INFORMATION HYGIENE AS A FACTOR OF SUCCESSFUL PROFESSIONAL ACTIVITY OF EMPLOYEES OF THE PENAL ENFORCEMENT SYSTEM
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines the issues of information hygiene as a factor of successful professional activity of employees of the penal correction system in the context of digital transformation. The insufficiency of research on information hygiene in the psychology of professional activity of specialists is emphasized. Information (digital) hygiene is a certain set of norms and rules that ensure optimal interaction with information of various kinds, which, in turn, ensures the preservation of professional health, personal resources, professional and personal identity and is one of the factors of success of professional activity in the context of digital transformation. Recommendations on the observance of information hygiene in the official activities of employees of the penitentiary system are given. The directions of the official activity of employees of the penal enforcement system in which the use of information hygiene is significant are highlighted: interaction with various information tools and software service products; organization of interdepartmental electronic interaction with law enforcement agencies and other federal executive authorities; information support for the activities of the Federal Penitentiary Service of Russia; information security and protection of information resources of the Federal Penitentiary Service of Russia; implementation of various projects of digital transformation of the Federal Penitentiary Service of Russia. Two approaches are proposed in training to improve the level of development of digital hygiene by employees of the penitentiary system: within the framework of higher and additional professional education. Considering information hygiene as a complex professionally important quality and a factor of successful performance of employees of the penal enforcement system, it is quite natural that these aspects can serve as the basis for taking into account and developing criteria for the success of professional activity in the future, an expanded description and characterization of generalized labor functions of professional standards by position, clarification of occupational and psychograms, optimization of procedures for professional selection and professional certification of employees of the penitentiary system in the dynamics of the professional path.

Keywords:
information hygiene, success of professional activity, professionally important qualities, professional digital competence, professional health, information security, digital transformation
Text

Введение. Сегодня, в условиях цифровой трансформации науки, образования и производства, предъявляются особые требования к профессионально важным качествам, профессионализму, профессиональной компетентности специалистов, задействованных в различных видах трудовой деятельности. Уместно говорить о глубокой перестройке различных видов профессиональной деятельности в связи с использованием цифровых технологий и информационных систем как в работе отдельно взятого сотрудника, так и в организации в целом. Вышесказанное в полной мере относится и к сотрудникам уголовно-исполнительной системы (далее – УИС). Учитывая регламентированный характер деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, отметим, что для ее успешного выполнения сотрудникам необходимо соблюдать выполнение определенных норм, правил, отдельных трудовых функций и операций и в данном ключе, как показывают современные исследования, одним из факторов, способным обеспечить успешное выполнение служебной деятельности, становится информационная (цифровая) гигиена [1, 2, 12, 15, 18].

Содержание предыдущих исследований, описание выявленных противоречий. Следует подчеркнуть, что на сегодняшний день пока еще не так много исследований информационной гигиены в контексте успешности профессиональной деятельности специалистов [11, 14]. Сегодня в большей мере представлены исследования информационной гигиены, связанные с: безопасным поведением детей, подростков и молодых людей в цифровой среде, в социальных сетях; информационной безопасностью, защитой информации и сетевыми угрозами в сети Интернет; противодействием киберпреступности; развитием профессиональных цифровых компетенций, цифровой грамотности при взаимодействии в информационной среде и др. Кроме того, пока еще и предметно не определено понятие информационной гигиены – в научных публикациях встречаются синонимы «цифровая гигиена», «цифровая психогигиена», «цифровая санитария», «интернет-гигиена», «кибергигиена», которые, в свете цифровой трансформации общественных процессов и междисциплинарности современных исследований, представлены в различных областях знания: информационных технологиях, философии, социологии, психологии, педагогике, медицине труда, экономике, экологии и др. [16, 19].

Анализируя те определения, которые в настоящее время встречаются в научной литературе по вопросам информационной гигиены, можно сделать вывод, что информационная (цифровая) гигиена представляет собой определенный набор норм и правил, обеспечивающих оптимальное взаимодействие с информацией различного порядка, что, в свою очередь, обеспечивает сохранение профессионального здоровья, личностных ресурсов, профессионально-личностной идентичности и является одним из факторов успешности профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации [19].

