personnel in the leading educational organization of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the basis of which are such disciplines as practical rhetoric, Russian language and speech culture, psychology and pedagogy of higher education, cultural studies. Research methods: content analysis, analysis of work programs studied at the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia disciplines, generalization of the results. Support of the Russian language and preservation of the culture of speech is one of the priorities of the state policy of the Russian Federation in 2024. In the Russian law enforcement system, the police occupies one of the key places, performing certain tasks and functions to protect the rights and interests of citizens from criminal encroachments and maintaining law and order in constant interaction with the population. The activity of an employee of the internal affairs bodies in the Russian Federation is aimed at obtaining a constructive dialogue with public authorities, organizations and institutions, public associations, with various categories of citizens, as well as with colleagues and subordinates, thus the possession of the word as a means of communication is one of the main criteria for the professional activity of a police officer.
linguistic personality, continuous education, personal speaking, collective and individual linguistic consciousness, intentionality
Введение
Профессиональная речевая подготовка сотрудника органов внутренних дел является одним из главных критериев профессиональной деятельности и формируется в процессе непрерывного образования.
Понятие «языковая личность» зарождалось в течение всей истории языкознания и философии языка, а в отечественной лингвистике возникло в конце двадцатых годов ХХ столетия.
Анализ данного феномена предполагает с одной стороны обращение к языку, носителем которого является личность, а с другой – к личности, с которой непосредственно связан язык, выражающий усвоенный ею духовно-нравственный и социальный опыт посредством речи, и, являясь, «связующим звеном между языком и культурой» [1, с.43].
«Сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе русского языка и культуры речи» выступают в настоящее время в числе приоритетных задач государственной политики нашего государства и должны быть реализованы при участии федеральных органов исполнительной власти, в том числе внутренних дел- отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Совета безопасности РФ в ноябре текущего года [Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"].
Исследуя функционирование языка, В. фон Гумбольдт писал, что «предназначение языка состоит в «превращении мира в мысли», в выражении мыслей и чувств, в обеспечении процесса взаимопонимания, в развитии внутренних сил человека» [3], т.е. состоящих в непосредственной связи с личностью, «наделенной волей и стремлениями, мыслями, взглядами, суждениями, настроениями и оценками, предъявляющей претензии и имеющей права – этическим феноменом, представляющим собой содержание, центр и единство актов, интенционально направленных на другие личности» [2, с.244].
В отечественной лингвистике о происхождении языковой личности впервые упомянул советский ученый В.В. Виноградов, выделив коллективную и индивидуальную «языковую личность». При этом он полагал, что для индивидуальной характерно свойство «личностного говорения», сильное развитие которого дает возможность в личностном находить и познавать социальное через раскрытие всех структурных компонентов «языковой личности» [5, с.62]. Именно в личности мы можем видеть совокупность принципов, характеризующих все значимые свойства языка. Языковая личность – это личность, выраженная в языке, в текстах и через язык на базе языковых средств [11].
В своей теории коммуникации российский лингвист В.И. Карасик определил «языковую личность» как носителя коллективного и индивидуального языкового сознания, существующего в общении, в стереотипах поведения, зафиксированных в языке, в значениях языковых единиц и смыслах текстов, обозначив ее как субъект социальных отношений в языковом пространстве, обладающий своим неповторимым набором личностных качеств [6, с.7].
