Moscow, Russian Federation
The relevance of the chosen topic is due to the need for a polygraph examiner to take into account the individual typological characteristics of candidates for service in the process of conducting special psychophysiological studies (SPFI) using a polygraph. The subject of the study: psychological technologies in the tactics of conducting SPFI in relation to the examined persons with character accentuations. The purpose of the study: to develop and experimentally implement psychotechnologies in the conduct of SPFI, designed for the characteristics of accentuated candidates for service in the internal affairs bodies of the Russian Federation. The methodological basis of the study was used: theoretical and applied approaches in the field of strategies and tactics, the phased conduct of psychophysiological research using a polygraph (V.V. Korovin, Yu.I. Kholodny, V.A. Varlamov, A.N. Obukhova, I.P. Obukhova, etc.); the concept of the operational psychological structure of the actions of law enforcement officers (N.R. Bityanova, V.A. Danilov, M.G. Debolsky, A.I. Papkin, I.B. Ponomarev, A.M. Stolyarenko, V.P. Trubochkin, V.I. Chernenilov, etc.); typology of character accentuations (K. Leonhard, A.E. Lichko). Research methods: deductive and inductive methods for generalizing psychological theories, concepts on scientific and applied problems of the research topic; questionnaires of polygraph examiners; psychological analysis of characterizing materials for candidates for service in the internal affairs bodies of the Russian Federation; observation of the examined persons; stimulus-adaptive test (SAT); psychological analysis of polygrams. Psychophysiological studies of candidates for service (20 people) were conducted using a computer polygraph "Diana-04". The sample of the study included 20 candidates for service in the GU of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Stavropol Territory. The results of the experimental study: the use of psychotechnologies in the tactics of conducting a pre-test conversation, designed to accentuate the examined persons, contributes to the optimization of the psycho-emotional state and adaptation of these persons to the SPFI, ensure the effectiveness of the study. The novelty of the research lies in the theoretical development of psychological methods, techniques and means for conducting a pre-test conversation with candidates with character accents, experimental testing of their effectiveness and ensuring the achievement of the goals of socio-psychophysiological research using a polygraph.
special psychophysiological examination using a polygraph, candidate for service in the internal affairs bodies, character accentuation, individual typological properties of personality, polygraph specialist, psychotechnology
Введение. Проведение специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа в рамках профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел МВД России регламентируется нормативными правовыми документами. В обязанности специалиста-полиграфолога входит "...изучение всего спектра личных и деловых качеств кандидатов и выявлению у них большинства (восьми из одиннадцати) существующих факторов риска (связанных с совершением кандидатами на службу уголовно наказуемых деяний или административных проступков)" [1, с.141-160]. Выделенная в исследованиях
А.Н. Обуховой и И.П. Обуховой поэтапность проведения СПФИ [3, с.138-142] обусловлена необходимостью комплексного сбора и анализа информации о личности кандидата на службу, реализаций индивидуального подхода и решением задач специалистом-полиграфологом. Подчеркнём значимость для проведения исследования подготовительного и предиспытательного этапов СПФИ, эффективность реализации каждого из которых специалистом-полиграфологом вносит вклад в решение задач установления психологического контакта с кандидатом, его адаптации к процедуре СПФИ.
Многолетняя практика, проведения СПФИ с применением полиграфа показывает, что примерно 80 случаев из 100 зависят от того, какую тактику поведения, общения
и непосредственно проведения полиграфной проверки выберет специалист-полиграфолог по отношению к обследуемому лицу [6]. Актуальность исследования вызвана необходимостью психологического обеспечения подготовительного
и предиспытательного этапов СПФИ с помощью психотехнологий, рассчитанных на индивидуально-типологические психологические особенности кандидатов на службу. Определяя понятие "психотехнологии", А.М. Столяренко указывал на комплекс научно-обоснованных психологических способов, включающих, по мнению "... психологические методы, приемы, правила, условия, средства ... и специфику их использования" [7, с. 285]. Применительно к проведению СПФИ речь идет об одном из видов психотехнологии, призванной обеспечить реализацию индивидуального подхода, достижение намеченных специалистом-полиграфологомзадач установления психологического контакта
с кандидатом, его адаптации проведению специального психофизиологического исследования с применением полиграфа.
