ББК 74 Образование. Педагогическая наука
ББК 88 Психология
В статье рассмотрены вопросы информационной гигиены как фактора успешной профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы в условиях цифровой трансформации. Подчеркивается недостаточность исследований информационной гигиены в психологии профессиональной деятельности специалистов. Информационная (цифровая) гигиена представляет собой определенный набор норм и правил, обеспечивающих оптимальное взаимодействие с информацией различного порядка, что, в свою очередь, обеспечивает сохранение профессионального здоровья, личностных ресурсов, профессионально-личностной идентичности и является одним из факторов успешности профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации. Приведены рекомендации по соблюдению информационной гигиены в служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Выделены направления служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, в которых значимо применение информационной гигиены: взаимодействие с различными информационными средствами и программными служебными продуктами; организация межведомственного электронного взаимодействия с правоохранительными органами и иными федеральными органами исполнительной власти; информационное обеспечение деятельности ФСИН России; информационная безопасность и защита информационных ресурсов Федеральной службы исполнения наказаний; реализация различных проектов цифровой трансформации ФСИН России. Предложены два подхода в обучении по повышению уровня развития цифровой гигиены сотрудниками уголовно-исполнительной системы: в рамках высшего и в рамках дополнительного профессионального образования. Рассматривая информационную гигиену как комплексное профессионально важное качество и фактор успешной служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, то вполне закономерно, что данные аспекты могут выступить основой для учета и разработки в будущем критериев успешности профессиональной деятельности, расширенном описании и характеристике обобщенных трудовых функций профессиональных стандартов по должностям, уточнении профессиограмм и психограмм, оптимизации процедур профессионального отбора и профессиональной аттестации сотрудников уголовно-исполнительной системы в динамике профессионального пути.
информационная гигиена, успешность профессиональной деятельности, профессионально важные качества, профессиональная цифровая компетентность, профессиональное здоровье, информационная безопасность, цифровая трансформация
Введение. Сегодня, в условиях цифровой трансформации науки, образования и производства, предъявляются особые требования к профессионально важным качествам, профессионализму, профессиональной компетентности специалистов, задействованных в различных видах трудовой деятельности. Уместно говорить о глубокой перестройке различных видов профессиональной деятельности в связи с использованием цифровых технологий и информационных систем как в работе отдельно взятого сотрудника, так и в организации в целом. Вышесказанное в полной мере относится и к сотрудникам уголовно-исполнительной системы (далее – УИС). Учитывая регламентированный характер деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, отметим, что для ее успешного выполнения сотрудникам необходимо соблюдать выполнение определенных норм, правил, отдельных трудовых функций и операций и в данном ключе, как показывают современные исследования, одним из факторов, способным обеспечить успешное выполнение служебной деятельности, становится информационная (цифровая) гигиена [1, 2, 12, 15, 18].
Содержание предыдущих исследований, описание выявленных противоречий. Следует подчеркнуть, что на сегодняшний день пока еще не так много исследований информационной гигиены в контексте успешности профессиональной деятельности специалистов [11, 14]. Сегодня в большей мере представлены исследования информационной гигиены, связанные с: безопасным поведением детей, подростков и молодых людей в цифровой среде, в социальных сетях; информационной безопасностью, защитой информации и сетевыми угрозами в сети Интернет; противодействием киберпреступности; развитием профессиональных цифровых компетенций, цифровой грамотности при взаимодействии в информационной среде и др. Кроме того, пока еще и предметно не определено понятие информационной гигиены – в научных публикациях встречаются синонимы «цифровая гигиена», «цифровая психогигиена», «цифровая санитария», «интернет-гигиена», «кибергигиена», которые, в свете цифровой трансформации общественных процессов и междисциплинарности современных исследований, представлены в различных областях знания: информационных технологиях, философии, социологии, психологии, педагогике, медицине труда, экономике, экологии и др. [16, 19].
