The article discusses the main directions of the formation of digital competence of employees of the Federal Penitentiary Service of Russia in the information society. The main digital competencies of employees of the penal enforcement system, which form the basis of professional digital competence, are highlighted in a generalized form: the ability to apply modern information technologies, digital tools and digital tools in practice to achieve professional tasks; the ability to work with information (search, systematization, transfer); skills of working with digital data in specialized information systems; skills and abilities of working with software, technical means in the workplace; the ability to summarize, analyze and visually present the results of work, if necessary, in electronic form, etc. The main directions of work on the formation of digital competence among employees of the Federal Penitentiary Service of Russia can be direct acquaintance with advanced scientific and technical developments in both general and special educational disciplines in the areas and specialties of training; conducting educational events with the invitation of specialized specialists on the introduction and use of information technologies; participation of students in specialized scientific and practical conferences and seminars; educational events on digital hygiene and digital etiquette; the use of gamification as a modern teaching method and special digital training platforms; conducting practical training with various information systems of a reference and search nature, telecommunication networks, electronic databases, office software. It is emphasized that it is necessary to take into account the constant change and addition of the content of digital competencies, based on the needs of official activity in the context of the development of the digital economy and create conditions and prerequisites for the development of continuing professional education of specialists, when the "increment" of professional digital competence is implemented on a planned basis: not only when obtaining higher education, but also in the future, in the dynamics of performance official activity by employees of the Federal Penitentiary Service of Russia.
digital competence, digital competencies, information technology, digital transformation, information society
Введение. Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 года № 1138-р, цифровая трансформация и научно-технологическое развитие уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) является приоритетным направлением в условиях цифровой трансформации науки, образования и производства. И в данном ключе – необходимости внедрения цифровых технологий фактически во все сферы деятельности учреждений и органов УИС в условиях цифровой экономики – предусматривается обязательное создание методологического и технологического основания для формирования профессиональных компетенций у сотрудников УИС, причем это значимо как для работающих специалистов (проходящих службу в УИС), так и для тех обучающихся (студентов, курсантов, слушателей), которые в настоящее время получают высшее или дополнительное профессиональное образование в образовательных организациях высшего образования ФСИН России [16].
Более того, следует подчеркнуть, что, согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», в современном российском обществе сейчас ставятся приоритетные акценты на развитии цифровой трансформации государственного и муниципального управления, достижении цифровой зрелости ключевых отраслей национальной экономики и социальной сферы, а если посмотреть еще более глобально и на перспективу – формирование и претворение в жизнь национального проекта по развитию цифровой экономики данных и цифровой трансформации государства [17]. И, согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, в условиях становления цифрового общества, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан, сформированность профессиональной цифровой компетентности обеспечивает, по сути, профессионально-личностную реализацию специалистов в различных видах профессиональной деятельности и качество жизни в целом [18].
Содержание предыдущих исследований, описание выявленных противоречий. Важно подчеркнуть, что те изменения, которые происходят на сегодняшний день в российском обществе и которые обусловлены социально-экономическими преобразованиями в сфере цифровой экономики, повсеместным внедрением информационных технологий в различные виды учебной и профессиональной деятельности, напрямую отражаются на образовательной деятельности в принципе и позволяют реализовывать и видоизменять модели взаимодействия субъектов образовательного процесса, дополняя тем самым традиционные форматы образования в контексте формирования и развития профессиональной (а сейчас уже и цифровой) компетентности у ее участников.
Рассматривая направления формирования цифровой компетентности у сотрудников ФСИН России в условиях цифровой трансформации, тезисно отметим следующие некоторые аспекты.
