PROMISING AREAS OF RESEARCHON STRATEGIC COMPETENCE OF SPECIALISTS IN LABOR PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The relevance of the study of strategic competence of specialists is primarily related to one of the main problems of labor psychology – the problem of studying the patterns of professional activity, as well as technologies for diagnosing and developing professionally important qualities and professional competencies of employees. Strategic competence in the psychological literature is currently considered by researchers in two main meanings. The first value of strategic competence implies intellectual actions for a professional, which provide a strategic orientation in order to ensure the competitiveness of the organization, an advantage over others, and the formation of promising areas of development. The second value of strategic competence implies the presence of communication and interpersonal interaction within the framework of professional activities, work functions and operations. In this context, strategic competence, based on communicative strategies, the use of linguistic means of communication, ensures the achievement of both the goals of professional interpersonal interaction between colleagues and the goals and objectives of work. The analysis of prospective studies of strategic competence in modern labor psychology allows us to speak about the relevance of research on such aspects as: the development and concretization of the concept of "strategic competence" in relation to the specifics of a particular professional activity; identification of the criterion of differentiation of the concept of "strategic competence" in order to further determine its component composition and identify the structure; identification of professionally important qualities that form the basis of strategic competence; development and selection of appropriate psychodiagnostic tools for psychological practice; research on mentoring and work support for young professionals. The implementation of these areas of strategic competence research will be able to lay the foundation for the implementation in practice of a systematic approach aimed at psychological and pedagogical support of professional activities of specialists and its further use by personnel and psychological services of organizations.

Keywords:
professional competence, strategic competence, success of professional activity, communication, professionally important qualities
Text

Введение. Актуальность исследования стратегической компетентности специалистов связана, в первую очередь, с одной из основных проблем психологии труда – проблемой изучения закономерностей профессиональной деятельности, а также технологий диагностики и развития профессионально важных качеств и профессиональных компетенций работников. Анализируя аспекты, в широком смысле, профессиональной компетентности специалистов, то нельзя не отметить динамичный характер общественного производства в XXI веке, связанный с изменением содержания труда в принципе, автоматизацией различных сфер профессиональной деятельности, появлением новых профессий, трансформацией общества и ценностей в нем, социально-экономическими преобразованиями на фоне цифровизации. Все это и многое напрямую отражается на психологическом содержании выполняемой различными специалистами профессиональной деятельности и, в свою очередь, обусловливают поиск новых подходов к решению вопросов формирования профессиональных компетенций и профессионально важных качеств [18].

Содержание предыдущих исследований, описание выявленных противоречий. В широком плане понятие «компетентность» используется не только в педагогике и в образовательной деятельности, но и в других отраслях: в психологии профессиональной деятельности, экономике труда, методологии профессионального образования и др. Обобщая различные определения компетентности, можно сказать, что компетентность подразумевает определенное качество подготовки обучающего (студента, слушателя программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки), а в контексте выполнения профессиональной деятельности – профессиональный задел выполнения трудовых операций для достижения успешности и результативности труда [6, 11].

Анализируя понятие стратегической компетентности, предварительно выделим само понятие «стратегия». В широком смысле стратегия – это достаточно общий план без достаточных деталей в целом, который охватывает немалый временный период, определенный способ достижения и реализации сложной цели. Стратегия обеспечивает видение и формулирование приоритетных направлений деятельности и развития, определять различные ресурсы для их выполнения, прогнозировать и оценивать риски. Если стратегия подразумевает некоторый план действий в течение определенного времени, то тактика обеспечивает отдельный шаги для достижения данного плана и выполнения цели [16].

Само понятие «стратегия» имеет греческие корни и изначально использовалось в военном деле для достижения победы над противником (искусство ведения войны) и только в середине XX века начало использоваться в экономике и теории управления в связи с развитием научно-технического прогресса. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова приводятся несколько определений понятия «стратегия», обобщая которые, можно сделать вывод, что под стратегией понимается искусство планирования и управления, которое основывается на правильных и долгосрочных прогнозах [15].