Особое внимание необходимо уделить формированию «языковой личности» сотрудника органов внутренних дел, так как речевая культура полицейского служит определенным маркером, характеризующим его как образованного специалиста и интеллигентного человека. Недостаточная речевая подготовка и отсутствие навыков применения языковых норм и правил современного литературного языка в деятельности российского полицейского приводит к отсутствию способности сочувствовать и сопереживать, слушать и слышать коллег, подчиненных, понимать и видеть особенности собеседника и умении интерпретировать его поступки. Полиция в своих действиях призвана «проявлять уважение к национальным обычаям и традициям, учитывать культурные особенности различных этнических и социальных групп, не допускать действий, нарушающих межнациональное и межконфессиональное согласие» [Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»], все проводимые правоохранительные процедуры должны обеспечивать закон и порядок, «быть обоснованы и понятны для граждан» [ Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу 01.03.2024)]. Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации [10] определяет этические нормы, правила и требования к служебному поведению сотрудника, основанные на принятых в обществе нравственных принципах и ценностях, а также предписывает воздерживаться в устной и письменной речи от оскорблений, грубости, нецензурной брани, жаргона, уголовной лексики, вести себя достойно и вежливо. Несоблюдение перечисленных норм и правил в деятельности полиции лишает сотрудника морального права на уважение, поддержку и доверие граждан, коллег, руководителей. Учитывая многозначность возложенных на полицию функций, на первый план выходят и становятся наиболее значимыми такие формируемые качества личности как коммуникабельность, речевая культура, умение взаимодействовать и управлять коллективом [4, с.127-129], т.е. качества, позволяющие принимать и реализовывать управленческие решения, грамотно использовать собственный потенциал, возможности личного состава, индивидуальной и коллективной успешности и эффективности профессиональной деятельности Министерства в целом [8, с.6].
Для выполнения поставленных задач и, в первую очередь, для руководителей всех уровней системы МВД РФ изучение гуманитарной области знаний имеет очень важное значение. Ведущая роль в этом принадлежит одной из основных образовательных организаций системы МВД РФ, Академии управления МВД России, выступающей флагманом для профессионального и карьерного роста управленцев в сфере органов внутренних дел на протяжении многих десятилетий (далее МВД РФ) Академия предоставляет возможность сотруднику полиции на различных этапах служебной деятельности включаться в процесс профессионального развития (повышение квалификации, переподготовка, повышение уровня профессиональной пригодности по основным направлениям деятельности, адъюнктура), т.е. соответствовать определенной квалификации сотрудника полиции в меняющихся условиях профессиональной деятельности, обеспечивая при этом непрерывность образования в МВД России.
Анализ рабочих программ дисциплин, включенных в образовательный процесс Академии за последнее двадцатилетие, показывает, что подготовка будущих управленцев и научно-педагогических кадров строилась на основе изучения общей гуманитарной культуры, практической риторики, культуры педагогического общения. Так, в учебные планы магистратуры по направлению подготовки «Менеджмент» в Академии были включены программы проведения научно-исследовательских семинаров по дисциплинам «Юридическая психология», «Профессиональная педагогика в деятельности руководителя ОВД», что позволяло слушателям решать задачи по выработке навыков ведения научных дискуссий, диалогов, полемики, используя возможности речевого потенциала. Работа по программе научно-исследовательского семинара включала несколько разделов, в том числе «Педагогическая риторика в деятельности руководителя ОВД» с изучением тем «Риторическая теория и риторическая практика как отражение общих закономерностей речевого поведения руководителя ОВД в процессе профессионального общения», «Педагогико-риторический идеал руководителя: сферы существования, задача сохранения, перспективы развития», в результате изучения которых обучаемые приобретали умения и навыки в решении профессионально-педагогических задач: разработка конкретных научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию работы с личным составом, педагогическое управление процессами обучения и воспитания сотрудников ОВД и взаимодействие ОВД с населением, общественными организациями и объединениями.
С 2021 года в Академии управления МВД России реализуется программа по профессиональной подготовке лиц старшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в подразделения центрального аппарата МВД России, осуществляемая в рамках обучения по должности служащего «Полицейский» (основная программа профессионального обучения, 2022г.). Так, в разделе «Морально-психологическая подготовка» предполагается изучение наиболее значимых для ОВД тем «Принципы и нормы профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», «Правила служебного общения и служебного этикета сотрудника»; в разделе «Русский язык в деловой документации. Культура речи» рассматриваются вопросы, касающиеся основных требований к профессиональной речи сотрудников ОВД РФ, прежде всего речь идет о правильности, точности, ясности, логичности, чистоты речи, а также уместности употребления языковых норм. Профессиональный цикл данной программы предполагает изучение основ русского жестового языка, используемого для общения глухих и слабослышащих (дактильная речь, жестовая речь) и позволяет освоить специфические средства общения людей с нарушением функции слуха.