Анализируя те определения, которые в настоящее время встречаются в научной литературе по вопросам информационной гигиены, можно сделать вывод, что информационная (цифровая) гигиена представляет собой определенный набор норм и правил, обеспечивающих оптимальное взаимодействие с информацией различного порядка, что, в свою очередь, обеспечивает сохранение профессионального здоровья, личностных ресурсов, профессионально-личностной идентичности и является одним из факторов успешности профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации [19].
Полагая, что в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 года № 1138-р, цифровая трансформация и научно-технологическое развитие уголовно-исполнительной системы является ключевым направлением развития, то, соответственно, взаимодействие с информацией, информационными системами, программными продуктами, соблюдение цифровой гигиены и обеспечение безопасности данных сотрудниками УИС должно не только решать задачи организации и общества в целом, но и, в контексте профессионального развития для сотрудников – обеспечивать профессионально-личностную самореализацию и успешность, качество выполнения служебной деятельности в динамике профессиональной карьеры [17].
Информационная гигиена на сегодняшний день рассматривается как одно из перспективных направлений в медицине и психогигиене труда, при этом анализируются ее цели, задачи, взаимосвязи с другими, смежными отраслями научного знания. Подчеркивается, что информационная гигиена должна быть связана, в условиях цифровой трансформации общества, с изучением влияния различного рода информации на состояние человека и специалиста (физическое, психическое, социальное) в профессиональной деятельности; его работоспособности, надежности, качества и успешности выполнения трудовых действий и операций, продолжительности трудовой жизни, показателей профессионального здоровья; с обеспечением разработки практических рекомендаций и нормативов в контексте оздоровления информационного пространства профессиональной среды [9, 15].
Информация сегодня является не только составляющей компонентой цифрового мира в различных его проявлениях, но также является и стрессором в профессиональной деятельности. Исследования показывают, что в условиях цифровой экономики (когда производство становится, по большей части, безбумажным, цифровым, автоматизированным) значительно возрастает роль интеллектуального труда и, в контексте информационной гигиены и психогигиены умственного труда, значимы показатели профессиональной надежности и качества деятельности, которые могут определенным образом сказываться на профессиональном здоровье и выступать факторами риска для возникновения профессионально-личностных деформаций и симптомов профессионального выгорания специалистов [6, 10, 11].
Проведенный анализ некоторых мероприятий, рекомендаций, правил, приемов по соблюдению информационной гигиены в служебной деятельности сотрудников УИС позволяет выделить, например, как традиционные, типовые, базовые (своеобразная памятка при работе с информацией), так и, с условным обозначением, рефлексивно-личностные.
К традиционным правилам можно отнести, например, следующие:
использование сложных паролей и их регулярное обновление и замена в соответствии с протоколами безопасности;
работа с проверенными сайтами в сети Интернет, игнорирование и блокировка подозрительных интернет-страниц;
защита электронной (личной и ведомственной) почты;
использование двухфакторной аутентификации для защиты информационных ресурсов;
работа с лицензионными информационными системами и программными продуктами;
регулярное резервное копирование данных на внешние носители;
обновление антивирусного программного обеспечения и регулярная проверка персонального компьютера через определенные интервалы времени и др.
Рефлексивно-личностные правила соблюдения информационной гигиены основываются на сознательном отношении к выполняемой служебной деятельности при работе с информацией, среди которых, например:
личный самоконтроль использования мобильного телефона и других устройств при выполнении служебных обязанностей;
рефлексивное понимание практики лично для себя необходимости часто обращаться к Интернету как для своих собственных целей, так и для решения текущих профессиональных задач и в данном ключе – сознательное ограничение времени и частоты работы в информационном поле, переключение внимания на другие виды деятельности;
принятие в организации на уровне распоряжений и применение в профессиональной деятельности корпоративных норм использования сотрудниками различных мессенджеров – программ для оперативного обмена текстовых и мультимедийных сообщений между пользователями (сотрудниками организации) с использованием интернета – в контексте регулирования рабочего времени и повышения работоспособности сотрудников на рабочих местах;
повышение роли самосознания как основы правосознания применимо к своим действиям в информационном поле, возрастание ответственного поведения в онлайн-пространстве;
формирование границ «психологического иммунитета» к огромному количеству информации, умение фильтровать большие объемы данных, критическое отношение к необходимости перепроверки различной информации [5, 7, 8, 13].
