The article is devoted to the implementation of organizational and andragogical provision of professional training for ordinary and junior officers who were first recruited to serve in the internal affairs bodies of the Russian Federation in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The methodological foundations of the research and the goals of the studied professional training are outlined. In addition, the main methods, means and forms of organization of the educational process, as well as the conditions for their implementation, are reflected. The concept of organizational and andragogical provision of professional training for ordinary and junior officers who were first recruited to serve in the internal affairs bodies of the Russian Federation in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is given. The methodological foundations and specific features of the students of the rank and file and junior commanding staff, expressed in their professional tasks and psychological and pedagogical characteristics, determine the criteria and performance indicators of the organization.
professional training, vocational training, ordinary and junior commanders who first joined the internal affairs bodies of the Russian Federation, designing of training sessions, adult education, andragogical approach
Введение
Профессиональная подготовка лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел, в образовательных организациях МВД России (далее – профессиональная подготовка) на сегодняшний день является одним из важнейших способов освоения основных знаний и умений, необходимых в служебной деятельности сотруднику органов внутренних дел. Ей посвящено ряд значимых исследований[1; 6; 12]. Образовательные организации МВД России способны обеспечить процесс профессиональной подготовки, учитывая её специфические особенности (краткосрочность, в основном не более 3 – 4 месяцев; многосоставность программ обучения – 4 цикла обучения, включающие в себя от 20 и более учебных дисциплин; психолого-педагогические характеристики обучающихся – взрослые обучающиеся, ориентированные на освоение практических знаний и умений, необходимых сотруднику полиции) при условии учета положений современной педагогической науки.
Приказ МВД России от 02.02.2024 года № 44 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» [10] определяет целью профессиональной подготовки: «приобретение основных – профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и – огнестрельного оружия». Примерная программа профессионального описывает цель в профессиональную компетенцию: – «способность на основе законодательства Российской Федерации осуществлять защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, охрану общественного порядка, собственности, обеспечивать общественную безопасность, противодействовать преступности, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также при чрезвычайных обстоятельствах и условиях специальных правовых режимов».
Большее количество обучающихся по указанной выше программе - лица рядового и младшего начальствующего состава (далее - РиМНС), в основном сотрудники патрульно-постовой службы полиции (далее – ППСП). «Спектр их профессиональных задач является достаточно широким, они находятся на переднем крае охраны общественного порядка, ежедневно взаимодействуют с гражданами и напрямую влияют на отношение населения к полиции» [2]. Для решения служебных задач сотрудники ППСП должны знать нормативные основы, особенности, условия и характер служебной деятельности, быть готовыми к взаимодействию в служебном коллективе при решении профессиональных задач, способными к конструктивному взаимодействию с гражданами.
Методика исследования
Исследование проблемных аспектов профессиональной подготовки [3] и поиск путей их решения [2] определил выбор следующих методологических подходов:
1) Деятельностный подход, раскрывающий механизмы развития субъектности слушателей профессиональной подготовки, их способности усвоить содержание профессиональной деятельности сотрудника полиции;
2) Гуманитарно-антропологический подход, раскрывающий способы и формы образовательного взаимодействия, создающие условия для освоения обучающимися культуросообразных ценностей, для развития профессионального самоотношения – осознание себя в роли сотрудника полиции, который переживает позитивные чувства (гордости, уважения, уверенности, удовлетворенности) относительно профессионального выбора.
3) Андрагогический подход, требующий проектировать профессиональную подготовку с учетом особенностей взрослых обучающихся.
На основании данных методологических подходов, профессиональная подготовка лиц РиМНС определяется как учебно-воспитательный процесс, нацеленный на развития у обучающихся профессиональной компетенции сотрудника полиции, то есть развития знаний и умений, требуемых для выполнения служебных задач, а также профессионального самоотношения.
Результативность данного процесса определяется оценкой характера его динамики на основании критериев и показателей, представленных в таблице 1.
Таблица 1 – Критерии и показатели.