С учетом актуализированной научно-прикладной проблемы была сформулирована цель исследования: разработать и экспериментальным путем внедрить психотехнологии
в подготовительный и предиспытательный этап СПФИ, рассчитанные на особенности акцентуированных кандидатов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. В рамках исследования решались следующие задачи: 1) сопоставление психологических особенностей лиц с акцентуациями характера с рекомендациями профессионального общения с людьми с такой типологией личности; 2) разработку
и апробацию психологических методов, приемов, средств и условий, рассчитанных на акцентуации характера и другие индивидуально-психологические особенности кандидатов на службу, выявленные путём анализа автобиографии, других характеризующих материалов и документов; 3) разработку схемы наблюдения за обследуемым лицом для фиксации психического состояния во время предтестовой беседы; 4) разработку психотехнологий для предтестовой беседы и её апробация
в эксперименте; 5) проведение эксперимента, обработку и интерпретацию полученных результатов исследования. Мы выдвинули гипотезу о том, что рассчитанные
на психологические особенности акцентуированных кандидатов на службу психотехнологии и включенные в тактику проведения предтестовой беседы, могут поддерживать оптимальное психическое состояние таких лиц и обеспечивать достижение целей СПФИ. Подчеркнем в этой связи важность соответствия специалиста-полиграфолога комплексу требований, относящихся к общей профессионально-психологической подготовленности и специальной подготовленности к проведению СПФИ; высокому уровню компетентности в области дифференциальной психологии, прогностических способностей, коммуникативных умений, профессиональной наблюдательности для оперативной фиксации изменения психического состояния лица
в определенных ситуациях или в связи с заданным конкретным вопросом и т.д.
В методологическую основу исследования были включены следующие подходы
и концепции. Применение теоретико-прикладных подходов в области применения стратегий и тактик, поэтапности проведения психофизиологических исследований
с использованием полиграфа (В.В. Коровин, Ю.И. Холодный, В.А. Варламов,
А.Н. Обухова, И.П. Обухова и др.) и концепции операциональной психологической структуры действий сотрудников органов внутренних дел (Н.Р. Битянова, В.А Данилов, М.Г. Дебольский, А.И. Папкин, И.Б. Пономарев, А.М. Столяренко, В.П. Трубочкин,
В.И. Черненилов и др.) позволяет включить в психологическое обеспечение деятельности специалиста-полиграфалога специальные психотехнологии, рассчитанные
на индивидуально-типологические особенности кандидатов на службу и направленные
на повышение эффективности СПФИ. Кроме того, была использована научно-прикладная типология акцентуированных черт характера личности (П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард,
А.Е. Личко и др.). Тип акцентуаций характера кандидата на службу, выявляемый при
их наличии в процессе профессионального психологического отбора, наряду
с индивидуально-психологическими особенностями их личности выступает в качестве основы для осуществления специалистом-полиграфологом индивидуального подхода, направленного на решение задач установления психологического контакта с кандидатом, его адаптации к процедуре СПФИ.
Методика исследования. Для проведения исследования были использованы теоретические методы (дедуктивный и индуктивный методы для обобщении психологических теорий, концепций по научно-прикладным проблемам темы исследования); эмпирические методы (анкетирование специалистов-полиграфологов
по проблемам осуществления индивидуального подхода к кандидатам на службу
и применения психологических рекомендаций в предтестовой беседе; психологический анализ характеризующих материалов на кандидатов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации - результатов анкетирования, биографических данных, заключений по результатам комплексного обследования и пр.; наблюдение
за обследуемыми лицами (реакции и изменения в поведении и состоянии участников эксперимента фиксировались с помощью схемы наблюдения и на полиграммах); стимульно-адаптирующий тест (САТ); психологический анализ и качественная оценка полиграмм.