Полагая, что в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 года № 1138-р, цифровая трансформация и научно-технологическое развитие уголовно-исполнительной системы является ключевым направлением развития, то, соответственно, взаимодействие с информацией, информационными системами, программными продуктами, соблюдение цифровой гигиены и обеспечение безопасности данных сотрудниками УИС должно не только решать задачи организации и общества в целом, но и, в контексте профессионального развития для сотрудников – обеспечивать профессионально-личностную самореализацию и успешность, качество выполнения служебной деятельности в динамике профессиональной карьеры [17].

Информационная гигиена на сегодняшний день рассматривается как одно из перспективных направлений в медицине и психогигиене труда, при этом анализируются ее цели, задачи, взаимосвязи с другими, смежными отраслями научного знания. Подчеркивается, что информационная гигиена должна быть связана, в условиях цифровой трансформации общества, с изучением влияния различного рода информации на состояние человека и специалиста (физическое, психическое, социальное) в профессиональной деятельности; его работоспособности, надежности, качества и успешности выполнения трудовых действий и операций, продолжительности трудовой жизни, показателей профессионального здоровья; с обеспечением разработки практических рекомендаций и нормативов в контексте оздоровления информационного пространства профессиональной среды [9, 15].

Информация сегодня является не только составляющей компонентой цифрового мира в различных его проявлениях, но также является и стрессором в профессиональной деятельности. Исследования показывают, что в условиях цифровой экономики (когда производство становится, по большей части, безбумажным, цифровым, автоматизированным) значительно возрастает роль интеллектуального труда и, в контексте информационной гигиены и психогигиены умственного труда, значимы показатели профессиональной надежности и качества деятельности, которые могут определенным образом сказываться на профессиональном здоровье и выступать факторами риска для возникновения профессионально-личностных деформаций и симптомов профессионального выгорания специалистов [6, 10, 11].

Проведенный анализ некоторых мероприятий, рекомендаций, правил, приемов по соблюдению информационной гигиены в служебной деятельности сотрудников УИС позволяет выделить, например, как традиционные, типовые, базовые (своеобразная памятка при работе с информацией), так и, с условным обозначением, рефлексивно-личностные.

К традиционным правилам можно отнести, например, следующие:

использование сложных паролей и их регулярное обновление и замена в соответствии с протоколами безопасности;

работа с проверенными сайтами в сети Интернет, игнорирование и блокировка подозрительных интернет-страниц;

защита электронной (личной и ведомственной) почты;

использование двухфакторной аутентификации для защиты информационных ресурсов;

работа с лицензионными информационными системами и программными продуктами;

регулярное резервное копирование данных на внешние носители;

обновление антивирусного программного обеспечения и регулярная проверка персонального компьютера через определенные интервалы времени и др.

Рефлексивно-личностные правила соблюдения информационной гигиены основываются на сознательном отношении к выполняемой служебной деятельности при работе с информацией, среди которых, например:

личный самоконтроль использования мобильного телефона и других устройств при выполнении служебных обязанностей;

рефлексивное понимание практики лично для себя необходимости часто обращаться к Интернету как для своих собственных целей, так и для решения текущих профессиональных задач и в данном ключе – сознательное ограничение времени и частоты работы в информационном поле, переключение внимания на другие виды деятельности;

принятие в организации на уровне распоряжений и применение в профессиональной деятельности корпоративных норм использования сотрудниками различных мессенджеров – программ для оперативного обмена текстовых и мультимедийных сообщений между пользователями (сотрудниками организации) с использованием интернета – в контексте регулирования рабочего времени и повышения работоспособности сотрудников на рабочих местах;

повышение роли самосознания как основы правосознания применимо к своим действиям в информационном поле, возрастание ответственного поведения в онлайн-пространстве;

формирование границ «психологического иммунитета» к огромному количеству информации, умение фильтровать большие объемы данных, критическое отношение к необходимости перепроверки различной информации [5, 7, 8, 13].