Соблюдение информационной гигиены, в контексте успешности служебной деятельности, сотрудниками уголовно-исполнительной системы важно при: взаимодействии с различными информационными средствами и программными служебными продуктами; организации межведомственного электронного взаимодействия с правоохранительными органами и иными федеральными органами исполнительной власти; информационном обеспечении деятельности ФСИН России; информационной безопасности и защите информационных ресурсов Федеральной службы исполнения наказаний; реализации различных проектов цифровой трансформации ФСИН России; в широком смысле – при осуществлении профессиональной цифровой коммуникации в информационном пространстве для решения служебных задач.
Можно с уверенностью утверждать, что владение навыками информационной гигиены является одним из комплексных профессионально важных качеств, необходимых для успешного выполнения служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Цифровая трансформация и внедрение информационных технологий в различные сферы труда предъявляет новые требования к личности сотрудников, к их профессиональной цифровой компетентности в условиях формирующейся цифровой экономики и информационного общества. Соответственно, обучение сотрудников УИС основам поведения в информационном пространстве в контексте выполнения профессиональной деятельности, другими словами – повышение уровня развития цифровой гигиены рассматривается сегодня как необходимая составляющая при проведении обучающих мероприятий в рамках формировании цифровой культуры сотрудников ФСИН России, причем это значимо не только в рамках высшего образования, но и в системе дополнительного профессионального образования [3, 4, 20].
В этом смысле представляется целесообразным выделить два основных направления обучения сотрудников УИС вопросам соблюдения информационной гигиены при взаимодействии с различными информационными системами и программными продуктами. Первое направление ориентировано на программы высшего образования и представляет собой дополнительные учебные модули и блоки (или разделы) учебных дисциплин, которые встраиваются в учебные планы подготовки бакалавров и специалистов (студентов и курсантов) и направлены на развитие компонентов информационной гигиены. Второе направление ориентировано на уже проходящих службу сотрудников УИС, слушателей программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. Важно подчеркнуть, что владение навыками информационной гигиены в служебной деятельности обеспечивает сохранность и безопасность (информационную, экономическую, репутационную и др.) не только информационных ресурсов Федеральной службы исполнения наказаний, но и профессионально-личную безопасность сотрудников на службе в условиях цифровизации.
Выводы. Таким образом, сегодня информационная гигиена в служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы играет значимую роль, обеспечивая безопасное взаимодействие с информацией различного порядка, определяя, тем самым, качество выполнения трудовой деятельности при выполнении служебных задач. Рассматривая информационную гигиену как комплексное профессионально важное качество и фактор успешной служебной деятельности сотрудников УИС, то вполне закономерно, что данные аспекты могут выступить основой для учета и разработки в будущем критериев успешности профессиональной деятельности, расширенном описании и характеристике обобщенных трудовых функций профессиональных стандартов по должностям, уточнении профессиограмм и психограмм, оптимизации процедур профессионального отбора и профессиональной аттестации сотрудников уголовно-исполнительной системы в динамике профессионального пути.
1. Абдуралгимов И.А., Небродовская-Мазур Е.Ю., Матвеева И.П. Эффективная коммуникация и цифровая гигиена в цифровом пространстве / Современная психологическая наука через призму категории общения. Сборник материалов Международной научной конференции (посвящается 100-летию академика РАО А.А. Бодалева), Москва, 16 октября 2023 года. М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2023. С. 7-18.
2. Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Информационная гигиена как важнейшая составляющая культуры безопасности человека в современных условиях развития общества / Современное образование в области безопасности жизнедеятельности: теория, методика, практика. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 15 ноября 2023 года. Казань: ООО «Бук», 2023. С. 9-13.
