г. Москва и Московская область, Россия
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью учета специалистом-полиграфологом индивидуально-типологических особенностей кандидатов на службу в процессе проведения специальных психофизиологических исследований (СПФИ) с применением полиграфа. Предмет исследования: психологические технологии в тактике проведения СПФИ в отношении обследуемых лиц с акцентуациями характера. Цель исследования: разработать и экспериментальным путем внедрить психотехнологии при проведени СПФИ, рассчитанные на особенности акцентуированных кандидатов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. В качестве методологической основы исследования были использованы: теоретико-прикладные подходы в области применения стратегий и тактик, поэтапности проведения психофизиологических исследований с использованием полиграфа (В.В. Коровин, Ю.И. Холодный, В.А. Варламов, А.Н. Обухова, И.П. Обухова и др.); концепцияоперациональной психологической структуры действий сотрудников органов внутренних дел (Н.Р. Битянова, В.А Данилов, М.Г. Дебольский, А.И. Папкин, И.Б. Пономарев, А.М. Столяренко, В.П. Трубочкин, В.И. Черненилов и др.); типология акцентуаций характера (К. Леонгард, А.Е. Личко). Методы исследования: дедуктивный и индуктивный методы для обобщения психологических теорий, концепций по научно-прикладным проблемам темы исследования; анкетирование специалистов-полиграфологов; психологический анализ характеризующих материалов на кандидатов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации; наблюдение за обследуемыми лицами; стимульно-адаптирующий тест (САТ); психологический анализ полиграмм. Психофизиологические исследования кандидатов на службу (20 чел.) проводились с применением компьютерного полиграфа «Диана-04». В качестве выборки исследования выступили 20 кандидатов на службу в ГУ МВД России по Ставропольскому краю. Результаты экспериментального исследования: применение психотехнологий в тактике проведения предтестовой беседы, рассчитанных на акцентуации обследуемых лиц, способствует оптимизации психоэмоционального состояния и адаптации этих лиц к проведению СПФИ, обеспечивают эффективность исследования. Новизна исследования заключается в теоретической разработке психологических методов, приемов и средств для проведения предтестовой беседы с кандидатами с акцентуациями характера, экспериментальной апробации их действенности и обеспечении достижения целей социально-психофизиологического исследования с применением полиграфа.
специальное психофизиологическое исследование с применением полиграфа, кандидат на службу в органы внутренних дел, акцентуации характера, индивидуально-типологические свойства личности, специалист-полиграфолог, психотехнологии
Введение. Проведение специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа в рамках профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел МВД России регламентируется нормативными правовыми документами. В обязанности специалиста-полиграфолога входит "...изучение всего спектра личных и деловых качеств кандидатов и выявлению у них большинства (восьми из одиннадцати) существующих факторов риска (связанных с совершением кандидатами на службу уголовно наказуемых деяний или административных проступков)" [1, с.141-160]. Выделенная в исследованиях
А.Н. Обуховой и И.П. Обуховой поэтапность проведения СПФИ [3, с.138-142] обусловлена необходимостью комплексного сбора и анализа информации о личности кандидата на службу, реализаций индивидуального подхода и решением задач специалистом-полиграфологом. Подчеркнём значимость для проведения исследования подготовительного и предиспытательного этапов СПФИ, эффективность реализации каждого из которых специалистом-полиграфологом вносит вклад в решение задач установления психологического контакта с кандидатом, его адаптации к процедуре СПФИ.
Многолетняя практика, проведения СПФИ с применением полиграфа показывает, что примерно 80 случаев из 100 зависят от того, какую тактику поведения, общения
и непосредственно проведения полиграфной проверки выберет специалист-полиграфолог по отношению к обследуемому лицу [6]. Актуальность исследования вызвана необходимостью психологического обеспечения подготовительного
и предиспытательного этапов СПФИ с помощью психотехнологий, рассчитанных на индивидуально-типологические психологические особенности кандидатов на службу. Определяя понятие "психотехнологии", А.М. Столяренко указывал на комплекс научно-обоснованных психологических способов, включающих, по мнению "... психологические методы, приемы, правила, условия, средства ... и специфику их использования" [7, с. 285]. Применительно к проведению СПФИ речь идет об одном из видов психотехнологии, призванной обеспечить реализацию индивидуального подхода, достижение намеченных специалистом-полиграфологомзадач установления психологического контакта
с кандидатом, его адаптации проведению специального психофизиологического исследования с применением полиграфа.
