В статье рассмотрены основные направления формирования цифровой компетентности сотрудников ФСИН России в условиях информационного общества. Выделены, в обобщенном виде, основные цифровые компетенции сотрудников уголовно-исполнительной системы, составляющие основу профессиональной цифровой компетентности: умение применять в практической деятельности современные информационные технологии, цифровые средства и цифровые инструменты для достижения профессиональных задач; умение работать с информацией (поиск, систематизация, передача); навыки работы с цифровыми данными в специализированных информационных системах; умения и навыки работы с программным обеспечением, техническими средствами на рабочих местах; умение обобщать, анализировать и наглядно представлять результаты работы, при необходимости, в электронном виде и др. Основными направлениями работы по формированию цифровой компетентности у сотрудников ФСИН России могут выступить непосредственное знакомство с передовыми научно-техническими наработками как на общих, так и на специальных учебных дисциплинах по направлениям и специальностям подготовки; проведение мероприятий учебно-воспитательного характера с приглашением профильных специалистов по вопросам внедрения и использования информационных технологий; участие обучающихся в специализированных научно-практических конференциях и семинарах; просветительские мероприятия по вопросам соблюдения цифровой гигиены и цифрового этикета; использование геймификации как современного метода обучения и специальных обучающих цифровых платформ; проведение практических занятий с различными информационными системами справочно-поискового характера, телекоммуникационными сетями, электронными базами данных, программным обеспечением офисной направленности. Подчеркивается необходимость учитывать постоянное изменение и дополнение содержания цифровых компетенций, исходя из потребностей служебной деятельности в условиях развития цифровой экономики и создавать условия и предпосылки для развития непрерывного профессионального образования специалистов, когда «приращение» профессиональной цифровой компетентности реализуется на плановой основе: не только при получении высшего образования, но и в дальнейшем, в динамике выполнения служебной деятельности сотрудниками ФСИН России.
цифровая компетентность, цифровые компетенции, информационные технологии, цифровая трансформация, информационное общество
Введение. Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 года № 1138-р, цифровая трансформация и научно-технологическое развитие уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) является приоритетным направлением в условиях цифровой трансформации науки, образования и производства. И в данном ключе – необходимости внедрения цифровых технологий фактически во все сферы деятельности учреждений и органов УИС в условиях цифровой экономики – предусматривается обязательное создание методологического и технологического основания для формирования профессиональных компетенций у сотрудников УИС, причем это значимо как для работающих специалистов (проходящих службу в УИС), так и для тех обучающихся (студентов, курсантов, слушателей), которые в настоящее время получают высшее или дополнительное профессиональное образование в образовательных организациях высшего образования ФСИН России [16].
Более того, следует подчеркнуть, что, согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», в современном российском обществе сейчас ставятся приоритетные акценты на развитии цифровой трансформации государственного и муниципального управления, достижении цифровой зрелости ключевых отраслей национальной экономики и социальной сферы, а если посмотреть еще более глобально и на перспективу – формирование и претворение в жизнь национального проекта по развитию цифровой экономики данных и цифровой трансформации государства [17]. И, согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, в условиях становления цифрового общества, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан, сформированность профессиональной цифровой компетентности обеспечивает, по сути, профессионально-личностную реализацию специалистов в различных видах профессиональной деятельности и качество жизни в целом [18].
Содержание предыдущих исследований, описание выявленных противоречий. Важно подчеркнуть, что те изменения, которые происходят на сегодняшний день в российском обществе и которые обусловлены социально-экономическими преобразованиями в сфере цифровой экономики, повсеместным внедрением информационных технологий в различные виды учебной и профессиональной деятельности, напрямую отражаются на образовательной деятельности в принципе и позволяют реализовывать и видоизменять модели взаимодействия субъектов образовательного процесса, дополняя тем самым традиционные форматы образования в контексте формирования и развития профессиональной (а сейчас уже и цифровой) компетентности у ее участников.
Рассматривая направления формирования цифровой компетентности у сотрудников ФСИН России в условиях цифровой трансформации, тезисно отметим следующие некоторые аспекты.