Соблюдение информационной гигиены, в контексте успешности служебной деятельности, сотрудниками уголовно-исполнительной системы важно при: взаимодействии с различными информационными средствами и программными служебными продуктами; организации межведомственного электронного взаимодействия с правоохранительными органами и иными федеральными органами исполнительной власти; информационном обеспечении деятельности ФСИН России; информационной безопасности и защите информационных ресурсов Федеральной службы исполнения наказаний; реализации различных проектов цифровой трансформации ФСИН России; в широком смысле – при осуществлении профессиональной цифровой коммуникации в информационном пространстве для решения служебных задач.

Можно с уверенностью утверждать, что владение навыками информационной гигиены является одним из комплексных профессионально важных качеств, необходимых для успешного выполнения служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Цифровая трансформация и внедрение информационных технологий в различные сферы труда предъявляет новые требования к личности сотрудников, к их профессиональной цифровой компетентности в условиях формирующейся цифровой экономики и информационного общества. Соответственно, обучение сотрудников УИС основам поведения в информационном пространстве в контексте выполнения профессиональной деятельности, другими словами – повышение уровня развития цифровой гигиены рассматривается сегодня как необходимая составляющая при проведении обучающих мероприятий в рамках формировании цифровой культуры сотрудников ФСИН России, причем это значимо не только в рамках высшего образования, но и в системе дополнительного профессионального образования [3, 4, 20].

В этом смысле представляется целесообразным выделить два основных направления обучения сотрудников УИС вопросам соблюдения информационной гигиены при взаимодействии с различными информационными системами и программными продуктами. Первое направление ориентировано на программы высшего образования и представляет собой дополнительные учебные модули и блоки (или разделы) учебных дисциплин, которые встраиваются в учебные планы подготовки бакалавров и специалистов (студентов и курсантов) и направлены на развитие компонентов информационной гигиены. Второе направление ориентировано на уже проходящих службу сотрудников УИС, слушателей программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. Важно подчеркнуть, что владение навыками информационной гигиены в служебной деятельности обеспечивает сохранность и безопасность (информационную, экономическую, репутационную и др.) не только информационных ресурсов Федеральной службы исполнения наказаний, но и профессионально-личную безопасность сотрудников на службе в условиях цифровизации.

Выводы. Таким образом, сегодня информационная гигиена в служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы играет значимую роль, обеспечивая безопасное взаимодействие с информацией различного порядка, определяя, тем самым, качество выполнения трудовой деятельности при выполнении служебных задач. Рассматривая информационную гигиену как комплексное профессионально важное качество и фактор успешной служебной деятельности сотрудников УИС, то вполне закономерно, что данные аспекты могут выступить основой для учета и разработки в будущем критериев успешности профессиональной деятельности, расширенном описании и характеристике обобщенных трудовых функций профессиональных стандартов по должностям, уточнении профессиограмм и психограмм, оптимизации процедур профессионального отбора и профессиональной аттестации сотрудников уголовно-исполнительной системы в динамике профессионального пути.

References

1. Abduralgimov I.A., Nebrodovskaya-Mazur E.YU., Matveeva I.P. Effektivnaya kommunikaciya i cifrovaya gigiena v cifrovom prostranstve [Effective communication and digital hygiene in the digital space]. Sovremennaya psihologicheskaya nauka cherez prizmu kategorii obshcheniya. Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (posvyashchaetsya 100-letiyu akademika RAO A.A. Bodaleva), Moskva, 16 oktyabrya 2023 goda [Modern psychological science through the prism of the category of communication. Collection of materials of the International Scientific Conference (dedicated to the 100th anniversary of Academician A.A. Bodalev), Moscow, October 16, 2023]. M.: Moskovskij gosudarstvennyj universitet im. M.V. Lomonosova Publ., 2023, pp. 7-18. (in Russian)

2. Abramova S.V., Boyarov E.N. Informacionnaya gigiena kak vazhnejshaya sostavlyayushchaya kul'tury bezopasnosti cheloveka v sovremennyh usloviyah razvitiya obshchestva [Information hygiene as the most important component of human safety culture in modern conditions of society development]. Sovremennoe obrazovanie v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: teoriya, metodika, praktika. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sankt-Peterburg, 15 noyabrya 2023 goda [Modern education in the field of life safety: theory, methodology, practice. Collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, November 15, 2023]. Kazan': OOO «Buk» Publ., 2023, pp. 9-13. (in Russian)