Обсуждение результатов. Разработка психотехнологии, встроенной в подготовительный и предиспытательный этапы СПФИ, была начата с анкетирования специалистов-полиграфологов (в ней приняло участие 30 полиграфологов подразделений ГУ МВД России по Ставропольскому краю, в том числе на районном уровне). В результате опроса было выяснено: а) среди кандидатов на службу встречаются следующие типы акцентуаций: шизоидный (40% от числа опрошенных), эпилептоидный (37%), гипертимный (3%); истероидный (10%); психостенический (10%); б) значительная часть полиграфологов (80%) чаще всего используют общие психологические рекомендации в предтестовой беседе, не рассчитанные на индивидуально-типологические особенности кандидатов на службу; в) лишь половина специалистов (53,3%) отмечают важность установления психологического контакта с кандидатом и его адаптации к процедуре СПФИ в предтестовой беседе; г) только половина опрошенных (50%) понимают, что для этого и достижения поставленной цели СПФИ необходимо использовать специальные психотехнологии; д) лишь пятая часть полиграфологов (20%) заранее готовят психологические методы и приемы общения, рассчитанные на типологические особенности личности кандидата на службу, в т.ч. с акцентуациями характера, а также корректируют тактику на основе данных наблюдений и изменяющегося состояния кандидата. Полученные данные подтверждают актуальность исследования и её научно-прикладной характер.
Согласно выделенным задачам исследования представим основные результаты.
1. Сопоставление психологических особенностей лиц с акцентуациями характера
с рекомендациями профессионального общения с людьми с такой типологией личности, показало, что в научной литературе эта информация раскрыта для решения психокоррекционных задач или в обобщенном виде для работы специалиста-полиграфолога при проведении СПФИ. Так, в фундаментальном исследовании А.Е. Личко указаны педагогические рекомендации для доверительного общения с подростками, которые отличающимися определенным типом акцентуации характера, для решения задач психотерапии и психологической коррекции. Раскрывая особенности профессионального общения специалиста-полиграфолога в предтестовой беседе при проведении специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа, С.И. Оглоблин, А.Ю. Молчанов перечисляют отдельные профессиональные действия, которые должен выполнить специалист: выявлять основной характерологический стержень обследуемого, устанавливать психологический контакт, вводить обследуемого в оптимальный психофизиологический коридор [5, с. 230-231], а также связи между ними - выявление информации о психологических особенностях обследуемого лица с пониманием того, как взаимодействовать с обследуемым, необходимостью расположения к себе, замотивирования его на искренность общения и пр. В исследовании Р.С. Садекова, О.Ю. Сенаторовой, Ю.В. Клочко указаны наиболее общие психологические приемы, рекомендуемые специалисту-полиграфологу для установления психологического контакта и доверительных отношений с обследуемым лицом [6].
2. Отметим, что акцентуации характера могут быть выявлены у кандидатов на службу при помощи опросников ММИЛ/СМИЛ по шкалам: невротической триады; тревога и депрессивные реакции; вытеснение факторов, вызывающих тревогу; реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении; ригидность аффекта; фиксация тревоги и ограничительное поведение; аутизация, отрицание тревоги, гипоманиакальные тенденции, социальные контакты. Опыт работы авторов показывает, что при проведении СПФИ полиграфолог может столкнуться как с явным (постоянным), так и скрытым видом акцентуаций (когда черты начинают ярко проявляться
в предтестовой беседе СПФИ). Учитывая распространенность среди кандидатов на службу шизоидного и эпилептоидного типов акцентуаций характера (по результатам опроса специалистов-полиграфологов) были разработаны и апробированы в эксперименте психотехнологии (психологические методы, приемы, средства, условия), рассчитанные на указанные психотипы и другие индивидуально-психологические особенности кандидатов.
А. На подготовительном этапе для сбора информации об индивидуально-типологических особенностях кандидатов на службу были разработаны к использованию следующие психологические методы: 1) для лиц, имеющих по результатам комплексного заключения признаки шизоидного типа акцентуации: а) психологический анализ текста автобиографии, в котором обращено внимание на избегание в описании подросткового периода (который, как известно, является наиболее тяжелым из-за усиления черт); упоминание и/или детальность изложения общественно - и личностно-значимых увлечений, событий, видов деятельности, фактов, жизненных обстоятельств, достижений и заслуг, особых навыков; упоминание значимых людей (семьи, родителей, братьев/сестер при их наличии, друзей и т.д.); б) анализ комплексного заключения на кандидата, где акцентировано внимание на: особенности реагирования на процедуру психологического обследования; проявления самостоятельности и независимости в решении конкретных проблем или в определенных ситуациях, рассуждениях на определённую тему/темы; проявление замкнутости/открытости в беседе на конкретную тему/темы; 2) для лиц, имеющих по результатам комплексного заключения признаки эпилептоидного типа акцентуации: а) психологический анализ текста автобиографии, в котором обратить внимание на: аккуратность и "бисерность" почерка (как одна из характерных черт этого типа акцентуации); избегание в описании того или иного периода, в т.ч. подросткового; избегание в описании значимых людей (семьи, родителей, братьев/сестер при их наличии, друзей и т.д.); упоминание общественно и личностно значимых увлечений, событий, видов деятельности, фактов, жизненных обстоятельств, достижений и заслуг; упоминание значимых людей (семьи, родителей, братьев/сестер при их наличии, друзей и т.д.);
б) анализ комплексного заключения, где акцентировано внимание на: уровне развития правосознания; событиях или ситуациях, на которые реагирует раздражительно, злобно, тоскливо, или апатично; проявлении аффектов (в виде ярости, агрессии, вегетативных изменений и т.д.) и их длительности в отношении конкретных людей/тем/обстоятельств.