С 2001 года для слушателей факультета подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России в учебный процесс Академии была включена дисциплина «Полицейская (милицейская) деонтология» (рабочая программа дисциплины по выбору студентов, устанавливаемая ВУЗом (ГСЭ.В.02) цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин по специальности юриспруденция 2001г.). Это система норм и кодексов профессионального поведения и деятельности сотрудников правоохранительных органов (полиции, милиции), имеющая своей основной целью вооружить слушателей знаниями основ нормативного регулирования в сфере профессионально-нравственных отношений, деонтологической подготовки кадров, критериев оценки поведения и действий сотрудников для обеспечения эффективности и бесконфликтности служебных отношений сотрудников ОВД в правоохранительной деятельности, во взаимоотношениях с гражданами, сослуживцами, должностными лицами государственных структур. Тематический план программы предполагал изучение вопросов, связанных с культурой и этикой делового общения руководителя как фактора деонтологического воспитания личного состава; соблюдение деонтологических норм культурных традиций, правил протокола, этикета и такта; также рассматриваются вопросы деонтологии во взаимодействии с коллегами, представителями общественности и средств массовой информации.
Для слушателей, проходящих обучение по программе магистратуры по направлению подготовки «Управление персоналом» предусмотрена дисциплина «Деловая риторика», включающая следующие темы: «Риторика – учение о речевых коммуникациях общества», «Деловая речь руководителя органа внутренних дел», «Бытовая речь. Торжественная речь. Этика речи», «Риторические правила и законы», изучение которых позволяет сотруднику кадрового подразделения органов внутренних дел сформировать умения в области управления этическими нормами поведения, организационной культурой, конфликтами и стрессами, управления деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением, а также кадровым резервом. По направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» второго факультета Академии управления МВД России, начиная с 2021 года включена учебная дисциплина «Профессиональная коммуникация на русском и иностранном языках», условием успешного освоения которой в течение 1 и 2 семестров очной формы обучения является комплекс знаний, умений и навыков, сформированный на предшествующем этапе обучения, а также в результате освоения программы высшей школы по дисциплине «Иностранный язык».
В настоящее время адъюнктура Академии управления МВД России реализует одну из важнейших задач по подготовке кадров высшей квалификации для ведомственных образовательных и научно-исследовательских учреждений, а также иных организаций и подразделений [9, с.18]. С 2003 года в учебные планы факультета научных и научно-педагогических кадров (адъюнктуры) включена дисциплина «Тренинг профессионально ориентированных риторики и дискуссий», нацеленная на повышение профессионально-педагогической речевой культуры, на развитие риторической индивидуальности с изучением на протяжении 40 часов наиболее значимых тем: «Практическая риторика и культура языка преподавателя», «Нормы русского литературного языка и стили речи», «Риторика научного диалога», «Риторическое моделирование коммуникативных ситуаций». В настоящее время в Академии данная дисциплина представляет собой модуль по выбору адъюнкта и не является обязательной к изучению.
Также для изучения в адъюнктуре по выбору вариативной части (факультативный курс), образовательной программы включена дисциплина «Русский язык в научно-исследовательской деятельности», направленная на более качественную подготовку научных текстов, документации, осуществлению научно-исследовательской деятельности и изучается после прохождения школьного курса русского языка и дисциплины «Русский язык и культура речи», если она входила в программу ВУЗа, т.е. как минимум предполагает наличие педагогического образования. Освоение дисциплины предполагает определенные требования к входным знаниям, навыкам и умениям обучающегося, необходимым для ее изучения. Так, обучающийся должен знать: основные нормы русского литературного языка, основные функции и лингвистические термины, основные стили современного русского языка, правила орфографии и пунктуации, уметь: применять знания русского литературного языка в практике речевого общения, оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения норм русского литературного языка, применять правила орфографии и пунктуации в практике письма, пользоваться толковыми, орфографическими, орфоэпическими словарями и справочной литературой по русскому языку, а также владеть: различными видами деловой профессиональной, научной коммуникации; акцентологическими, орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными нормами современного русского литературного языка; навыками отбора языковых средств в соответствии со сферой и ситуацией общения, формулами делового речевого этикета. Готовность сотрудника полиции к использованию современных методов и технологий научной коммуникации на государственном и иностранном языках служит результатом освоения данной программы.