С учетом актуализированной научно-прикладной проблемы была сформулирована цель исследования: разработать и экспериментальным путем внедрить психотехнологии
в подготовительный и предиспытательный этап СПФИ, рассчитанные на особенности акцентуированных кандидатов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. В рамках исследования решались следующие задачи: 1) сопоставление психологических особенностей лиц с акцентуациями характера с рекомендациями профессионального общения с людьми с такой типологией личности; 2) разработку
и апробацию психологических методов, приемов, средств и условий, рассчитанных на акцентуации характера и другие индивидуально-психологические особенности кандидатов на службу, выявленные путём анализа автобиографии, других характеризующих материалов и документов; 3) разработку схемы наблюдения за обследуемым лицом для фиксации психического состояния во время предтестовой беседы; 4) разработку психотехнологий для предтестовой беседы и её апробация
в эксперименте; 5) проведение эксперимента, обработку и интерпретацию полученных результатов исследования. Мы выдвинули гипотезу о том, что рассчитанные
на психологические особенности акцентуированных кандидатов на службу психотехнологии и включенные в тактику проведения предтестовой беседы, могут поддерживать оптимальное психическое состояние таких лиц и обеспечивать достижение целей СПФИ. Подчеркнем в этой связи важность соответствия специалиста-полиграфолога комплексу требований, относящихся к общей профессионально-психологической подготовленности и специальной подготовленности к проведению СПФИ; высокому уровню компетентности в области дифференциальной психологии, прогностических способностей, коммуникативных умений, профессиональной наблюдательности для оперативной фиксации изменения психического состояния лица
в определенных ситуациях или в связи с заданным конкретным вопросом и т.д.
В методологическую основу исследования были включены следующие подходы
и концепции. Применение теоретико-прикладных подходов в области применения стратегий и тактик, поэтапности проведения психофизиологических исследований
с использованием полиграфа (В.В. Коровин, Ю.И. Холодный, В.А. Варламов,
А.Н. Обухова, И.П. Обухова и др.) и концепции операциональной психологической структуры действий сотрудников органов внутренних дел (Н.Р. Битянова, В.А Данилов, М.Г. Дебольский, А.И. Папкин, И.Б. Пономарев, А.М. Столяренко, В.П. Трубочкин,
В.И. Черненилов и др.) позволяет включить в психологическое обеспечение деятельности специалиста-полиграфалога специальные психотехнологии, рассчитанные
на индивидуально-типологические особенности кандидатов на службу и направленные
на повышение эффективности СПФИ. Кроме того, была использована научно-прикладная типология акцентуированных черт характера личности (П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард,
А.Е. Личко и др.). Тип акцентуаций характера кандидата на службу, выявляемый при
их наличии в процессе профессионального психологического отбора, наряду
с индивидуально-психологическими особенностями их личности выступает в качестве основы для осуществления специалистом-полиграфологом индивидуального подхода, направленного на решение задач установления психологического контакта с кандидатом, его адаптации к процедуре СПФИ.
Методика исследования. Для проведения исследования были использованы теоретические методы (дедуктивный и индуктивный методы для обобщении психологических теорий, концепций по научно-прикладным проблемам темы исследования); эмпирические методы (анкетирование специалистов-полиграфологов
по проблемам осуществления индивидуального подхода к кандидатам на службу
и применения психологических рекомендаций в предтестовой беседе; психологический анализ характеризующих материалов на кандидатов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации - результатов анкетирования, биографических данных, заключений по результатам комплексного обследования и пр.; наблюдение
за обследуемыми лицами (реакции и изменения в поведении и состоянии участников эксперимента фиксировались с помощью схемы наблюдения и на полиграммах); стимульно-адаптирующий тест (САТ); психологический анализ и качественная оценка полиграмм.