Критерии |
Показатели |
Знаниевый критерий*
|
|
Критерий Служебное взаимодействие
|
|
Критерий Взаимодействия с гражданами
|
|
Критерий Профессиональное самоотношение |
|
- *Знаниевый критерий включает в себя знания и представления обучающихся, об особенностях, условиях и характере служебной деятельности в области административного права; 2) Критерий служебное взаимодействие подразумевает готовность обучающихся к сотрудничеству в совместной деятельности; 3) Критерий взаимодействия с гражданами направлен на развитие у обучающихся способности освоить этические основы коммуникативной деятельности сотрудника полиции при взаимодействии с гражданами. 4) Критерий профессиональное самоотношение базируется на понятии, предложенном С.В. Духновским «отношение к себе как профессионалу» [5], т.е.: «направлен на развитие способности осознавать себя в роли сотрудника полиции, переживать позитивные чувства (гордости, уважения, уверенности, удовлетворенности) относительно профессионального выбора».
- Для повышения результативности профессиональной подготовки лиц РиМНС, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, в образовательных организациях МВД России необходимы сообразные сущности образования взрослых – методы, средства и формы организации учебно-воспитательного процесса, а также андрагогическая компетенция педагога. Основой определения методов, средств и форм организации обучения, а также условий их реализации стали работы С.Г. Вершловского [11]; И.Я. Лернера [8]; Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина [9]; М.Н. Скаткина [4]; М.Р. Илакавичус [7].
Рис. 1. Методы, средства, формы организации профессиональной подготовки и условия их реализации.
Андрагогическая компетенция преподавателя подразделений профессиональной подготовки образовательных организаций МВД России предполагает наличие у него знаний и умений в области образования взрослых. Акцентируем внимание на способности преподавателя к субъект-субъектному взаимодействию в рамках учебно-воспитательного процесса, принятие идеи педагогического взаимодействия.
Методика исследования
С целью проверки результативности реализации организационно-андрагогического обеспечения профессиональной подготовки в период с октября 2023 по апрель 2024 года на базе Института-факультета профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации Санкт-Петербургского университета МВД России была проведена опытно-экспериментальная работа, в которой приняли участие 79 человек. Опытно-экспериментальная работа проводилась на двух потоках обучающихся. В первом потоке экспериментальную группу (ЭГ) составили 17 человек слушателей учебной группы 535_ППСП, а контрольную группу (КГ) – 20 человек учебной группы 536_ППСП. Во втором потоке ЭГ составили 22 человека учебной группы 512_ППСП, КГ – 20 человек учебной группы 513_ППСП. Таким образом, количество респондентов в ЭГ – 39 человек; КГ – 40 человек.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в реализации основной программы профессионального обучения Основной программы профессионального обучения лиц РиМНС. Анализ специализации обучающихся из подразделений ППСП показал, что ключевые трудовые функции данной категории сотрудников определены знанием административного законодательства, что послужило основанием выбора дисциплины общепрофессионального цикла «Основы административного права», на основании чего было определено содержание «Знаниевого критерия».
Для диагностики результативности организационно-андрагогического обеспечения профессиональной подготовки с помощью выявленных критериев и показателей были выбраны методики, представленные в таблице № 2.
Таблица № 2 – критерии и методики диагностирования результативности организационно-андрагогического обеспечения профессиональной подготовки
Критерии |
Методики на каждый показатель |
Знаниевый критерий |
- Письменный ответ на вопрос о содержании основных понятий дисциплины и решение практической задачи на квалификацию деяния. |
Критерий служебное взаимодействие |
-Анализ материалов включенного педагогического наблюдения; -Анализ поведения в групповой коммуникации. |
Критерий взаимодействие с гражданами |
- Анализ поведения в профессионально-имитационной игре; - Анализ материалов включенного педагогическое наблюдение. |
Критерий профессиональное самоотношение |
- Методика С.В. Духновского «Отношение к себе как профессионалу»; - Контент-анализ учебных текстов обучающихся на протяжении всего обучения. |
Кроме того, для объективного и качественного анализа полученных результатов были определены следующие методы математической обработки данных:
– процентное соотношение полученных данных;
– среднее арифметическое (M; );
– ошибка среднего значения (m);
– стандартное отклонение (σ);
– оценка достоверности различий с помощью непараметрического критерия Колмогорова – Смирнова;
– оценка достоверности различий с помощью непараметрического
U-критерия Манна – Уитни;
– оценка достоверности различий с помощью непараметрического
W-критерия Уилкоксона.