К.А. Абульханова-Славская рассматривает стратегию применительно к выработке человеком своей собственной позиции в жизни, выработке жизненной стратегии, под которой понимаются фактически все аспекты жизни человека – личная и профессиональная направленность, взаимодействие в обществе с другими людьми, семейные взаимоотношения, реализация своих возможностей, оценка своих достижений, в широком плане – прогнозирование своего жизненного пути [2].

Стратегическая компетентность в психологической литературе в настоящее время рассматривается исследователями в двух основных значениях.

Первое значение стратегической компетентности подразумевает у профессионала интеллектуальные действия, которые обеспечивают направленность стратегического характера с целью обеспечения конкурентноспособности организации, преимущество перед другими, формирование перспективных направлений развития [1, 5, 20, 17, 19].

Второе значение стратегической компетентности подразумевает наличие коммуникации и межличностного взаимодействия в рамках реализации профессиональной деятельности, трудовых функций и операций. В данном ключе стратегическая компетентность, основываясь на коммуникативных стратегиях, использовании языковых средств общения обеспечивает достижение как целей профессионального межличностного взаимодействия между коллегами, так и целей и задач трудовой деятельности [3, 4, 7, 8, 13, 14]. Соответственно, можно говорить о том, что стратегическая компетентность выступает одной из составляющих профессиональной компетентности в целом, благодаря которой обеспечивается качество и результативность труда.

Проведенный анализ научной психологической литературы позволяет нам выделить следующие перспективные направления исследований стратегической компетентности в современной психологии труда, при изучении различных аспектов профессиональной деятельности специалистов.

Учитывая два основных вышерассмотренных значения понятия «стратегическая компетентность», отметим, что пока существует недостаточно определенное отношение к понятию «стратегическая компетентность» и само понятие изучено пока в недостаточной степени. Анализ состояния проблемы свидетельствует о том, что, несмотря на определенный уровень ее теоретической и практической разработанности, сохраняет свою актуальность вопрос о проведении системных исследований стратегической компетентности личности. В современной психологии труда отсутствует пока единый исследовательский подход к трактовке понятия «стратегическая компетентность». Существует теоретико-методологическая необходимость конкретизации понятия «стратегическая компетентность» применительно к специфике профессиональной деятельности специалистов.

На сегодняшний день существуют противоречия между разнообразными представлениями о стратегической компетентности, в контексте анализа профессиональной деятельности специалистов в разрезе коммуникативных стратегий, и необходимостью выделения корректного критерия дифференциации понятия «стратегическая компетентность». Отсутствующий пока критерий дифференциации понятия «стратегическая компетентность», вытекающий из психологического анализа профессиональной деятельности специалистов, анализа научной литературы позволит определить компонентный состав стратегической компетентности, ее структурные психологические составляющие. В данном ключе использование метода структурного анализа организации психологических показателей позволит рассмотреть проблему исследования стратегической компетентности на принципиально ином, гораздо более глубоком, в методологическом плане, структурном уровне. И важными оценочными показателями в исследовании системы организации структуры стратегической компетентности могут выступить индекс когерентности, индекс дивергенции, индекс организованности системы (интегрированность, дифференцированность, организованность подструктур системы), которые будут отражать степень зрелости стратегической компетентности специалистов, их эффективность и успешность выполнения профессиональной деятельности. Более того, проведение исследований выраженности корреляционных и детерминационных взаимоотношений структурных характеристик стратегической компетентности специалистов, находящихся на разных этапах профессионализации (на начальном этапе вхождения в трудовую деятельность, на этапе профессионала, на этапе мастерства) позволит получить новые научные результаты в контексте исследования профессиональной деятельности и профессиональной компетентности специалистов. Разработанная, таким образом, структура стратегической компетентности специалистов на различных этапах профессионального становления может служить научно-методическим основанием для решения профессиональных и образовательных задач в контексте повышения профессиональной компетентности, профессионального развития и непрерывного образования специалистов [9, 10].