Обсуждение результатов. Разработка психотехнологии, встроенной в подготовительный и предиспытательный этапы СПФИ, была начата с анкетирования специалистов-полиграфологов (в ней приняло участие 30 полиграфологов подразделений ГУ МВД России по Ставропольскому краю, в том числе на районном уровне). В результате опроса было выяснено: а) среди кандидатов на службу встречаются следующие типы акцентуаций: шизоидный (40% от числа опрошенных), эпилептоидный (37%), гипертимный (3%); истероидный (10%); психостенический (10%); б) значительная часть полиграфологов (80%) чаще всего используют общие психологические рекомендации в предтестовой беседе, не рассчитанные на индивидуально-типологические особенности кандидатов на службу; в) лишь половина специалистов (53,3%) отмечают важность установления психологического контакта с кандидатом и его адаптации к процедуре СПФИ в предтестовой беседе; г) только половина опрошенных (50%) понимают, что для этого и достижения поставленной цели СПФИ необходимо использовать специальные психотехнологии; д) лишь пятая часть полиграфологов (20%) заранее готовят психологические методы и приемы общения, рассчитанные на типологические особенности личности кандидата на службу, в т.ч. с акцентуациями характера, а также корректируют тактику на основе данных наблюдений и изменяющегося состояния кандидата. Полученные данные подтверждают актуальность исследования и её научно-прикладной характер.
Согласно выделенным задачам исследования представим основные результаты.
1. Сопоставление психологических особенностей лиц с акцентуациями характера
с рекомендациями профессионального общения с людьми с такой типологией личности, показало, что в научной литературе эта информация раскрыта для решения психокоррекционных задач или в обобщенном виде для работы специалиста-полиграфолога при проведении СПФИ. Так, в фундаментальном исследовании А.Е. Личко указаны педагогические рекомендации для доверительного общения с подростками, которые отличающимися определенным типом акцентуации характера, для решения задач психотерапии и психологической коррекции. Раскрывая особенности профессионального общения специалиста-полиграфолога в предтестовой беседе при проведении специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа, С.И. Оглоблин, А.Ю. Молчанов перечисляют отдельные профессиональные действия, которые должен выполнить специалист: выявлять основной характерологический стержень обследуемого, устанавливать психологический контакт, вводить обследуемого в оптимальный психофизиологический коридор [5, с. 230-231], а также связи между ними - выявление информации о психологических особенностях обследуемого лица с пониманием того, как взаимодействовать с обследуемым, необходимостью расположения к себе, замотивирования его на искренность общения и пр. В исследовании Р.С. Садекова, О.Ю. Сенаторовой, Ю.В. Клочко указаны наиболее общие психологические приемы, рекомендуемые специалисту-полиграфологу для установления психологического контакта и доверительных отношений с обследуемым лицом [6].
2. Отметим, что акцентуации характера могут быть выявлены у кандидатов на службу при помощи опросников ММИЛ/СМИЛ по шкалам: невротической триады; тревога и депрессивные реакции; вытеснение факторов, вызывающих тревогу; реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении; ригидность аффекта; фиксация тревоги и ограничительное поведение; аутизация, отрицание тревоги, гипоманиакальные тенденции, социальные контакты. Опыт работы авторов показывает, что при проведении СПФИ полиграфолог может столкнуться как с явным (постоянным), так и скрытым видом акцентуаций (когда черты начинают ярко проявляться
в предтестовой беседе СПФИ). Учитывая распространенность среди кандидатов на службу шизоидного и эпилептоидного типов акцентуаций характера (по результатам опроса специалистов-полиграфологов) были разработаны и апробированы в эксперименте психотехнологии (психологические методы, приемы, средства, условия), рассчитанные на указанные психотипы и другие индивидуально-психологические особенности кандидатов.