Математическая обработка данных осуществлялась с помощью программы для работы с электронными таблицами «Microsoft Excel» в лаборатории компьютерного обеспечения учебного процесса кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России.
Результаты эксперимента
Рассмотрим результаты опытно-экспериментальной работы на примере следующих критериев:
- Знаниевый критерий наплавлен на определение уровня когнитивных способностей обучающихся (память, логическое мышление, анализ и систематизация информации), знаний основных понятий в области административного права, развитие умений квалификации деяний (показатели отражены в таблице № 1).
Рассмотрим задания и результаты предварительной и итоговой диагностики.
Задания были направлены на выявление представлений о содержании, условиях и характере служебной деятельности сотрудника полиции. Необходимо было раскрыть понятие и решить задачу на соотнесение противоправного деяния к определенной области правовых отношений (пример – таблица 3).
Таблица 3 – Задание на определение уровня показателей Знаниевого критерия
Вариант-1 1.Раскройте понятие Административное наказание- |
2. Решите задачу С.А. Урюпин, находясь в магазине самообслуживания, и убедившись, что вблизи никого нет, взял пачку сливочного масла, стоимостью 230 руб. и положил в карман не предъявив данный продукт к оплате. Определите, какой областью правовых отношений регламентировано данное деяние? А. - Административное право (КоАП РФ); Б. - Уголовное право (УК РФ); В. - Административное законодательство субъектов РФ; Г. - Не регламентировано. |
Результаты диагностики «на входе»: показали, что большинство обучающихся при определении понятий и решении задач используют ассоциативный способ мышления и личный опыт. На представленной ниже гистограмме описаны (Рисунок 2) следующие результаты: В ЭГ (30%) и КГ (34%) обучающиеся справились с заданием, где необходимо было раскрыть понятие, с практической задачей справились чуть больше половины слушателей (ЭГ-55%; КГ-58%), средний балл за задания: у КГ (M) = 2,4%; ЭГ (M) = 2,3%.
Результаты диагностики «на выходе» продемонстрировали: В ЭГ и КГ больше половины обучающихся справились с заданием, где необходимо было раскрыть определение (ЭГ-74%;КГ-54%), также слушатели получили высокий процент в обеих группах на задании связанным с решением практической задачи (82%,76%), средний балл за задания: у КГ (M) = 3,88%; ЭГ (M) = 4,3%.
Рис. 2. Динамика роста показателей диагностики знаниевого критерия на «входе и выходе»
Таким образом, следует заключить, что в ЭГ и КГ слушатели на первоначальном этапе имеют затруднения с формулированием понятий в виду низкого уровня теоретических знаний, однако при решении практической задачи, основываясь на собственном опыте, больше половины слушателей справились с задачей. На этапе итогового диагностирования наблюдается, что большинство слушателей в ЭГ и КГ успешно справились с формулирование понятия и практической задачей, однако результаты ЭГ имеют более высокие показатели за счет того, что учебно-воспитательный процесс в ЭГ был направлен не на подготовку к тестовым заданиям, а на развитие понятийного мышления, что предполагает обращение к родовидовым характеристикам и осознанию сущности понятия.
- Критерий профессиональное самоотношение оценивался посредством методики «отношение к себе как профессионалу» С.В. Духновского. В контексте профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации данная методика предоставляет возможность осознать обучающемуся, принимает ли он себя в качестве сотрудника полиции, испытывает чувство гордости за профессиональный выбор, а также определить его позитивное отношение к себе.
