ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность исследования стратегической компетентности специалистов связана, в первую очередь, с одной из основных проблем психологии труда – проблемой изучения закономерностей профессиональной деятельности, а также технологий диагностики и развития профессионально важных качеств и профессиональных компетенций работников. Стратегическая компетентность в психологической литературе в настоящее время рассматривается исследователями в двух основных значениях. Первое значение стратегической компетентности подразумевает у профессионала интеллектуальные действия, которые обеспечивают направленность стратегического характера с целью обеспечения конкурентноспособности организации, преимущество перед другими, формирование перспективных направлений развития. Второе значение стратегической компетентности подразумевает наличие коммуникации и межличностного взаимодействия в рамках реализации профессиональной деятельности, трудовых функций и операций. В данном ключе стратегическая компетентность, основываясь на коммуникативных стратегиях, использовании языковых средств общения обеспечивает достижение как целей профессионального межличностного взаимодействия между коллегами, так и целей и задач трудовой деятельности. Проведенный анализ перспективных исследований стратегической компетентности в современной психологии труда позволяет говорить об актуальности исследований таких аспектов, как: разработка и конкретизация понятия «стратегическая компетентность» применительно к специфике той или иной профессиональной деятельности; выделение критерия дифференциации понятия «стратегическая компетентность» для определения в дальнейшем ее компонентного состава и выявления структуры; определение профессионально важных качеств, составляющих основу стратегической компетентности; разработка и подбор соответствующих психодиагностических инструментов психологической практики; исследования наставничества и сопровождения труда молодых специалистов. Реализация данных направлений исследований стратегической компетентности сможет заложить фундамент для реализации на практике системного подхода, нацеленного на психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов и дальнейшее его использование кадровыми и психологическими службами организаций.

Ключевые слова:
профессиональная компетентность, стратегическая компетентность, успешность профессиональной деятельности, коммуникация, профессионально важные качества
Текст

Введение. Актуальность исследования стратегической компетентности специалистов связана, в первую очередь, с одной из основных проблем психологии труда – проблемой изучения закономерностей профессиональной деятельности, а также технологий диагностики и развития профессионально важных качеств и профессиональных компетенций работников. Анализируя аспекты, в широком смысле, профессиональной компетентности специалистов, то нельзя не отметить динамичный характер общественного производства в XXI веке, связанный с изменением содержания труда в принципе, автоматизацией различных сфер профессиональной деятельности, появлением новых профессий, трансформацией общества и ценностей в нем, социально-экономическими преобразованиями на фоне цифровизации. Все это и многое напрямую отражается на психологическом содержании выполняемой различными специалистами профессиональной деятельности и, в свою очередь, обусловливают поиск новых подходов к решению вопросов формирования профессиональных компетенций и профессионально важных качеств [18].

Содержание предыдущих исследований, описание выявленных противоречий. В широком плане понятие «компетентность» используется не только в педагогике и в образовательной деятельности, но и в других отраслях: в психологии профессиональной деятельности, экономике труда, методологии профессионального образования и др. Обобщая различные определения компетентности, можно сказать, что компетентность подразумевает определенное качество подготовки обучающего (студента, слушателя программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки), а в контексте выполнения профессиональной деятельности – профессиональный задел выполнения трудовых операций для достижения успешности и результативности труда [6, 11].

Анализируя понятие стратегической компетентности, предварительно выделим само понятие «стратегия». В широком смысле стратегия – это достаточно общий план без достаточных деталей в целом, который охватывает немалый временный период, определенный способ достижения и реализации сложной цели. Стратегия обеспечивает видение и формулирование приоритетных направлений деятельности и развития, определять различные ресурсы для их выполнения, прогнозировать и оценивать риски. Если стратегия подразумевает некоторый план действий в течение определенного времени, то тактика обеспечивает отдельный шаги для достижения данного плана и выполнения цели [16].

Само понятие «стратегия» имеет греческие корни и изначально использовалось в военном деле для достижения победы над противником (искусство ведения войны) и только в середине XX века начало использоваться в экономике и теории управления в связи с развитием научно-технического прогресса. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова приводятся несколько определений понятия «стратегия», обобщая которые, можно сделать вывод, что под стратегией понимается искусство планирования и управления, которое основывается на правильных и долгосрочных прогнозах [15].

К.А. Абульханова-Славская рассматривает стратегию применительно к выработке человеком своей собственной позиции в жизни, выработке жизненной стратегии, под которой понимаются фактически все аспекты жизни человека – личная и профессиональная направленность, взаимодействие в обществе с другими людьми, семейные взаимоотношения, реализация своих возможностей, оценка своих достижений, в широком плане – прогнозирование своего жизненного пути [2].

Стратегическая компетентность в психологической литературе в настоящее время рассматривается исследователями в двух основных значениях.

Первое значение стратегической компетентности подразумевает у профессионала интеллектуальные действия, которые обеспечивают направленность стратегического характера с целью обеспечения конкурентноспособности организации, преимущество перед другими, формирование перспективных направлений развития [1, 5, 20, 17, 19].