В широком плане понятие «профессиональная компетентность», – а в условиях цифровой трансформации можно с уверенностью говорить о цифровой компетентности – используется не только в педагогике и в образовательной деятельности, но и в других отраслях: в психологии профессиональной деятельности, экономике труда, методологии профессионального образования и др. Обобщая различные определения профессиональной компетентности, можно сказать, что компетентность подразумевает определенное качество подготовки обучающего, а в контексте выполнения профессиональной деятельности – профессиональный задел выполнения трудовых операций для достижения успешности и результативности труда. В настоящее время, на теоретико-методологическом уровне, идет переосмысление понятия «цифровая компетентность» и его взаимосвязь с профессиональной компетентностью личности специалиста. В условиях информационного общества приоритетное значение приобретает готовность специалиста к освоению информационных (цифровых) технологий для их использования в повседневной служебной деятельности и при выполнении трудовых операций в различных видах труда на различных должностях. В этом смысле цифровая компетентность подразумевает готовность и способность специалиста к использованию цифровых компетенций как в учебной (при получении образовании, в рамках повышения квалификации), так и в профессиональной (служебной) деятельности. При этом важно осознавать, что чем раньше будут успешно сформированы те или иные цифровые компетенции, тем более быстро они перенесутся в уже выполняемую профессиональную деятельность с определенным заделом на результативность в труде и в профессии в целом [1, 3].
На сегодняшний день можно выделить, в обобщенном виде, следующие цифровые компетенции сотрудников уголовно-исполнительной системы, составляющие основу профессиональной цифровой компетентности: умение применять в практической деятельности современные информационные технологии, цифровые средства и цифровые инструменты для достижения профессиональных задач; умение работать с информацией (поиск, систематизация, передача); навыки работы с цифровыми данными в специализированных информационных системах; умения и навыки работы с программным обеспечением, техническими средствами на рабочих местах; умение обобщать, анализировать и наглядно представлять результаты работы, при необходимости, в электронном виде (в виде таблиц, графиков, диаграмм, презентаций и т.п.); умение осуществлять цифровую профессиональную коммуникацию в информационном пространстве с коллегами для решения служебных задач; владение навыками информационной безопасности. Собственно, формирование и закрепление компонентов цифровой компетентности реализуется в рамках образовательного процесса путем выполнения практических заданий с помощью информационных технологий. К таким заданиям можно отнести работу с различными информационными системами справочно-поискового характера, телекоммуникационными сетями, электронными базами данных, программным обеспечением офисной направленности [2, 6].
В условиях цифровой трансформации формирование новых профессиональных цифровых компетенций значимо не только для обучающихся (студентов, курсантов, слушателей программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки), но для самих педагогов, задействованных в образовательном процессе. В широком смысле необходимый уровень сформированности цифровой компетентности у педагогов обеспечивает движение цифровой трансформации в науке и образовании. Повышение качества цифровой культуры педагога, как показывает образовательная практика, связано с умением владеть современными программными средствами, обеспечением информационного взаимодействия с обучающимися в электронной информационно-образовательной среде вуза, составлением отчетов в различных информационных системах, развития навыков совместного использования цифровых образовательных ресурсов [1, 14].
С формированием цифровой компетентности тесно связано и формирование цифровой культуры не только у сотрудников ФСИН России, но и у обучающихся в образовательных организациях высшего образования других силовых ведомств. Проведенное экспресс-анкетирование понимания значимости цифровой культуры и цифровой компетентности среди курсантов, обучающихся в образовательных организациях МВД России в 2023 году, показало, что, несмотря на существующий тренд цифровой трансформации в обществе, повсеместное развитие интернета и социальных сетей, информатизацию различных сфер учебной и профессиональной деятельности, у молодого поколения пока: существует недостаточная осведомленность знаний в сфере цифровых изменений в обществе и неясное представление об этом для выполнения будущей служебной деятельности; трудности практического характера при взаимодействии с цифровыми средствами в ходе учебного процесса; недостаточно сформированное критическое отношение к получаемой информации из внешних информационных источников; недооцененность значимости использования информационных технологий для выполнения практических задач будущей служебной деятельности. Подчеркивается, что основными направлениями работы, в контексте формирования цифровой компетентности, могут выступать непосредственное знакомство с передовыми научно-техническими наработками как на общих, так и на специальных учебных дисциплинах по направлениям и специальностям подготовки (например, «Специальная техника», «Криминалистика», «Профилактика угроз в киберпространстве», «Основы искусственного интеллекта и защиты информации» и др.), проведение мероприятий учебно-воспитательного характера с приглашением профильных специалистов по вопросам внедрения и использования информационных технологий, участие обучающихся в специализированных научно-практических конференциях и семинарах [4].