Полагая, что стратегическая компетентность реализуется при коммуникации в ситуациях выполнения профессиональной деятельности и общения, то для ее успешной реализации специалист должен обладать определенными сформированными профессионально важными качествами и, соответственно, требует дальнейшего изучения проблема определения профессионально-личностных качеств личности, составляющих основу стратегической компетентности специалистов различного профиля.

Здесь следует также упомянуть об ограниченном пока психодиагностическом инструментарии определения стратегической компетентности, который, при необходимости, может использоваться в профессионально-психологическом отборе кандидатов на должности в соответствии с профессиональными стандартами.

Трансформация науки, образования и производства, цифровизация трудовой деятельности задает новый формат в контексте получения образования, профессиональной подготовки и, шире, необходимости «держать планку» и получать образование, повышать квалификацию на протяжении всего трудового пути. Следует подчеркнуть, что трудность разработки и практического применения технологий психологического сопровождения профессиональной деятельности в контексте развития стратегической компетентности при профессиональной подготовке специалистов обуславливается как неполнотой теорий, раскрывающих закономерности развития стратегической компетентности и ее компонентов, так и тем, что рассматриваемая компетентность на практике формируется в основном стихийно, в ходе выполнения профессиональной деятельности. В данном ключе перспективными и представляющими научный интерес исследованиями являются исследования наставничества в организациях, что позволит не только обеспечить количественные и качественные показатели роста структурных подразделений, но и раскрытие специалиста в труде, при выполнении функциональных обязанностей и трудовых функций. И здесь значима передача сложившегося опыта от профессионалов к тем, кто только пришел в профессию в контексте формирования основ понимания стратегической компетентности [12].

Выводы. Проведенный анализ перспективных исследований стратегической компетентности в современной психологии труда позволяет говорить об актуальности исследований таких аспектов, как: разработка и конкретизация понятия «стратегическая компетентность» применительно к специфике той или иной профессиональной деятельности; выделение критерия дифференциации понятия «стратегическая компетентность» для определения в дальнейшем ее компонентного состава и выявления структуры; определение профессионально важных качеств, составляющих основу стратегической компетентности; разработка и подбор соответствующих психодиагностических инструментов психологической практики; исследования наставничества и сопровождения труда молодых специалистов. Это, в свою очередь, сможет заложить фундамент для реализации на практике системного подхода, нацеленного на психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов и дальнейшее его использование кадровыми и психологическими службами организаций.

References

1. 1. Abramova N.M. Strategicheskaya kompetentnost' upravlencheskih kadrov [Strategic competence of management personnel]. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS [State and municipal administration. Scientific notes by SKAGGS], 2008, no. 4, pp. 170-179. (in Russian)

2. 3. Vel'dyaeva T.A. Podhody k proektirovaniyu i didakticheskie principy modeli formirovaniya professional'noj mezhkul'turnoj strategicheskoj kompetentnosti budushchih perevodchikov [Design approaches and didactic principles of the model for the formation of professional intercultural strategic competence of future translators]. CHelovek i obrazovanie [Man and education], 2023, no. 1 (74), pp. 117-124. DOI:https://doi.org/10.54884/S181570410025115-1 (in Russian)

3. 3. Vel'dyaeva T.A. Podhody k proektirovaniyu i didakticheskie principy modeli formirovaniya professional'noj mezhkul'turnoj strategicheskoj kompetentnosti budushchih perevodchikov [Design approaches and didactic principles of the model for the formation of professional intercultural strategic competence of future translators]. CHelovek i obrazovanie [Man and education], 2023, no. 1 (74), pp. 117-124. DOI:https://doi.org/10.54884/S181570410025115-1 (in Russian)