Второе значение стратегической компетентности подразумевает наличие коммуникации и межличностного взаимодействия в рамках реализации профессиональной деятельности, трудовых функций и операций. В данном ключе стратегическая компетентность, основываясь на коммуникативных стратегиях, использовании языковых средств общения обеспечивает достижение как целей профессионального межличностного взаимодействия между коллегами, так и целей и задач трудовой деятельности [3, 4, 7, 8, 13, 14]. Соответственно, можно говорить о том, что стратегическая компетентность выступает одной из составляющих профессиональной компетентности в целом, благодаря которой обеспечивается качество и результативность труда.

Проведенный анализ научной психологической литературы позволяет нам выделить следующие перспективные направления исследований стратегической компетентности в современной психологии труда, при изучении различных аспектов профессиональной деятельности специалистов.

Учитывая два основных вышерассмотренных значения понятия «стратегическая компетентность», отметим, что пока существует недостаточно определенное отношение к понятию «стратегическая компетентность» и само понятие изучено пока в недостаточной степени. Анализ состояния проблемы свидетельствует о том, что, несмотря на определенный уровень ее теоретической и практической разработанности, сохраняет свою актуальность вопрос о проведении системных исследований стратегической компетентности личности. В современной психологии труда отсутствует пока единый исследовательский подход к трактовке понятия «стратегическая компетентность». Существует теоретико-методологическая необходимость конкретизации понятия «стратегическая компетентность» применительно к специфике профессиональной деятельности специалистов.

На сегодняшний день существуют противоречия между разнообразными представлениями о стратегической компетентности, в контексте анализа профессиональной деятельности специалистов в разрезе коммуникативных стратегий, и необходимостью выделения корректного критерия дифференциации понятия «стратегическая компетентность». Отсутствующий пока критерий дифференциации понятия «стратегическая компетентность», вытекающий из психологического анализа профессиональной деятельности специалистов, анализа научной литературы позволит определить компонентный состав стратегической компетентности, ее структурные психологические составляющие. В данном ключе использование метода структурного анализа организации психологических показателей позволит рассмотреть проблему исследования стратегической компетентности на принципиально ином, гораздо более глубоком, в методологическом плане, структурном уровне. И важными оценочными показателями в исследовании системы организации структуры стратегической компетентности могут выступить индекс когерентности, индекс дивергенции, индекс организованности системы (интегрированность, дифференцированность, организованность подструктур системы), которые будут отражать степень зрелости стратегической компетентности специалистов, их эффективность и успешность выполнения профессиональной деятельности. Более того, проведение исследований выраженности корреляционных и детерминационных взаимоотношений структурных характеристик стратегической компетентности специалистов, находящихся на разных этапах профессионализации (на начальном этапе вхождения в трудовую деятельность, на этапе профессионала, на этапе мастерства) позволит получить новые научные результаты в контексте исследования профессиональной деятельности и профессиональной компетентности специалистов. Разработанная, таким образом, структура стратегической компетентности специалистов на различных этапах профессионального становления может служить научно-методическим основанием для решения профессиональных и образовательных задач в контексте повышения профессиональной компетентности, профессионального развития и непрерывного образования специалистов [9, 10].

Полагая, что стратегическая компетентность реализуется при коммуникации в ситуациях выполнения профессиональной деятельности и общения, то для ее успешной реализации специалист должен обладать определенными сформированными профессионально важными качествами и, соответственно, требует дальнейшего изучения проблема определения профессионально-личностных качеств личности, составляющих основу стратегической компетентности специалистов различного профиля.

Здесь следует также упомянуть об ограниченном пока психодиагностическом инструментарии определения стратегической компетентности, который, при необходимости, может использоваться в профессионально-психологическом отборе кандидатов на должности в соответствии с профессиональными стандартами.

Трансформация науки, образования и производства, цифровизация трудовой деятельности задает новый формат в контексте получения образования, профессиональной подготовки и, шире, необходимости «держать планку» и получать образование, повышать квалификацию на протяжении всего трудового пути. Следует подчеркнуть, что трудность разработки и практического применения технологий психологического сопровождения профессиональной деятельности в контексте развития стратегической компетентности при профессиональной подготовке специалистов обуславливается как неполнотой теорий, раскрывающих закономерности развития стратегической компетентности и ее компонентов, так и тем, что рассматриваемая компетентность на практике формируется в основном стихийно, в ходе выполнения профессиональной деятельности. В данном ключе перспективными и представляющими научный интерес исследованиями являются исследования наставничества в организациях, что позволит не только обеспечить количественные и качественные показатели роста структурных подразделений, но и раскрытие специалиста в труде, при выполнении функциональных обязанностей и трудовых функций. И здесь значима передача сложившегося опыта от профессионалов к тем, кто только пришел в профессию в контексте формирования основ понимания стратегической компетентности [12].