Б. В процессе изучения характеризующих материалов соблюдалось следующее психологическое условие: эффективность установления психологического контакта, профессионального общения с кандидатом и адаптация кандидата к специалисту и процедура проведения СПФИ зависит от объема собранной значимой информации об индивидуально-типологических особенностях личности кандидата: 1) биографические данные (возраст, образование, семейное положение, трудовая и общественная деятельность, обстоятельства жизни, в т.ч. как члена семьи родителей или собственной семьи); 2) опыт личности (знания, навыки, умения, в т.ч. полученные во время обучения в образовательных учреждениях или в трудовой деятельности), личные достижения и заслуги, привычки (полезные и вредные); 3) значимые для него люди (в т.ч. члены семьи, ближайшее окружение), общественно- и личностно-значимые виды деятельности, увлечения, события и пр., 4) развитые способности (интеллектуальные, коммуникативные, организаторские, творческие и пр.); 5) индивидуальные черты характера (шизоидного типа - сочетание противоречивых черт холодности/чувствительности, целеустремленности/бездеятельности, необщительности/назойливости и др.; эпилептоидного - аффективная взрывчатость, импульсивность, тугоподвижность, инертность, бережливость и др.);
В экспериментальном исследовании собранные данные об индивидуально-типологических особенностях кандидата использовались в качестве основы для осуществления прогнозирования: а) особенностей поведения кандидата во время проведения СПФИ; б) реагирования кандидата на необходимость соблюдения требований и правил поведения при проведении СПФИ; в) предполагаемой темы/тем для установления психологического контакта и доверительных отношений, на которые
он будет позитивно реагировать и по поводу которых общаться; г) предполагаемых тем, ситуаций, обстоятельств и людей, упоминание которых необходимо избегать
в профессиональном общении с кандидатом; д) возможных факторов риска: для шизоидного типа - злоупотребление алкоголем или токсическими веществами, совершение уголовно наказуемых деяний - преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы, краж (чаще всего индивидуальных); для шизоидно-истероидного типа - склонность к совершению суицидальных действий; для эпилептоидного типа - злоупотребление алкоголем или токсическими веществами, совершение уголовно наказуемых деяний - насильственных (в основе которых могут быть садистские склонности в отношении животных, младших, слабых), преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы).
3. В качестве основных параметров для наблюдения за обследуемым лицом
на этапе установления психологического контакта для фиксации психического состояния, индивидуально-психологических особенностей, уровня адаптированности во время предтестовой беседы и проведения САТ использовались: 1) мимика (не имеется заметных изменений в выражении лица; незначительные изменения в виде движения губ, сморщивания или потирания лба; частое моргание, закусывание губ, напряжение мышц, раскрытый рот, испуг, злоба); 2) пантомимика (спокойно сидит, не раскачиваясь и не зажимаясь, ровно дышит, нет лишних движений и перемещений тела; периодически делает неловкие движения руками, дыхание несколько учащенное или замедленное, занимает неудобные позы; постоянно дергает или размахивает руками, дыхание резко учащенное, постоянные вздохи, двигается или сидит в неудобной позе, совершает повторяющиеся действия); 3) вегетососудистые реакции (веки и пальцы спокойны, не отличается окраска слизистых и видимых частей тела, влажность кожи обычная; подергивание век и пальцев, заметное покраснение или побледнение, лоб и ладони вспотевшие; сильно выраженный тремор пальцев и век, выраженная бледность или покраснение, а в отдельных случаях выступает крапивница или выраженная сухость кожи) [2, с. 95-99]; 4) реакция на перечисление требований, норм и правил поведения во время проведения СПФИ и обязательность их соблюдения, на повторение этих требований (полное согласие; реагирует без слов, но в мимике имеются изменения; задает вопросы, просит объяснить определенные требования, не соглашается с некоторыми из них, дает свои комментарии, предлагает изменить требования и ввести свои и т.п.); 5) используемые глаголы и образные примеры, указывающие на ведущую репрезентативную системы и особенности мышления.