4. 4. Gavrilenko T.A., Kuznecov A.N. Professional'naya mezhkul'turnaya strategicheskaya kompetentnost' perevodchikov v sfere professional'noj kommunikacii: problemy terminirovaniya i formirovaniya [Professional intercultural strategic competence of translators in the field of professional communication: problems of termination and formation]. Vestnik federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya «Moskovskij gosudarstvennyj agroinzhenernyj universitet imeni V.P. Goryachkina» [Bulletin of the Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «V.P. Goryachkin Moscow State Agroengineering University»], 2012, no. 4-2 (55), pp. 57-60. (in Russian)

5. 5. Dryomina E.A. Strategicheskie aspekty upravleniem razvitiem kompetentnosti personala kak faktor konkurentnosposobnosti organizacij [Strategic aspects of personnel competence development management as a factor of competitiveness of organizations]. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya [Trends in the development of science and education], 2021, no. 69-6, pp. 115-120. (in Russian)

6. 6. Evtihov O.V., Kalugin A.G., ZHil'cov A.V., Vahnina V.V., Bekk A.A. Social'no-psihologicheskie osnovy formirovaniya professional'no-upravlencheskoj kompetentnosti rukovoditelya podrazdeleniya pravoohranitel'nyh organov: uchebno-metodicheskoe posobie [Socio-psychological foundations of the formation of professional and managerial competence of the head of a law enforcement unit: an educational and methodological guide.]. Krasnoyarsk: Sibirskie yuridicheskij institut Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii Publ., 2023, 128 p. (in Russian)

7. 7. Il'mushkin A.G. Strukturno-funkcional'nyj analiz kompetentnosti menedzhera v sfere strategicheskogo upravleniya razvitiem promyshlennogo predpriyatiya [Structural and functional analysis of the competence of a manager in the field of strategic management of the development of an industrial enterprise]. Izvestiya YUzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki [Proceedings of the Southern Federal University. Pedagogical sciences], 2010, no. 2, pp. 101-108. (in Russian)

8. 8. Ismailova M.B. Komponenty strategicheskoj kompetencii i ih funkcii v mezhkul'turnoj kommunikacii [Components of strategic competence and their functions in intercultural communication]. XVIII Vinogradovskie chteniya. Sbornik nauchnyh trudov po rezul'tatam ezhegodnoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Tashkent, 27 maya 2022 goda [XVIII Vinogradov readings. Collection of scientific papers based on the results of the annual International Scientific and Practical Conference, Tashkent, May 27, 2022]. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj ekonomicheskij universitet Publ., 2022, pp. 56-57. (in Russian)

9. 9. Karpov A.V. Metasistemnaya organizaciya individual'nyh kachestv lichnosti: monografiya [The metasystem organization of individual personality traits: a monograph]. YAroslavl': YAroslavskij gosudarstvennyj universitet im. P.G. Demidova Publ., 2018, 744 p. (in Russian)

10. 10. Karpov A.V. Metod individual'noj korrelogrammy v eksperimental'no-psihologicheskih i professiograficheskih issledovaniyah [The method of individual correlogram in experimental psychological and occupational studies]. Procedury i metody eksperimental'no-psihologicheskih issledovanij. Sbornik statej; Seriya «Integraciya akademicheskoj i universitetskoj psihologii [Procedures and methods of experimental psychological research. Collection of articles; Series «Integration of academic and university psychology»]. M.: Institut psihologii RAN Publ., 2016, pp. 928-938. (in Russian)

11. 12. Kotlyarova O.V., Potapova E.P. Kommunikativnaya kompetentnost' gosudarstvennyh i municipal'nyh sluzhashchih: monografiya [The communicative competence of state and municipal employees: a monograph]. Vladimir: Vladimirskij filial «Rossijskaya akademiya narodnogo hozyajstva i gosudarstvennoj sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii» Publ., 2018, 187 p. (in Russian)