А. На подготовительном этапе для сбора информации об индивидуально-типологических особенностях кандидатов на службу были разработаны к использованию следующие психологические методы: 1) для лиц, имеющих по результатам комплексного заключения признаки шизоидного типа акцентуации: а) психологический анализ текста автобиографии, в котором обращено внимание на избегание в описании подросткового периода (который, как известно, является наиболее тяжелым из-за усиления черт); упоминание и/или детальность изложения общественно - и личностно-значимых увлечений, событий, видов деятельности, фактов, жизненных обстоятельств, достижений и заслуг, особых навыков; упоминание значимых людей (семьи, родителей, братьев/сестер при их наличии, друзей и т.д.); б) анализ комплексного заключения на кандидата, где акцентировано внимание на: особенности реагирования на процедуру психологического обследования; проявления самостоятельности и независимости в решении конкретных проблем или в определенных ситуациях, рассуждениях на определённую тему/темы; проявление замкнутости/открытости в беседе на конкретную тему/темы; 2) для лиц, имеющих по результатам комплексного заключения признаки эпилептоидного типа акцентуации: а) психологический анализ текста автобиографии, в котором обратить внимание на: аккуратность и "бисерность" почерка (как одна из характерных черт этого типа акцентуации); избегание в описании того или иного периода, в т.ч. подросткового; избегание в описании значимых людей (семьи, родителей, братьев/сестер при их наличии, друзей и т.д.); упоминание общественно и личностно значимых увлечений, событий, видов деятельности, фактов, жизненных обстоятельств, достижений и заслуг; упоминание значимых людей (семьи, родителей, братьев/сестер при их наличии, друзей и т.д.);
б) анализ комплексного заключения, где акцентировано внимание на: уровне развития правосознания; событиях или ситуациях, на которые реагирует раздражительно, злобно, тоскливо, или апатично; проявлении аффектов (в виде ярости, агрессии, вегетативных изменений и т.д.) и их длительности в отношении конкретных людей/тем/обстоятельств.
Б. В процессе изучения характеризующих материалов соблюдалось следующее психологическое условие: эффективность установления психологического контакта, профессионального общения с кандидатом и адаптация кандидата к специалисту и процедура проведения СПФИ зависит от объема собранной значимой информации об индивидуально-типологических особенностях личности кандидата: 1) биографические данные (возраст, образование, семейное положение, трудовая и общественная деятельность, обстоятельства жизни, в т.ч. как члена семьи родителей или собственной семьи); 2) опыт личности (знания, навыки, умения, в т.ч. полученные во время обучения в образовательных учреждениях или в трудовой деятельности), личные достижения и заслуги, привычки (полезные и вредные); 3) значимые для него люди (в т.ч. члены семьи, ближайшее окружение), общественно- и личностно-значимые виды деятельности, увлечения, события и пр., 4) развитые способности (интеллектуальные, коммуникативные, организаторские, творческие и пр.); 5) индивидуальные черты характера (шизоидного типа - сочетание противоречивых черт холодности/чувствительности, целеустремленности/бездеятельности, необщительности/назойливости и др.; эпилептоидного - аффективная взрывчатость, импульсивность, тугоподвижность, инертность, бережливость и др.);
В экспериментальном исследовании собранные данные об индивидуально-типологических особенностях кандидата использовались в качестве основы для осуществления прогнозирования: а) особенностей поведения кандидата во время проведения СПФИ; б) реагирования кандидата на необходимость соблюдения требований и правил поведения при проведении СПФИ; в) предполагаемой темы/тем для установления психологического контакта и доверительных отношений, на которые
он будет позитивно реагировать и по поводу которых общаться; г) предполагаемых тем, ситуаций, обстоятельств и людей, упоминание которых необходимо избегать
в профессиональном общении с кандидатом; д) возможных факторов риска: для шизоидного типа - злоупотребление алкоголем или токсическими веществами, совершение уголовно наказуемых деяний - преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы, краж (чаще всего индивидуальных); для шизоидно-истероидного типа - склонность к совершению суицидальных действий; для эпилептоидного типа - злоупотребление алкоголем или токсическими веществами, совершение уголовно наказуемых деяний - насильственных (в основе которых могут быть садистские склонности в отношении животных, младших, слабых), преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы).