4. Разработка психотехнологий для установления психологического контакта
и предтестовой беседы с кандидатами и её апробация в эксперименте. Для кандидата
с шизоидным типом акцентуаций были разработаны для апробации следующие психологические методы, приемы: 1) создавать деловую и доброжелательную обстановку за счет уважительного обращения на "Вы", по имени или имени-отчеству, соразмерного темпа речи, подчеркивать его самостоятельность; 2) для установления психологического контакта использовать интересующие кандидата темы, факты биографии, увлечения, хобби и пр.; 3) для поддержания беседы ненавязчиво напомнить об его общественно-
и личностно-значимых успехах, заслугах и достижениях и одобрить это, а в случае увлечения чтением проявить заинтересованность к содержанию этих книг, подчеркнуть важность чтения для личности кандидата и его развития; 4) использовать метод убеждения при предъявлении требований и правил поведения, начиная разъяснения
со слов "потому, что/поскольку"... это обеспечит Вам/будет способствовать..." с учетом ведущей репрезентативной системы и особенностей мышления кандидата; 5) в случае отсутствия или нейтральной реакции на разъяснения использовать упреждающий прием: "Итак, мы договорились, что ...?"; "Предлагаю договориться, что... Договорились?);
6) соразмерность темпа речи, в т.ч. при формулировке вопросов в предтестовой беседе; 7) предоставление кандидату необходимого времени на детализацию ответов.
Для кандидата с эпилептоидным типом акцентуаций были разработаны следующие психологические методы и приемы: 1) создавать деловую, спокойную и доброжелательную обстановку за счет уважительного обращения на "Вы", по имени или имени-отчеству, подчеркивать его самостоятельность; 2) для установления психологического контакта подчеркивать/хвалить бережливость и аккуратность в одежде, аксессуарах, почерке и т.п. как важную особенность его характера, вспоминать факты биографии, общественно- и личностно-значимые увлечения, хобби и т.п.; 3) в ходе беседы проявлять спокойствие, а в случае неожиданных эмоциональных реакций, переключать внимание на темы о здоровье или заботу о личном здоровье; 4) использовать метод убеждения при предъявлении требований и правил поведения, тщательно и подробно объясняя каждое из них, добиваясь признания или согласия с ними с помощью вопросов: "Вам понятно, почему это необходимо?", "Нужно еще раз повторить?","Хотите, я еще раз могу объяснить?"; 5) в случае необходимости повторить разъяснение требований, убедить в точности СПФИ и своем профессионализме, используя ведущую репрезентативную систему и особенности мышления кандидата, а после завершения разъяснений использовать упреждающий прием: "Итак, мы договорились, что ...?."; "Предлагаю договориться, что...", "Договорились?".
5. Проведение эксперимента, обработка и интерпретация полученных результатов исследования. В экспериментальном исследовании принимали участие 20 кандидатов на службу, которые были разделены на две группы и подгруппы. Первая группа - кандидаты с признаками шизоидного типа акцентуации (10 чел.). С каждым кандидатом первой подгруппы (5 чел.) для установления психологического контакта и проведения предтестовой беседы использовалась психотехнология без учета их индивидуально-типологических особенностей (нерелевантная беседа для данного психотипа): несоразмерный темп речи и глаголы без учета ведущей репрезентативной системы кандидата; не акцентировалось внимание на заслуги, увлечения; наращивание темпа задавания вопросов, ограничение времени на ответы и их детализацию и т.п. С остальными кандидатами (5 чел.) второй подгруппы применялись разработанные психотехнологии, рассчитанные на данный психотип (релевантная беседа). Вторая группа - кандидаты с признаками эпилептоидного типа акцентуации (10 чел.). С кандидатами первой подгруппы (5 чел.) устанавливался психологический контакт и предтестовая беседа без учета их индивидуально-типологических особенностей (нерелевантная беседа) с помощью: эмоционально-насыщенных взаимоотношений; безакцентности внимания на заслугах, увлечениях; незаинтересованности его рассказом о себе и личных достоинствах; безразличия к подлинным и некоторым мнимым достижения, а затем и осторожного усомнения в них и т.п. В второй подгруппе, т.е. с остальными кандидатами эпилептоидного типа (5 чел.) применялись психотехнологии, разработанные и рассчитанные на данный психотип (релевантная беседа).