В контексте формирования цифровой компетентности у сотрудников ФСИН России важное значение приобретают вопросы цифровой гигиены и цифрового этикета. И в данном случае уместно отметить два основных аспекта в понимании цифровой гигиены в информационном обществе. С одной стороны, цифровая гигиена понимается многими специалистами как понятие, связанное с соблюдением мер информационной безопасности и профессионального информационного этикета при коммуникации с коллегами и другими группами лиц в цифровой среде. Соответствующее служебное поведение, с позиций соблюдения цифровой гигиены, в рамках информационного взаимодействия, позволяет обеспечивать не только личную безопасность в цифровом пространстве, но также и защиту различных информационных ресурсов ФСИН России [5, 9]. С другой стороны, цифровая гигиена понимается и в контексте выполнения профессиональной служебной деятельности, сохранения профессионального здоровья специалиста, обеспечения качества его жизни в информационном обществе и, таким образом, может представлять собой совокупность знаний о влиянии информации и цифровой трансформации на здоровье сотрудника в профессии, состояние его психологического, физического, социального благополучия [15].
Нельзя не отметить, что в настоящее время, в условиях постиндустриального общества, можно выделить определенные тенденции развития сферы профессионального труда и трансформации моделей занятости, связанные с распространением информационных технологий, глобализацией трудовой деятельности, развитием цифровой экономики знаний. Основные тенденции заключаются в достаточно быстром внедрении информационных технологий в различные сферы и области профессиональной практики; виртуальной составляющей в трудовой занятости; уменьшении доли физического труда на основе автоматизации многих процессов; усложнении некоторых видов профессиональной деятельности; автономности профессиональной деятельности, наличии пересекающихся трудовых функций, действий и операций в различных видах профессиональной деятельности; направленности на оценку результативности выполняемой профессиональной деятельности; сближении игровой и трудовой форм деятельности [13]. Отметим, что использование игровых технологий в образовательной практике ведомственных образовательных организаций реализуется в последнее время на регулярной основе, в соответствии с учебными планами для формирования компонентов профессиональной компетентности. Игровые технологии позволяют активизировать самостоятельность мыслительной деятельности обучающихся, подойти нестандартно к решению практических задач, которые могут возникнуть в ходе выполнения будущей служебной деятельности и позволяют раскрывать дополнительные учебные аспекты формирования профессиональных компетенций – от получения необходимых навыков в завершенной игре до ее полного осмысления [10, 11]. Например, в учебном процессе образовательных организаций ФСИН России используется геймификация как современный метод обучения с использованием специальных игровых обучающих цифровых платформ, которые позволяет участником образовательного процесса интерактивно взаимодействовать в специальной информационной среде [7, 8, 12].
Выводы. Сегодня, в складывающемся информационном обществе, вопросы формирования цифровой компетентности для сотрудников ФСИН России представляются более чем актуальными. Использование, в широком смысле, информационных технологий в образовательной практике дополняет и видоизменяет традиционные методы учебного взаимодействия для достижения целей обучения по учебным дисциплинам. Полагая, что цифровая трансформация носит опережающий характер, для выполнения успешной профессиональной деятельности значимо освоение новых цифровых компетенций, обеспечивающих успешное информационное взаимодействие в образовательной практике и в профессии. Конечно, необходимо постоянно учитывать постоянное изменение и дополнение содержания цифровых компетенций, исходя из потребностей служебной деятельности в условиях развития цифровой экономики и в этом плане необходимо создавать условия и предпосылки для развития непрерывного профессионального образования специалистов («концепция обучения – через всю жизнь»), когда «приращение» профессиональной цифровой компетентности реализуется на плановой основе: не только при получении высшего образования, но и в дальнейшем, в динамике выполнения служебной деятельности.