Автор методики определяет следующие составляющие профессионального самоотношения: «1) Уровень притязаний; 2)Установка на профессиональное саморазвитие; 3) Представление о себе как профессионале; 4) Принятие себя как профессионала; 5)Установка на должностное развитие; 6) Положительный /отрицательный образ самого себя» [5]. Первостепенной задачей обучающихся в процессе профессиональной подготовки является овладение необходимыми для службы в полиции знаниями, однако, освоение ценностей профессии сотрудника полиции - это залог успешной реализации этих знаний. Учитывая вышеизложенное и краткосрочность профессиональной подготовки, в данном исследовании акцентируем внимание на таком компоненте профессионального самоотношения как «Принятие себя как профессионала», по мнению автора методики: «здесь происходит переживание позитивных чувств (гордости, уважения, уверенности, удовлетворенности) относительно себя, своего профессионального и карьерного выбора, своих личностно-профессиональных качеств и способностей» [5].
Входная диагностика КГ и ЭГ не выявила значимых различий по всем шкалам (p>0,05 по U-критерию Манна-Уитни) (таблица 4);
Таблица 4 Сравнительный анализ шкал методики «Отношение к себе как профессионалу» у респондентов контрольных и экспериментальных групп «на входе»
Шкалы |
Контрол. группа M±SD |
Эксперим. группа M±SD |
p |
Уровень притязаний |
41,74±6,82 |
41,15±7,62 |
0,426 |
Установка на профессиональное саморазвитие |
53,71±8,50
|
55,05±6,58
|
0,707 |
Представление о себе как профессионале |
53,48±8 |
51,41±8,24 |
0,240
|
Принятие себя как профессионала |
45,12±7,46
|
43,08±6,14
|
0,152
|
Установка на должностное развитие |
44,48±10,12 |
43,13±8,69 |
0,490 |
Положительный /отрицательный образ себя |
17,43±7,48 |
16±6 |
0,603 |
Итоговая диагностика подтвердила статистически значимые различия у обучающихся по шкале «Принятие себя как профессионала», «Положительный отрицательный образ себя» (p<0,05 по U-критерию Манна-Уитни), что свидетельствует о статистически подтвержденной выраженной закономерности (таблица 5):
Таблица 5 Сравнительный анализ шкал методики «Отношение к себе как профессионалу» у респондентов контрольных и экспериментальных групп «на выходе»
Шкалы |
Контрол, группа M±SD |
Эксперим, Группа M±SD |
p |
Уровень притязаний |
43,28±7,1 |
44,43±6,18 |
0,498 |
Установка на профессиональное саморазвитие |
55,12±93 |
56,90±5,24 |
0,783 |
Представление о себе как профессионале |
54,56±7,81 |
57,05±8,34 |
0,264 |
Принятие себя как профессионала |
46,1±6,90 |
51,64±7,45 |
0,002 |
Установка на должностное развитие |
44,97±7,77 |
43,61±9,65 |
0,191 |
Положительный /отрицательный образ себя |
24,00±8,87 |
18,67±7.98 |
0,031 |
Анализ полученных данных в таблице 5 позволяет сделать вывод, что в ЭГ И КГ наблюдается увеличение показателей по каждой шкале, однако значимые различия были выявлены только в двух шкалах. Это объясняется тем, что учебно-воспитательный процесс был направлен на развитие ценностного отношения к профессиональному выбору. Содержание учебного материала наполнялось ценностными основами профессии сотрудника полиции, применялись рефлексивные методы обучения.
Шкала «Положительный /отрицательный образ себя» является вспомогательной и позволяет определить «критичность самооценивания и его адекватность», т.е. свидетельствуют о «достаточной искренности в ответах, стремлении к объективной оценке своих психологических особенностей и отношений, а также о критическом подходе к самооценке». Такой результат объясняется групповой формой взаимодействия на учебных занятиях и владением андрагогической компетенцией педагогом, эти факторы послужили созданию благоприятного социально-психологического климата в учебном взводе, партнерским отношением между субъектами учебно-воспитательного процесса.