Выводы. Проведенный анализ перспективных исследований стратегической компетентности в современной психологии труда позволяет говорить об актуальности исследований таких аспектов, как: разработка и конкретизация понятия «стратегическая компетентность» применительно к специфике той или иной профессиональной деятельности; выделение критерия дифференциации понятия «стратегическая компетентность» для определения в дальнейшем ее компонентного состава и выявления структуры; определение профессионально важных качеств, составляющих основу стратегической компетентности; разработка и подбор соответствующих психодиагностических инструментов психологической практики; исследования наставничества и сопровождения труда молодых специалистов. Это, в свою очередь, сможет заложить фундамент для реализации на практике системного подхода, нацеленного на психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов и дальнейшее его использование кадровыми и психологическими службами организаций.

Список литературы

1. Абрамова Н.М. Стратегическая компетентность управленческих кадров // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2008. № 4. С. 170-179.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни: монография. М.: Издательство «Мысль», 1991. 299 с.

3. Вельдяева Т.А. Подходы к проектированию и дидактические принципы модели формирования профессиональной межкультурной стратегической компетентности будущих переводчиков // Человек и образование. 2023. № 1 (74). С. 117-124. DOI:https://doi.org/10.54884/S181570410025115-1

4. Гавриленко Т.А., Кузнецов А.Н. Профессиональная межкультурная стратегическая компетентность переводчиков в сфере профессиональной коммуникации: проблемы терминирования и формирования // Вестник федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». 2012. № 4-2 (55). С 57-60.

5. Дрёмина Е.А. Стратегические аспекты управлением развитием компетентности персонала как фактор конкурентноспособности организаций // Тенденции развития науки и образования. 2021 № 69-6. С. 115-120.

6. Евтихов О.В., Калугин А.Г., Жильцов А.В., Вахнина В.В., Бекк А.А. Социально-психологические основы формирования профессионально-управленческой компетентности руководителя подразделения правоохранительных органов: учебно-методическое пособие. Красноярск: Сибирские юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2023. 128 с.

7. Ильмушкин А.Г. Структурно-функциональный анализ компетентности менеджера в сфере стратегического управления развитием промышленного предприятия // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 2. С. 101-108.

8. Исмаилова М.Б. Компоненты стратегической компетенции и их функции в межкультурной коммуникации / XVIII Виноградовские чтения. Сборник научных трудов по результатам ежегодной Международной научно-практической конференции, Ташкент, 27 мая 2022 года. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2022. С. 56-57.

9. Карпов А.В. Метасистемная организация индивидуальных качеств личности: монография. Ярославль: Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2018. 744 с.

10. Карпов А.В. Метод индивидуальной коррелограммы в экспериментально-психологических и профессиографических исследованиях / Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований. Сборник статей; Серия «Интеграция академической и университетской психологии». М.: Институт психологии РАН, 2016. С. 928-938.

11. Корчемный П.А. Компетенция как психологическая система // Человеческий капитал. 2017. № 5 (101). С. 90-94.

12. Котлярова О.В., Потапова Е.П. Коммуникативная компетентность государственных и муниципальных служащих: монография. Владимир: Владимирский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2018. 187 с.

13. Мальцева Т.В., Зайырбекова А.А. Формирование межкультурной компетентности научно-педагогических кадров в системе органов внутренних дел стран СНГ: учебное пособие. М.: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. 56 с.

14. Мальцева Т.В., Терегулова О.А., Ульянова А.А. Роль коммуникативной компетенции в деятельности сотрудников органов внутренних дел / Педагогическая поддержка «цифрового поколения»: технологии эффективности безопасности образовательного пространства. Материалы Международной научно-практической конференции, Москва, Караганда, 30-31 марта 2022 года. М.: Изд-во «Ваш формат», 2022. С. 226-229.

15. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / под ред. проф. Л.И. Скворцова; 28 изд., перераб. М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»; ООО «Издательство Оникс», 2012. 1376 с.

16. Сафронова И.В. Стратегическая компетентность как инструмент формирования нового бизнеса в сервисной деятельности // Экономические исследования и разработки. 2018. № 5. С. 118-125.

17. Стрекалова Н.Д. Стратегическое мышление менеджеров: сущность, проблемы и подходы к развитию // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2018. Том 17. № 3. С. 384-411.

18. Суренская Н.С. О стратегической компетентности специалистов в контексте успешности профессиональной деятельности // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 11 (115). С. 98-103. DOI:https://doi.org/10.24158/spp.2023.11.12

19. Сяглова Ю.В., Маслевич Т.П. Трансформация компетенций менеджера в условиях цифровой экономики // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2021. Том 18. № 2 (116). С. 142-151.

20. Чуланова О.Л. Компетенции управленческого персонала организации как фактор повышения ее эффективности в соответствии со стратегическими целями // Интернет-журнал «Науковедение». 2016. Том 8. № 6 (37). С. 37.

Рецензии
1. Перспективные направления исследований стратегической компетентности специалистов в психологии труда Авторы: Печенкова Елена Анатольевна


Войти или Создать
* Забыли пароль?