12. 12. Kotlyarova O.V., Potapova E.P. Kommunikativnaya kompetentnost' gosudarstvennyh i municipal'nyh sluzhashchih: monografiya [The communicative competence of state and municipal employees: a monograph]. Vladimir: Vladimirskij filial «Rossijskaya akademiya narodnogo hozyajstva i gosudarstvennoj sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii» Publ., 2018, 187 p. (in Russian)

13. 13. Mal'ceva T.V., Zajyrbekova A.A. Formirovanie mezhkul'turnoj kompetentnosti nauchno-pedagogicheskih kadrov v sisteme organov vnutrennih del stran SNG: uchebnoe posobie [Formation of intercultural competence of scientific and pedagogical personnel in the system of internal affairs bodies of the Commonwealth of Independent States: a textbook]. M.: Akademiya upravleniya Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii Publ., 2022, 56 p. (in Russian)

14. 14. Mal'ceva T.V., Teregulova O.A., Ul'yanova A.A. Rol' kommunikativnoj kompetencii v deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennih del [The role of communicative competence in the activities of employees of internal affairs bodies]. Pedagogicheskaya podderzhka «cifrovogo pokoleniya»: tekhnologii effektivnosti bezopasnosti obrazovatel'nogo prostranstva. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, Karaganda, 30-31 marta 2022 goda [Pedagogical support for the «digital generation»: technologies for the effectiveness of the safety of the educational space. Materials of the International Scientific and Practical Conference, Moscow, Karaganda, March 30-31, 2022]. M.: Izd-vo «Vash format» Publ., 2022, pp. 226-229. (in Russian)

15. 15. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: ok. 100000 slov, terminov i frazeologicheskih vyrazhenij / pod red. prof. L.I. Skvorcova; 28 izd., pererab [Explanatory dictionary of the Russian language: about 100,000 words, terms and phraseological expressions / edited by prof. L.I. Skvortsov; 28 ed., reprint]. M.: OOO «Izdatel'stvo «Mir i Obrazovanie» Publ.; OOO «Izdatel'stvo Oniks» Publ., 2012, 1376 p.

16. 16. Safronova I.V. Strategicheskaya kompetentnost' kak instrument formirovaniya novogo biznesa v servisnoj deyatel'nosti [Strategic competence as a tool for forming a new business in service activities]. Ekonomicheskie issledovaniya i razrabotki [Economic research and development], 2018, no. 5, pp. 118-125. (in Russian)

17. 17. Strekalova N.D. Strategicheskoe myshlenie menedzherov: sushchnost', problemy i podhody k razvitiyu [Strategic thinking of managers: the essence, problems and approaches to development]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Menedzhment [Bulletin of St. Petersburg University. Management], 2018, Tom 17, no. 3, pp. 384-411. (in Russian)

18. 18. Surenskaya N.S. O strategicheskoj kompetentnosti specialistov v kontekste uspeshnosti professional'noj deyatel'nosti [On the strategic competence of specialists in the context of the success of professional activity]. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika [Society: sociology, psychology, pedagogy], 2023, no. 11 (115), pp. 98-103. DOI:https://doi.org/10.24158/spp.2023.11.12 (in Russian)

19. 19. Syaglova YU.V., Maslevich T.P. Transformaciya kompetencij menedzhera v usloviyah cifrovoj ekonomiki [Transformation of manager's competencies in the digital economy]. Vestnik Rossijskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G.V. Plekhanova [Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics], 2021, Tom 18, no. 2 (116), pp. 142-151. (in Russian)

20. 20. CHulanova O.L. Kompetencii upravlencheskogo personala organizacii kak faktor povysheniya ee effektivnosti v sootvetstvii so strategicheskimi celyami [The competencies of the organization's management personnel as a factor in increasing its effectiveness in accordance with strategic goals]. Internet-zhurnal «Naukovedenie» [The online journal «Science Studies»], 2016, Tom 8, no. 6 (37), pp. 37. (in Russian)

Reviews
1. Promising directions for research into the strategic competence of specialists in occupational psychology Authors: Pechenkova Elena Anatol'evna


Login or Create
* Forgot password?