На протяжении нескольких лет в Академии реализуется несколько дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки слушателей и адъюнктов, позволяющих овладеть компетенциями для выполнения нового вида профессиональной служебной деятельности. Так, изучение «Культурологии» (рабочая программа дисциплины федерального компонента цикла общих гуманитарных и социально-дисциплин по специальности Государственное и муниципальное управление» для слушателей факультета подготовки начальников горрайлинорганов внутренних дел, 2007г.) способствует удовлетворению образовательных и профессиональных потребностей, а также профессионального развития, обеспечение соответствия меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, в осуществлении культурно-просветительской деятельности в ОВД РФ, что позволяет сотрудникам силового ведомства в практической деятельности применять общекультурные компетенции, культурологические знания, а также способность использовать современные психолого-педагогические теории и методы при изучении тем: «Культура и этика руководителя при проведении деловых бесед, встреч, совещаний и приема посетителей», «Культура речи руководителя ОВД, этика содержания и стиля разрабатываемых управленческих документов», «Дипломатия и этикет», «Этикет на рабочем месте».
Несмотря на актуальность вопросов, связанных с профессиональной речевой подготовкой сотрудников ОВД, до настоящего времени они не нашли должного отражения в организационных документах органов и учреждений системы МВД РФ, что является пробелом при принятии управленческих решений руководством Министерства [7]. Одной из основных причин, на наш взгляд, является ограничение речевой подготовки дисциплинами, включенными в процесс обучения слушателей и адъюнктов в виде факультативных курсов и являющихся вариативными, что не позволяет в полной мере выстраивать систему для решения педагогических задач, в том числе профессиональной языковой подготовки сотрудников ОВД по обеспечению надежного фундамента для формирования зрелой языковой личности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
Вывод
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что от уровня подготовки полицейского как профессионала зависят результаты оперативно-служебной деятельности не только одного отдельно взятого сотрудника, но и Министерства внутренних дел в целом. Система оценки деятельности органов внутренних дел складывается, прежде всего, из уровня профессионализма полиции и доверия граждан, которые зависят также от речевой подготовленности и требуют постоянного совершенствования для научной, культурной и дальнейшей профессиональной карьеры сотрудника в системе МВД России.
1. Barsukova E. V. Yazykovaya lichnost' kak kategoriya istoricheskoj kul'turologi: na materiale «Arhiva knyazya Voroncova» : dis. na soisk. uchen. step. kandidata kul'turologii : 24.00.01 — teoriya i istoriya kul'tury / Barsukova Elena Viktorovna ; Mordovskij gosudarstvennyj universitet imeni N P. Ogaryova. Saransk, Publ., 2007. 229 s. s.43. [Barsukova E. V. Linguistic personality as a category of historical cultural studies: based on the material of the Prince Vorontsov Archive : dis. on the job. learned. step. Candidate of Cultural Studies : 24.00.01 — theory and history of culture / Barsukova Elena Viktorovna ; Mordovian State University named after N. P. Ogareva. Saransk, 2007. 229 p. p.43.] (in Russia)
2. Gubskij, E.F., Korableva, G.V. Filosofskij enciklopedicheskij slovar'. - M.: INFRA-M Publ., 2004. – 576 s.: s. 244. [Gubsky, E.F., Korableva, G.V. Philosophical encyclopedic dictionary. - M.: INFRA-M Publ., 2004. – 576 p.: p. 244.] (in Russia)