3. В качестве основных параметров для наблюдения за обследуемым лицом
на этапе установления психологического контакта для фиксации психического состояния, индивидуально-психологических особенностей, уровня адаптированности во время предтестовой беседы и проведения САТ использовались: 1) мимика (не имеется заметных изменений в выражении лица; незначительные изменения в виде движения губ, сморщивания или потирания лба; частое моргание, закусывание губ, напряжение мышц, раскрытый рот, испуг, злоба); 2) пантомимика (спокойно сидит, не раскачиваясь и не зажимаясь, ровно дышит, нет лишних движений и перемещений тела; периодически делает неловкие движения руками, дыхание несколько учащенное или замедленное, занимает неудобные позы; постоянно дергает или размахивает руками, дыхание резко учащенное, постоянные вздохи, двигается или сидит в неудобной позе, совершает повторяющиеся действия); 3) вегетососудистые реакции (веки и пальцы спокойны, не отличается окраска слизистых и видимых частей тела, влажность кожи обычная; подергивание век и пальцев, заметное покраснение или побледнение, лоб и ладони вспотевшие; сильно выраженный тремор пальцев и век, выраженная бледность или покраснение, а в отдельных случаях выступает крапивница или выраженная сухость кожи) [2, с. 95-99]; 4) реакция на перечисление требований, норм и правил поведения во время проведения СПФИ и обязательность их соблюдения, на повторение этих требований (полное согласие; реагирует без слов, но в мимике имеются изменения; задает вопросы, просит объяснить определенные требования, не соглашается с некоторыми из них, дает свои комментарии, предлагает изменить требования и ввести свои и т.п.); 5) используемые глаголы и образные примеры, указывающие на ведущую репрезентативную системы и особенности мышления.
4. Разработка психотехнологий для установления психологического контакта
и предтестовой беседы с кандидатами и её апробация в эксперименте. Для кандидата
с шизоидным типом акцентуаций были разработаны для апробации следующие психологические методы, приемы: 1) создавать деловую и доброжелательную обстановку за счет уважительного обращения на "Вы", по имени или имени-отчеству, соразмерного темпа речи, подчеркивать его самостоятельность; 2) для установления психологического контакта использовать интересующие кандидата темы, факты биографии, увлечения, хобби и пр.; 3) для поддержания беседы ненавязчиво напомнить об его общественно-
и личностно-значимых успехах, заслугах и достижениях и одобрить это, а в случае увлечения чтением проявить заинтересованность к содержанию этих книг, подчеркнуть важность чтения для личности кандидата и его развития; 4) использовать метод убеждения при предъявлении требований и правил поведения, начиная разъяснения
со слов "потому, что/поскольку"... это обеспечит Вам/будет способствовать..." с учетом ведущей репрезентативной системы и особенностей мышления кандидата; 5) в случае отсутствия или нейтральной реакции на разъяснения использовать упреждающий прием: "Итак, мы договорились, что ...?"; "Предлагаю договориться, что... Договорились?);
6) соразмерность темпа речи, в т.ч. при формулировке вопросов в предтестовой беседе; 7) предоставление кандидату необходимого времени на детализацию ответов.
Для кандидата с эпилептоидным типом акцентуаций были разработаны следующие психологические методы и приемы: 1) создавать деловую, спокойную и доброжелательную обстановку за счет уважительного обращения на "Вы", по имени или имени-отчеству, подчеркивать его самостоятельность; 2) для установления психологического контакта подчеркивать/хвалить бережливость и аккуратность в одежде, аксессуарах, почерке и т.п. как важную особенность его характера, вспоминать факты биографии, общественно- и личностно-значимые увлечения, хобби и т.п.; 3) в ходе беседы проявлять спокойствие, а в случае неожиданных эмоциональных реакций, переключать внимание на темы о здоровье или заботу о личном здоровье; 4) использовать метод убеждения при предъявлении требований и правил поведения, тщательно и подробно объясняя каждое из них, добиваясь признания или согласия с ними с помощью вопросов: "Вам понятно, почему это необходимо?", "Нужно еще раз повторить?","Хотите, я еще раз могу объяснить?"; 5) в случае необходимости повторить разъяснение требований, убедить в точности СПФИ и своем профессионализме, используя ведущую репрезентативную систему и особенности мышления кандидата, а после завершения разъяснений использовать упреждающий прием: "Итак, мы договорились, что ...?."; "Предлагаю договориться, что...", "Договорились?".