1. 1. Antonovskij A.V., Zybin D.G., CHurakov D.YU., Durov V.A. Cifrovizaciya i formirovanie cifrovoj kul'tury sotrudnikov FSIN Rossii: monografiya [Digitalization and formation of digital culture of employees Federal Penitentiary Service of Russia: monograph]. Tver': Nauchno-issledovatel'skij institut informacionnyh tekhnologij FSIN Rossii Publ., 2023, 134 p. (in Russian)
2. 2. Borisov S.A., Asapov A.M. Razvitie cifrovyh kompetencij kak istochnik povysheniya kvalifikacii personala [Development of digital competencies as a source of staff professional development] Aktual'nye voprosy upravleniya personalom. Sbornik nauchnyh statej IV Nacional'noj (Vserossijskoj) nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 2-6 dekabrya 2022 goda [Current issues of personnel management. Collection of scientific articles of the IV National (All-Russian) Scientific and Practical Conference, Moscow, December 2-6, 2022]. M.: OOO «Edel'vejs» Publ., 2023, Tom 2, pp. 43-48. (in Russian)
3. 3. Vahnina V.V. Formirovanie cifrovyh kompetencij rukovoditelej organov vnutrennih del v processe professional'noj podgotovki [Formation of digital competencies of heads of internal affairs bodies in the process of professional training] Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. Sbornik tezisov vystuplenij i dokladov uchastnikov V Mezhdunarodnogo penitenciarnogo foruma, priurochennogo k provedeniyu v 2021 godu v Rossijskoj Federacii goda nauki i tekhnologij, Ryazan', 17-19 noyabrya 2021 goda [Crime, punishment, correction. A collection of abstracts of speeches and reports by participants of the V International Penitentiary Forum dedicated to the Year of Science and Technology in 2021 in the Russian Federation, Ryazan, November 17-19, 2021]. Ryazan': Akademiya prava i upravleniya Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij Publ., 2021, pp. 141-144. (in Russian)
4. 4. Gagarina P.A. Obosnovanie neobhodimosti formirovaniya cifrovoj kul'tury vedomstvennyh obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii (rezul'taty pilotazhnogo issledovaniya) [Substantiation of the need to form a digital culture of departmental educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia (results of a pilot study)]. Prikladnaya psihologiya i pedagogika [Applied Psychology and Pedagogy], 2024, Tom 9, no. 1, pp. 118-125. (in Russian)
5. 5. Gusev V.A. Cifrovaya gigiena VS. Kiberprestupnost' [Digital Hygiene VS. Cybercrime]. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah [Psychopedagogy in law enforcement agencies], 2022, Tom 27, no. 1 (88), pp. 102-108. (in Russian)
6. 6. Karabanov R.M. Voprosy formirovaniya cifrovyh kompetencij budushchih specialistov ugolovno-ispolnitel'nyh inspekcij [Issues of formation of digital competencies of future specialists of criminal enforcement inspections]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Bulletin of the penal enforcement system], 2024, no. 3 (262), pp. 37-44. (in Russian)
7. 7. Kirillova T.V. Patrioticheskoe vospitanie kursantov obrazovatel'nyh organizacij Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij s primeneniem igrovyh tekhnologij [Patriotic education of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service using gaming technologies]. Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. Materialy VI Mezhdunarodnogo penitenciarnogo foruma, priurochennogo k 30-letiyu so dnya prinyatiya Konstitucii Rossijskoj Federacii i Zakona Rossijskoj Federacii ot 21 iyulya 1993 goda № 5473-I «Ob uchrezhdeniyah i organah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii», Ryazan', 15-17 noyabrya 2023 goda [Crime, punishment, correction. Materials VI International Penitentiary Forum dedicated to the 30th anniversary of the adoption of the Constitution of the Russian Federation and the Law of the Russian Federation dated July 21, 1993 No. 5473-I "On Institutions and bodies of the Penal Enforcement System of the Russian Federation", Ryazan, November 15-17, 2023]. Ryazan': Akademiya prava i upravleniya Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij Publ., 2023, pp. 234-239. (in Russian)