3. Antonovskij A.V. Napravleniya formirovaniya cifrovoj kompetentnosti sotrudnikov FSIN Rossii v usloviyah informacionnogo obshchestva [Directions of formation of digital competence of employees of the Federal Penitentiary Service of Russia in the conditions of the information society]. Prikladnaya psihologiya i pedagogika [Applied Psychology and Pedagogy], 2024, Tom 9, no. 3, pp. 1-13. (in Russian)

4. Antonovskij A.V., Zybin D.G., CHurakov D.YU., Durov V.A. Cifrovizaciya i formirovanie cifrovoj kul'tury sotrudnikov FSIN Rossii: monografiya [Digitalization and formation of digital culture of employees Federal Penitentiary Service of Russia: monograph]. Tver': Nauchno-issledovatel'skij institut informacionnyh tekhnologij FSIN Rossii Publ., 2023, 134 p. (in Russian)

5. Boriskina T.B., Bunina A.V., Zudina E.V., Mershieva G.A., Samsonova M.V., Samsonova E.V., Cygankova V.N. Pravila cifrovoj gigieny i identifikaciya fejkov [Rules of digital hygiene and identification of fakes]. Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and entrepreneurship], 2023, no. 1 (150), pp. 954-957. (in Russian)

6. Buhtiyarov I.V., Denisov E.I. Cifrovaya ekonomika: sistema avtomatizirovannogo upravleniya usloviyami truda, faktorami riska i razvitie informacionnoj gigieny [Digital economy: a system of automated management of working conditions, risk factors and the development of information hygiene]. Medicina truda i promyshlennaya ekologiya [Occupational medicine and industrial ecology], 2017, no. 10, pp. 54-58. (in Russian)

7. Gulyamov S.S., Rodionov A.A. Primenenie kibergigieny v kachestve psihologicheskoj mery profilaktiki kiberzavisimostej [The use of cyber hygiene as a psychological measure to prevent cyber addiction]. Psihologiya i pravo [Psychology and Law], 2024, Tom 14. no. 2. pp. 77-91. (in Russian)

8. Gusev V.A. Cifrovaya gigiena VS. Kiberprestupnost' [Digital Hygiene VS. Cybercrime]. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah [Psychopedagogy in law enforcement agencies], 2022, Tom 27, no. 1 (88). pp. 102-108. (in Russian)

9. Denisov E.I. Informacionnaya gigiena – novoe napravlenie profilakticheskoj mediciny v cifrovuyu epohu [Information hygiene is a new direction of preventive medicine in the digital age]. Nejrokomp'yutery: razrabotka, primenenie [Neurocomputers: development, application], 2019, Tom 21, no. 4, pp. 9-17. (in Russian)

10. Efremenko E.V., Barsegyan R.A., Komarovskaya K.D. Informacionnaya gigiena pri nauchno-issledovatel'skoj rabote v cifrovoj srede [Information hygiene in research work in a digital environment]. Aktual'nye problemy ekonomiki, upravleniya i prava. Materialy II Mezhdunarodnoj konferencii, Doneck, 18 aprelya 2023 goda [Current problems of economics, management and law. Proceedings of the II International Conference, Donetsk, April 18, 2023]. Doneck: Doneckij nacional'nyj tekhnicheskij universitet Publ., 2023, pp. 65-70. (in Russian)

11. Krylova N.N. Informacionnaya gigiena i psihogigiena intellektual'nogo truda kak uslovie professional'noj nadezhnosti pedagoga v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya [Information hygiene and mental hygiene of intellectual work as a condition for professional reliability of a teacher in the context of digitalization of education]. Ergodizajn [Ergodesign], 2024, no. 2 (24), pp. 180-191. (in Russian)