5. Проведение эксперимента, обработка и интерпретация полученных результатов исследования. В экспериментальном исследовании принимали участие 20 кандидатов на службу, которые были разделены на две группы и подгруппы. Первая группа - кандидаты с признаками шизоидного типа акцентуации (10 чел.). С каждым кандидатом первой подгруппы (5 чел.) для установления психологического контакта и проведения предтестовой беседы использовалась психотехнология без учета их индивидуально-типологических особенностей (нерелевантная беседа для данного психотипа): несоразмерный темп речи и глаголы без учета ведущей репрезентативной системы кандидата; не акцентировалось внимание на заслуги, увлечения; наращивание темпа задавания вопросов, ограничение времени на ответы и их детализацию и т.п. С остальными кандидатами (5 чел.) второй подгруппы применялись разработанные психотехнологии, рассчитанные на данный психотип (релевантная беседа). Вторая группа - кандидаты с признаками эпилептоидного типа акцентуации (10 чел.). С кандидатами первой подгруппы (5 чел.) устанавливался психологический контакт и предтестовая беседа без учета их индивидуально-типологических особенностей (нерелевантная беседа) с помощью: эмоционально-насыщенных взаимоотношений; безакцентности внимания на заслугах, увлечениях; незаинтересованности его рассказом о себе и личных достоинствах; безразличия к подлинным и некоторым мнимым достижения, а затем и осторожного усомнения в них и т.п. В второй подгруппе, т.е. с остальными кандидатами эпилептоидного типа (5 чел.) применялись психотехнологии, разработанные и рассчитанные на данный психотип (релевантная беседа).
Результаты эксперимента. В подгруппе кандидатов с признаками шизоидного типа
(nR - нерелевантная) было зафиксировано долгое вхождение в оптимальный психофизиологический коридор, нестабильная амплитуда реагирования по каналу КГР, дыханию (рис. 1,2).
Рис.1. Запись фона в nRподгруппе шизоидного типа
Рис.2. Запись САТ в nRподгруппе шизоидного типа
При проведении СПФИ с использованием полиграфа осуществлялось наблюдение за поведением обследуемых лиц. У кандидатов в ходе нерелевантной беседы были зафиксированы: изменения мимики (1 чел.), неловкие движения руками (3 чел.), неловкие позы (3 чел.), подергивание век и пальцев, заметное покраснение или побледнение, лоб и ладони вспотели (2 чел.). Это говорит о том, что кандидаты находились в реактивном состоянии, проявляли неустойчивый тип поведения, в целом не были адаптированы к проведению СПФИ. Несоблюдение психологического условия, использование полиграфологом неконструктивных психологических методов и приемов общения с кандидатами на службу способствовало снижению эффективности деятельности и мешало целей предтестовой беседы.
В (R - релевантной) подгруппе кандидатов с признаками шизоидного типа в претестовой беседе использовались рассчитанные на индивидуально-типологические особенности психотехнологии: в случае равнодушия кандидата к диалогу инициировали разговор на интересующую тему (программирование, чтение детективов, рисование), вспоминали личностно-значимые факты биографии, заслуги и достоинства и т.д. В результате чего у кандидатом фиксировался эмоциональный отклик, который использовался для поддержания беседы. Результатам записи ФОН т.е, относительно стабильное протекание физиологических процессов в организме человека, пребывающего в состоянии покоя и САТ представлены на рис. 3, 4.
Рис.3 Запись фона в (R - подгруппе) шизоидного типа
Рис.4 Запись САТ в (R - подгруппе) шизоидного типа
В процессе наблюдения у кандидатов в релевантной беседе отмечались: незначительные изменения в виде движения губ (5 чел.), сморщивания или потирания лба (1 чел.), отсутствие лишних движений и перемещений тела (4 чел.); неловкие позы и неловкие движения руками (1 чел.), учащенное или замедленное дыхание (1 чел.). Таким образом, по результатам наблюдения, записи ФОН и САТ был сделан вывод о том, что обследуемые находились в оптимальном психическом состоянии, отличались устойчивым типом, были адаптированы к проведению СПФИ.
В первой подгруппе (nR- нерелевантной) второй группы, куда вошли кандидаты
с признаками эпилептоидного типа акцентуаций, в ходе нерелевантной беседы также было зафиксировано долгое вхождение в оптимальный психофизиологический коридор, а именно нестабильная динамика физиологических показателей по КГР в виде наличия негативной полуволны в канале как показателя, отражающего работу свойства переключаемости нервных процессов (рис. 5, 6).