Результаты эксперимента. В подгруппе кандидатов с признаками шизоидного типа
(nR - нерелевантная) было зафиксировано долгое вхождение в оптимальный психофизиологический коридор, нестабильная амплитуда реагирования по каналу КГР, дыханию (рис. 1,2).
Рис.1. Запись фона в nRподгруппе шизоидного типа
Рис.2. Запись САТ в nRподгруппе шизоидного типа
При проведении СПФИ с использованием полиграфа осуществлялось наблюдение за поведением обследуемых лиц. У кандидатов в ходе нерелевантной беседы были зафиксированы: изменения мимики (1 чел.), неловкие движения руками (3 чел.), неловкие позы (3 чел.), подергивание век и пальцев, заметное покраснение или побледнение, лоб и ладони вспотели (2 чел.). Это говорит о том, что кандидаты находились в реактивном состоянии, проявляли неустойчивый тип поведения, в целом не были адаптированы к проведению СПФИ. Несоблюдение психологического условия, использование полиграфологом неконструктивных психологических методов и приемов общения с кандидатами на службу способствовало снижению эффективности деятельности и мешало целей предтестовой беседы.
В (R - релевантной) подгруппе кандидатов с признаками шизоидного типа в претестовой беседе использовались рассчитанные на индивидуально-типологические особенности психотехнологии: в случае равнодушия кандидата к диалогу инициировали разговор на интересующую тему (программирование, чтение детективов, рисование), вспоминали личностно-значимые факты биографии, заслуги и достоинства и т.д. В результате чего у кандидатом фиксировался эмоциональный отклик, который использовался для поддержания беседы. Результатам записи ФОН т.е, относительно стабильное протекание физиологических процессов в организме человека, пребывающего в состоянии покоя и САТ представлены на рис. 3, 4.
Рис.3 Запись фона в (R - подгруппе) шизоидного типа
Рис.4 Запись САТ в (R - подгруппе) шизоидного типа
В процессе наблюдения у кандидатов в релевантной беседе отмечались: незначительные изменения в виде движения губ (5 чел.), сморщивания или потирания лба (1 чел.), отсутствие лишних движений и перемещений тела (4 чел.); неловкие позы и неловкие движения руками (1 чел.), учащенное или замедленное дыхание (1 чел.). Таким образом, по результатам наблюдения, записи ФОН и САТ был сделан вывод о том, что обследуемые находились в оптимальном психическом состоянии, отличались устойчивым типом, были адаптированы к проведению СПФИ.
В первой подгруппе (nR- нерелевантной) второй группы, куда вошли кандидаты
с признаками эпилептоидного типа акцентуаций, в ходе нерелевантной беседы также было зафиксировано долгое вхождение в оптимальный психофизиологический коридор, а именно нестабильная динамика физиологических показателей по КГР в виде наличия негативной полуволны в канале как показателя, отражающего работу свойства переключаемости нервных процессов (рис. 5, 6).
Рис.5. Запись фона в (nR-подгруппе) эпилептоидного типа
Рис.6. Запись фона в (nR-подгруппе) эпилептоидного типа
В процессе наблюдения в нерелевантной беседы у обследуемых лиц фиксировались: изменения мимики (2 чел.); дыхание резко учащенное, постоянные вздохи, неловкие движения или сидят в неудобной позе (4 чел.); совершали повторяющиеся действия руками (3 чел.), подергивание век и пальцев (2 чел.); заметное покраснение или побледнение, лоб и ладони вспотели (2 чел.). Это говорит о том, что обследуемые на момент проведения исследования находились в перевозбужденном состоянии, они проявляли конфликтно-возбудимый тип поведения.
В (R - релевантной подгруппе) кандидатов с признаками эпилептоидного типа, фиксировались другие результаты (рис. 7,8).
Рис.7. Запись фона в (R подгруппе) эпилептоидного типа.