3. Антоновский А.В. Направления формирования цифровой компетентности сотрудников ФСИН России в условиях информационного общества // Прикладная психология и педагогика. 2024. Том 9. № 3. С. 1-13.
4. Антоновский А.В., Зыбин Д.Г., Чураков Д.Ю., Дуров В.А. Цифровизация и формирование цифровой культуры сотрудников ФСИН России: монография. Тверь: Научно-исследовательский институт информационных технологий ФСИН России, 2023. 134 с.
5. Борискина Т.Б., Бунина А.В., Зудина Е.В., Мершиева Г.А., Самсонова М.В., Самсонова Е.В., Цыганкова В.Н. Правила цифровой гигиены и идентификация фейков // Экономика и предпринимательство. 2023. № 1 (150). С. 954-957.
6. Бухтияров И.В., Денисов Э.И. Цифровая экономика: система автоматизированного управления условиями труда, факторами риска и развитие информационной гигиены // Медицина труда и промышленная экология. 2017. № 10. С. 54-58.
7. Гулямов С.С., Родионов А.А. Применение кибергигиены в качестве психологической меры профилактики киберзависимостей // Психология и право. 2024. Том 14. № 2. С. 77-91.
8. Гусев В.А. Цифровая гигиена VS. Киберпреступность // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Том 27. № 1 (88). С. 102-108.
9. Денисов Э.И. Информационная гигиена – новое направление профилактической медицины в цифровую эпоху // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2019. Том 21. № 4. С. 9-17.
10. Ефременко Е.В., Барсегян Р.А., Комаровская К.Д. Информационная гигиена при научно-исследовательской работе в цифровой среде / Актуальные проблемы экономики, управления и права. Материалы II Международной конференции, Донецк, 18 апреля 2023 года. Донецк: Донецкий национальный технический университет, 2023. С. 65-70.
11. Крылова Н.Н. Информационная гигиена и психогигиена интеллектуального труда как условие профессиональной надежности педагога в условиях цифровизации образования // Эргодизайн. 2024. № 2 (24). С. 180-191.
12. Мартынова М.Д. Цифровая гигиена в рамках парадигмы стратегий нравственного развития личности в условиях глобализации / Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы – 2020. Философия. Этика. Практика. Материалы научной конференции, Санкт-Петербург, 19-21 ноября 2020 года. СПб.: ООО «Сборка», 2020. С. 58-60.
13. Медведская Е.И. Цифровая психогигиена как проблема самодисциплины интернет-пользователя // Весцi БДПУ. Серыя 1. Педагогiка. Псiхалогiя. Фiлалогiя. 2023. № 3 (117). С. 79-83.
14. Мисун Е.Н., Ластовский А.А. Психологические аспекты повышения уровня цифровой гигиены сотрудников организации / Теория и практика психологического сопровождения руководящих кадров. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, Минск, 28 февраля 2023 года. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2023. С. 169-172.
15. Молодцова И.А., Сливина Л.П. Информационная гигиена как новое направление в медицине и педагогике / В кн.: Актуальные проблемы образования и здоровья учащихся. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2020. С. 316-338.
16. Озеров И.Н., Сарыгина Э.С. О цифровой санитарии современного общества // Проблемы правоохранительной деятельности. 2022. № 1. С. 6-10.
17. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р (ред. от 27.05.2023) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.09.2024).
18. Руденкин Д.В. Уровень развития навыков цифровой гигиены современной российской молодежи: итоги социологического исследования // Социодинамика. 2022. № 1. С. 36-55.
19. Руденкин Д.В. Развитие исследований цифровой гигиены в зарубежной и российской науке // Заметки ученого. 2022. № 1-1. С. 233-238.
20. Симакова Т.А. Формирование навыков информационной гигиены в цифровом пространстве как способ развития киберкультуры современного человека / Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития. Сборник материалов IV Международного симпозиума психологов, Рязань, 7-8 апреля 2022 года; под общей ред. Т.П. Скрипкиной, С.Н. Сорокоумовой. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2022. С. 141-143.