Рис.5. Запись фона в (nR-подгруппе) эпилептоидного типа
Рис.6. Запись фона в (nR-подгруппе) эпилептоидного типа
В процессе наблюдения в нерелевантной беседы у обследуемых лиц фиксировались: изменения мимики (2 чел.); дыхание резко учащенное, постоянные вздохи, неловкие движения или сидят в неудобной позе (4 чел.); совершали повторяющиеся действия руками (3 чел.), подергивание век и пальцев (2 чел.); заметное покраснение или побледнение, лоб и ладони вспотели (2 чел.). Это говорит о том, что обследуемые на момент проведения исследования находились в перевозбужденном состоянии, они проявляли конфликтно-возбудимый тип поведения.
В (R - релевантной подгруппе) кандидатов с признаками эпилептоидного типа, фиксировались другие результаты (рис. 7,8).
Рис.7. Запись фона в (R подгруппе) эпилептоидного типа.
Рис.8. Запись САТ в (R подгруппе) эпилептоидного типа.
Наблюдение за кандидатами в ходе релевантной беседы показало: незначительные изменения в виде движения губ (4 чел.), сморщивание или потирания лба (1 чел.), периодические неловкие движения руками и неловкие позы (1 чел.), дыхание несколько учащенное или замедленное (1 чел.). Это позволяет сделать вывод о том, что благодаря использованию в беседе специалистом-полиграфологом релевантных психотехнологий обследуемые находились в оптимальном психическом состоянии, отличались устойчивым типом поведения.
Выводы. Проведенным экспериментальным исследованием установлено, что использование специалистом-психологом в тактике проведения предт естовой беседы психотехнологий, рассчитанных на индивидуально-типологические особенности кандидатов на службу с признаками шизоидного и эпилептоидного типов акцентуаций характера поддерживает оптимальное психическое состояние таких лиц и обеспечивает достижение целей СПФИ. Психологически грамотно выстроенная предтестовая беседа с кандидатами на службу способствует их адаптации к проведению специального психофизиологического исследования, что подтверждено психофизиологическими показателями реагирования (амплитудой, латентностью и скоростью протекания реакций) и результатами включенного наблюдения. Гипотеза была подтверждена. Подчеркнем значимость последовательного и грамотного применения специалистом-полиграфологом психотехнологий, начиная с подготовительного этапа СПФИ (тщательного анализа информации о личности кандидата на службу, сопоставления выявленных признаков акцентуации характера с индивидуально-психологическими особенностями, прогнозирование факторов риска и поведения кандидата во время СПФИ) и завершая установлением психологического контакта и предтестовой беседы с помощью конструктивных психологических методов и приемов общения. Проведенная работа обеспечивает эффективность достижения целей специального психофизиологического исследования с применением полиграфа, осуществления индивидуального подхода на предиспытательном этапе, с помощью психотехнологий установления психологического контакта и профессионального общения для нормализации психоэмоционального состояния и адаптации кандидата к последующему этапу исследования.
1. Виноградов М.В., Ульянина О.А. Особенности проведения специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа в отношении сотрудников органов внутренних дел, назначаемых на иные должности в системе МВД России // Психология и право. 2022. Том 12. № 2. С. 141–160
2. Костина Л.Н. Наблюдение в деятельности психолога органов внутренних дел Российской Федерации: учебное пособие / Л. Н. Костина. Второе изд. перераб. и доп. - М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2020. - 115 с.
3. Обухов А.Н., Обухова И.П. Теоретические и методические основы применения полиграфныхустройств:Учебное пособие. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2013. - 322 с.
4. Оглоблин С.И., Молчанов А.Ю., Инструментальная «детекция лжи»: Академический курс. - Ярославль, 2010. - 460 с.
5. Садеков Р.Р., Сенаторова О.Ю., Клочко Ю.В. Особенности обучения специалистов-полиграфологов эффективному использованию психологических технологий в процессе предтестовой беседы в процессе инструментальной детекции лжи // Полицейская деятельность. 2022. № 5. - URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=35569
6. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. - 607 с.