3. Gumbol'dt V. fon. Izbrannye trudy po yazykoznaniyu: per. s nem. Moskva: Publ., Progress, 2000. 400 s. [Humboldt V. von. Selected works on linguistics: translated from German. Moscow: Progress, 2000. 400 p.] (in Russia)
4. Vvedenie v pedagogicheskuyu professiyu: uchebnoe posobie/pod red. dok. ped. nauk N.V. Serdyuk i dr.- Moskva.: Publ., Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2021.- 148 s., s. 127-129. [Introduction to the teaching profession: textbook/edited by Doctor of Pedagogical Sciences N.V. Serdyuk et al.- Moscow.: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021.- 148 p., pp. 127-129.] (in Russia)
5. Vinogradov, V.V. O hudozhestvennoj proze / V.V. Vinogradov. – Moskva: Gosizdat, Publ., 1930. – 186 s., s. 62. [Vinogradov, V.V. About fiction / V.V. Vinogradov. – Moscow: Gosizdat, 1930. – 186 p., p. 62.] (in Russia)
6. Karasik V.I. Yazykovoj krug: lichnost', koncepty, diskurs. – Volgograd: Peremena, Publ., 2002. – 477 s., s.7. [Karasik V.I. Language circle: personality, concepts, discourse. – Volgograd: Peremena, 2002. – 477 p., p. 7.] (in Russia)
7. Noskova L. G. Formirovanie sistemy professional'noj rechevoj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del» : avtoriferat dis. Doktora pedagogicheskih nauk : 13.00.01 — Obshchaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya/Noskova Lyudmila Germanovna ; Akademiya upravleniya MVD Rossii. Moskva, Publ., 2016. 53 s. [Noskova L. G. Formation of a system of professional speech training for employees of internal affairs bodies" : abstract of the dis. Doctors of Pedagogical Sciences : 13.00.01 — General Pedagogy, history of pedagogy and education/Noskova Lyudmila Germanovna ; Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Moscow, 2016. 53 p.] (in Russia)
8. Serdyuk N.V., Hodyakova N.V., Sklyarenko I.S. Obshchaya pedagogika.: uchebnik/ pod. red. doktora ped. Nauk, doc. N.V. Hodyakovoj. – Moskva.: Publ., Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2023.- 188 s., s. 6. [Serdyuk N.V., Khodyakova N.V., Sklyarenko I.S. General pedagogy.: textbook/ ed. by Dr. ped. Of Sciences, Associate Professor N.V. Khodyakova. – Moscow.: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2023.- 188 p., p. 6.] (in Russia)
9. Slovar' inostrannyh slov pod red. I.V. Lekhina, 6-e pererabotannoe izdanie. – M.: Sirin, Publ., 1996. – 608 s., s. 18. [Dictionary of foreign Words edited by I.V. Lekhin, 6th revised edition. – M.: Sirin, 1996. – 608 p., p. 18.] (in Russia)
10. Prikaz MVD RF ot 26.06.2020 № 460 «Ob utverzhdenii Kodeksa etiki i sluzhebnogo povedeniya sotrudnikov organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii». [Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation dated 06/26/2020 No. 460 "On Approval of the Code of Ethics and Official Conduct of Employees of the Internal Affairs bodies of the Russian Federation"]. (in Russia)
11. Fedorchenko I. A. Metaforicheskaya i metatekstovaya konstanty yazykovoj lichnosti akademika V.V. Vinogradova: dis. na soisk. uchen. step. kandidata filologicheskih nauk: 10.02.01 — russkij yazyk / Fedorchenko Irina Aleksandrovna; Altajskij gosudarstvennyj universitet. Barnaul, 2002. [Fedorchenko I. A. Metaphorical and metatextual constants of the linguistic personality of academician V.V. Vinogradov: dis. on the job. learned. step. Candidate of Philological Sciences: 02/10/2011 — Russian / Fedorchenko Irina Alexandrovna; Altai State University. Barnaul, 2002.] (in Russia)