Рис.8. Запись САТ в (R подгруппе) эпилептоидного типа.
Наблюдение за кандидатами в ходе релевантной беседы показало: незначительные изменения в виде движения губ (4 чел.), сморщивание или потирания лба (1 чел.), периодические неловкие движения руками и неловкие позы (1 чел.), дыхание несколько учащенное или замедленное (1 чел.). Это позволяет сделать вывод о том, что благодаря использованию в беседе специалистом-полиграфологом релевантных психотехнологий обследуемые находились в оптимальном психическом состоянии, отличались устойчивым типом поведения.
Выводы. Проведенным экспериментальным исследованием установлено, что использование специалистом-психологом в тактике проведения предт естовой беседы психотехнологий, рассчитанных на индивидуально-типологические особенности кандидатов на службу с признаками шизоидного и эпилептоидного типов акцентуаций характера поддерживает оптимальное психическое состояние таких лиц и обеспечивает достижение целей СПФИ. Психологически грамотно выстроенная предтестовая беседа с кандидатами на службу способствует их адаптации к проведению специального психофизиологического исследования, что подтверждено психофизиологическими показателями реагирования (амплитудой, латентностью и скоростью протекания реакций) и результатами включенного наблюдения. Гипотеза была подтверждена. Подчеркнем значимость последовательного и грамотного применения специалистом-полиграфологом психотехнологий, начиная с подготовительного этапа СПФИ (тщательного анализа информации о личности кандидата на службу, сопоставления выявленных признаков акцентуации характера с индивидуально-психологическими особенностями, прогнозирование факторов риска и поведения кандидата во время СПФИ) и завершая установлением психологического контакта и предтестовой беседы с помощью конструктивных психологических методов и приемов общения. Проведенная работа обеспечивает эффективность достижения целей специального психофизиологического исследования с применением полиграфа, осуществления индивидуального подхода на предиспытательном этапе, с помощью психотехнологий установления психологического контакта и профессионального общения для нормализации психоэмоционального состояния и адаптации кандидата к последующему этапу исследования.
1. Vinogradov M.V., Ul'yanina O.A. Osobennosti provedeniya special'nyh psihofiziologicheskih issledovaniy s primeneniem poligrafa v otnoshenii sotrudnikov organov vnutrennih del, naznachaemyh na inye dolzhnosti v sisteme MVD Rossii [Features of conducting special psychophysiological studies using a polygraph in relation to employees of internal affairs bodies appointed to other positions in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Psihologiya i pravo [Psychology and Law] . 2022. Tom 12. № 2. pp. 141–160 (In Russian)
2. Kostina L.N. Nablyudenie v deyatel'nosti psihologa organov vnutrennih del Rossiyskoy Federacii: uchebnoe posobie [Observation in the activities of a psychologist of the internal affairs bodies of the Russian Federation: a teaching aid] / L. N. Kostina. Vtoroe izd. pererab. i dop. - M.: Moskovskiy universitet MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya, [Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot] 2020. - 115 pp. (In Russian)
3. Obuhov A.N., Obuhova I.P. Teoreticheskie i metodicheskie osnovy primeneniya poligrafnyhustroystv:Uchebnoe posobie. - Domodedovo: VIPK MVD Rossii, [Theoretical and methodological principles of using polygraph devices: Tutorial] 2013. - 322 p. (In Russian)
4. Ogloblin S.I., Molchanov A.Yu., Instrumental'naya «detekciya lzhi»: Akademicheskiy kurs. [Instrumental "lie detection": Academic course] - Yaroslavl', 2010. - 460 p. (In Russian)
5. Sadekov R.R., Senatorova O.Yu., Klochko Yu.V. Osobennosti obucheniya specialistov-poligrafologov effektivnomu ispol'zovaniyu psihologicheskih tehnologiy v processe predtestovoy besedy v processe instrumental'noy detekcii lzhi [Features of training polygraph specialists in the effective use of psychological technologies in the process of pre-test interview in the process of instrumental lie detection] // Policeyskaya deyatel'nost' [Police activities]. 2022. № 5. - URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=35569 (In Russian)
6. Enciklopediya yuridicheskoy psihologii [Encyclopedia of Legal Psychology] / Pod obsch. red. prof. A.M Stolyarenko. - M.: YuNITI-DANA, Zakon i pravo, 2003. - 607 p.(In Russian)