Выводы
Таким образом, основываясь на представленных в данном исследовании методологических подходах (деятельностный, гуманитарно-антропологический, андрагогический), а также профессиональных задачах выполняемых подразделениями патрульно-постовой службы определены цели исследуемой профессиональной подготовки – развитие у обучающихся профессиональной компетенции сотрудника полиции, то есть знаний и умений, требуемых для выполнения служебных задач, а также профессионального самоотношения. Из этого следует, что для организации учебно-воспитательного процесса и развития выявленных критериев было разработано организационно-андрагогическое обеспечение профессиональной подготовки лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, в образовательных организациях МВД России. Под ним понимаем систему методов, средств и форм организации обучения, сообразных сущности образования взрослых, а также условие их реализации – андрагогическая компетенция педагога.
Анализ результативности организационно-андрагогического обеспечения исследуемой профессиональной подготовки позволяет подтвердить его эффективность. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что цель развития представленных критериев у лиц рядового и младшего начальствующего состава, обучающихся по программам профессиональной подготовки, в образовательных организациях МВД России может быть достигнута.
1. Andrianov A. S. Razvitie lichnosti sotrudnika organov vnutrennih del v processe professional'nogo obucheniya (pervonachal'noj podgotovki) v vuzah MVD Rossii [Personality development of an employee of the internal affairs bodies in the process of professional education (initial training) at universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Moscow, Blok-Print Publ., 2024. 40 p. - ISBN 978-5-605-09253-7.(in Russian)
2. Galstyan R. R. Methodological foundations for improving the professional training of citizens who were first recruited to serve in the internal affairs bodies of the Russian Federation. Chelovecheski kapital [Human capital], 2024, no. 3 (183), pp. 112-120. - DOI: https://doi.org/10.25629/HC.2024.03.10 (in Russian)
3. Galstyan R. R. Organizational and methodological problems of professional training of citizens, for the first time employed in the internal affairs bodies of the Russian Federation. Uchyonie zapiski universiteta imeni P.F Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft University], 2023, no. 7(221), pp. 79-83. - DOI: https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2023.07.p79-83. (in Russian)
4. Skatkin M.N. Didaktika srednej shkoly: Nekotorye problemy sovremennoj didaktiki [Secondary school didactics: Some problems of modern didactics]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1982. 319 p.
5. Dukhnovsky S. V. Assessment of self-esteem as a professional: a description of the methodology, the possibility of using it in the public civil service system. Kadrovik [HR Officer], 2021, no. 7, pp. 33-41. (in Russian)
6. Zhevlakovich S. S. On the issue of improving vocational training in professional training programs for employees who were first recruited to the internal affairs bodies. Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti [Bulletin of Economic Security], no. 1, pp. 251-256. - DOI: https://doi.org/10.24411/2414-3995-2019-10051.(in Russian)
7. Ilakavicius M. R. Ways to optimize short-term professional training using the example of training persons who were first recruited to serve in the internal affairs bodies of the Russian Federation. Scientific and methodological electronic journal, 2024, no. 10. Available at: https://e-koncept.ru/2024/241157.htm (Accessed 26 December 2024). - DOI: https://doi.org/10.24412/2304-120X-2024-11157.
8. Lerner I.Ya. Didakticheskie osnovy metodov obucheniya [Didactic foundations of teaching methods]. - Moscow, 1981. 186 p.
9. Podymova L. S., Slastenin V. A. Pedagogika : uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata [Pedagogy : textbook and practical course for academic baccalaureate]. Moscow, Yurait Publ., 2024. 227 p. - URL: https://urait.ru/bcode/545508 of 27.12.2024).
10. Prikaz MVD Rossii [Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Available at: URL access mode: https://www.garant.ru// (Accessed 26 December 2024). (in Russian)
11. Vershlovsky S. G. Kniga andragoga [Andragog's workbook]. St. Petersburg, Znanie Publ., 1998. 119 p.(in Russian)
12. Sukhareva E. V. Pedagogicheskaya organizaciya uchebno-professional'nogo samoopredeleniya sotrudnikov organov vnutrennih del v processe pervonachal'noj professional'noj podgotovki [Pedagogical organization of educational and professional self-determination of employees of internal affairs bodies in the process of initial professional training]. Moscow, Inovaciya Publ., 2021. 153 p.(in Russian)