12. Martynova M.D. Cifrovaya gigiena v ramkah paradigmy strategij nravstvennogo razvitiya lichnosti v usloviyah globalizacii [Digital hygiene in the framework of the paradigm of strategies for the moral development of the individual in the context of globalization]. Teoreticheskaya i prikladnaya etika: tradicii i perspektivy – 2020. Filosofiya. Etika. Praktika. Materialy nauchnoj konferencii, Sankt-Peterburg, 19-21 noyabrya 2020 goda [Theoretical and Applied Ethics: Traditions and Prospects 2020. Philosophy. Ethics. Practice. Proceedings of the scientific conference, St. Petersburg, November 19-21, 2020]. SPb.: OOO «Sborka» Publ., 2020, pp. 58-60. (in Russian)

13. Medvedskaya E.I. Cifrovaya psihogigiena kak problema samodiscipliny internet-pol'zovatelya [Digital psycho-hygiene as a problem of self-discipline of the Internet user]. Vesci BDPU. Seryya 1. Pedagogika. Psihalogiya. Filalogiya [Bspu bulletin. Series 1. Pedagogy. Psychology. Philalogy], 2023, no. 3 (117), pp. 79-83. (in Russian)

14. Misun E.N., Lastovskij A.A. Psihologicheskie aspekty povysheniya urovnya cifrovoj gigieny sotrudnikov organizacii [Psychological aspects of improving the level of digital hygiene of the organization's employees]. Teoriya i praktika psihologicheskogo soprovozhdeniya rukovodyashchih kadrov. Sbornik materialov VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Minsk, 28 fevralya 2023 goda [Theory and practice of psychological support of senior staff. Collection of materials VIII International Scientific and Practical Conference, Minsk, February 28 2023]. Minsk: Akademiya upravleniya pri Prezidente Respubliki Belarus' Publ., 2023, pp. 169-172. (in Russian)

15. Molodcova I.A., Slivina L.P. Informacionnaya gigiena kak novoe napravlenie v medicine i pedagogike [Information hygiene as a new direction in medicine and pedagogy]. V kn.: Aktual'nye problemy obrazovaniya i zdorov'ya uchashchihsya [Current problems of education and student health]. Voronezh: Izdatel'sko-poligraficheskij centr «Nauchnaya kniga» Publ., 2020, pp. 316-338 (in Russian)

16. Ozerov I.N., Sarygina E.S. O cifrovoj sanitarii sovremennogo obshchestva [About the digital sanitation of modern society]. Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti [Problems of law enforcement], 2022, no. 1, pp. 6-10. (in Russian)

17. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.04.2021 № 1138-r (red. ot 27.05.2023) «O Koncepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» [Decree of the Government of the Russian Federation dated 04/29/2021 № 1138-r (ed. dated 05/27/2023) «On the Concept of development of the penal enforcement system of the Russian Federation for the period up to 2030»]. http://www.consultant.ru/ (accessed 11 September 2024). (in Russian)

18. Rudenkin D.V. Uroven' razvitiya navykov cifrovoj gigieny sovremennoj rossijskoj molodezhi: itogi sociologicheskogo issledovaniya [The level of development of digital hygiene skills of modern Russian youth: the results of a sociological study]. Sociodinamika [Sociodynamics], 2022, no. 1, pp. 36-55. (in Russian)

19. Rudenkin D.V. Razvitie issledovanij cifrovoj gigieny v zarubezhnoj i rossijskoj nauke [Development of digital hygiene research in foreign and Russian science]. Zametki uchenogo [The scientist's notes], 2022, no. 1-1, pp. 233-238. (in Russian)

20. Simakova T.A. Formirovanie navykov informacionnoj gigieny v cifrovom prostranstve kak sposob razvitiya kiberkul'tury sovremennogo cheloveka [Formation of information hygiene skills in the digital space as a way to develop the cyberculture of a modern person] / Psihologiya XXI veka: vyzovy, poiski, vektory razvitiya. Sbornik materialov IV Mezhdunarodnogo simpoziuma psihologov, Ryazan', 7-8 aprelya 2022 goda; pod obshchej red. T.P. Skripkinoj, S.N. Sorokoumovoj [Psychology of the XXI century: challenges, searches, vectors of development. Proceedings of thIV International Symposium of Psychologists, Ryazan, April 7-8 2022; under the general editorship of T.P. Skripkina, S.N. Sorokoumova]. Ryazan': Akademiya prava i upravleniya Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij Publ., 2022, pp. 141-143. (in Russian)


Login or Create
* Forgot password?