8. 8. Kosarev K.V. Gejmifikaciya v ramkah prepodavaniya yuridicheskih disciplin kursantam obrazovatel'nyh organizacij FSIN Rossii [Gamification in the framework of teaching legal disciplines to cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia]. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema segodnya: vzaimodejstvie nauki i praktiki. Materialy XII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Novokuzneck, 20-21 oktyabrya 2021 goda [The penal enforcement system today: the interaction of science and practice. Materials of the XII All-Russian Scientific and Practical Conference, Novokuznetsk, October 20-21, 2021]. Novokuzneck: Kuzbasskij institut Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij Publ., 2021, pp. 248-250. (in Russian)
9. 9. Kuznecova K.A., Kalach A.V. Obespechenie bezopasnosti servisov gosudarstvennyh informacionnyh sistem v ekstremal'nyh usloviyah [Ensuring the security of public information system services in extreme conditions]. Rossijskoe obshchestvo i gosudarstvo na sovremennom etape. Sbornik nauchnyh trudov kompleksa nauchnyh meropriyatij, Vladimir, 24-28 aprelya 2023 goda [Russian society and the state at the present stage. Collection of scientific papers of the complex of scientific events, Vladimir, April 24-28, 2023]. Vladimir: Vladimirskij yuridicheskij institut Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij Publ., 2023, Tom 3, pp. 67-70. (in Russian)
10. 10. Mal'ceva T.V., Boeva O.M., Makarenko YU.B. Ispol'zovanie igrovyh tekhnologij v obrazovatel'noj srede Akademii upravleniya MVD Rossii: uchebnoe posobie [The use of gaming technologies in the educational environment of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Study guide]. M.: Akademiya upravleniya Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii Publ., 2021, 80 p. (in Russian)
11. 11. Mal'ceva T.V., Ul'yanova I.V., Mihajlova V.K., Russkova YU.N., Rodin V.F. Interaktivnye tekhnologii obucheniya kak sredstvo formirovaniya professional'nyh kompetencij u kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii: monografiya [Interactive learning technologies as a means of forming professional competencies among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia: monograph]. Ryazan': IP Konyahin A.V. Publ., 2018, 260 p. (in Russian)
12. 12. Mihaleva I.S. Gejmifikaciya v formirovanii professional'noj otvetstvennosti u kursantov vedomstvennyh vuzov [Gamification in the formation of professional responsibility among cadets of departmental universities]. Obrazovanie i obshchestvo [Education and society], 2022, no. 4 (135), pp. 95-102. (in Russian)
13. 13. Patrakov V.E. Sblizhenie igry i trudovogo povedeniya v usloviyah cifrovizacii obshchestva [Convergence of play and work behavior in the context of digitalization of society]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika [Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2021, Tom 27. no. 1, pp. 24-31. (in Russian)
14. 14. Polyakov R.I. Usloviya dlya razvitiya informacionnyh kompetencij pedagogov v obshcheobrazovatel'noj organizacii [Conditions for the development of information competencies of teachers in a general education organization]. Vestnik pedagogicheskih nauk [Bulletin of Pedagogical Sciences], 2023, no. 8, pp. 252-257. (in Russian)
15. 15. Prokof'ev O.V., Semochkina I.YU. Kompetencii cifrovoj gigieny v vysshem tekhnicheskom obrazovanii [Digital hygiene competencies in higher technical education]. Sovremennye informacionnye tekhnologii [Modern information technologies], 2019, no. 29, pp. 83-87. (in Russian)
16. 16. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.04.2021 № 1138-r (red. ot 27.05.2023) «O Koncepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» [Decree of the Government of the Russian Federation dated 04/29/2021 No. 1138-r (ed. dated 05/27/2023) "On the Concept of development of the penal enforcement system of the Russian Federation for the period up to 2030"]. http://www.consultant.ru/ (accessed 11 May 2024). (in Russian)
17. 17. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2024 № 309 «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda i na perspektivu do 2036 goda» [Decree of the President of the Russian Federation dated 05/07/2024 No. 309 "On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030 and for the future up to 2036"]. http://www.consultant.ru/ (accessed 07 May 2024). (in Russian)
18. 18. Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203 «O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017 – 2030 gody» [Decree of the President of the Russian Federation dated 05/9/2017 No. 203 "On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030"] http://www.consultant.ru/ (accessed 07 May 2024). (in Russian)