В широком плане понятие «профессиональная компетентность», – а в условиях цифровой трансформации можно с уверенностью говорить о цифровой компетентности – используется не только в педагогике и в образовательной деятельности, но и в других отраслях: в психологии профессиональной деятельности, экономике труда, методологии профессионального образования и др. Обобщая различные определения профессиональной компетентности, можно сказать, что компетентность подразумевает определенное качество подготовки обучающего, а в контексте выполнения профессиональной деятельности – профессиональный задел выполнения трудовых операций для достижения успешности и результативности труда. В настоящее время, на теоретико-методологическом уровне, идет переосмысление понятия «цифровая компетентность» и его взаимосвязь с профессиональной компетентностью личности специалиста. В условиях информационного общества приоритетное значение приобретает готовность специалиста к освоению информационных (цифровых) технологий для их использования в повседневной служебной деятельности и при выполнении трудовых операций в различных видах труда на различных должностях. В этом смысле цифровая компетентность подразумевает готовность и способность специалиста к использованию цифровых компетенций как в учебной (при получении образовании, в рамках повышения квалификации), так и в профессиональной (служебной) деятельности. При этом важно осознавать, что чем раньше будут успешно сформированы те или иные цифровые компетенции, тем более быстро они перенесутся в уже выполняемую профессиональную деятельность с определенным заделом на результативность в труде и в профессии в целом [1, 3].
На сегодняшний день можно выделить, в обобщенном виде, следующие цифровые компетенции сотрудников уголовно-исполнительной системы, составляющие основу профессиональной цифровой компетентности: умение применять в практической деятельности современные информационные технологии, цифровые средства и цифровые инструменты для достижения профессиональных задач; умение работать с информацией (поиск, систематизация, передача); навыки работы с цифровыми данными в специализированных информационных системах; умения и навыки работы с программным обеспечением, техническими средствами на рабочих местах; умение обобщать, анализировать и наглядно представлять результаты работы, при необходимости, в электронном виде (в виде таблиц, графиков, диаграмм, презентаций и т.п.); умение осуществлять цифровую профессиональную коммуникацию в информационном пространстве с коллегами для решения служебных задач; владение навыками информационной безопасности. Собственно, формирование и закрепление компонентов цифровой компетентности реализуется в рамках образовательного процесса путем выполнения практических заданий с помощью информационных технологий. К таким заданиям можно отнести работу с различными информационными системами справочно-поискового характера, телекоммуникационными сетями, электронными базами данных, программным обеспечением офисной направленности [2, 6].
В условиях цифровой трансформации формирование новых профессиональных цифровых компетенций значимо не только для обучающихся (студентов, курсантов, слушателей программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки), но для самих педагогов, задействованных в образовательном процессе. В широком смысле необходимый уровень сформированности цифровой компетентности у педагогов обеспечивает движение цифровой трансформации в науке и образовании. Повышение качества цифровой культуры педагога, как показывает образовательная практика, связано с умением владеть современными программными средствами, обеспечением информационного взаимодействия с обучающимися в электронной информационно-образовательной среде вуза, составлением отчетов в различных информационных системах, развития навыков совместного использования цифровых образовательных ресурсов [1, 14].
С формированием цифровой компетентности тесно связано и формирование цифровой культуры не только у сотрудников ФСИН России, но и у обучающихся в образовательных организациях высшего образования других силовых ведомств. Проведенное экспресс-анкетирование понимания значимости цифровой культуры и цифровой компетентности среди курсантов, обучающихся в образовательных организациях МВД России в 2023 году, показало, что, несмотря на существующий тренд цифровой трансформации в обществе, повсеместное развитие интернета и социальных сетей, информатизацию различных сфер учебной и профессиональной деятельности, у молодого поколения пока: существует недостаточная осведомленность знаний в сфере цифровых изменений в обществе и неясное представление об этом для выполнения будущей служебной деятельности; трудности практического характера при взаимодействии с цифровыми средствами в ходе учебного процесса; недостаточно сформированное критическое отношение к получаемой информации из внешних информационных источников; недооцененность значимости использования информационных технологий для выполнения практических задач будущей служебной деятельности. Подчеркивается, что основными направлениями работы, в контексте формирования цифровой компетентности, могут выступать непосредственное знакомство с передовыми научно-техническими наработками как на общих, так и на специальных учебных дисциплинах по направлениям и специальностям подготовки (например, «Специальная техника», «Криминалистика», «Профилактика угроз в киберпространстве», «Основы искусственного интеллекта и защиты информации» и др.), проведение мероприятий учебно-воспитательного характера с приглашением профильных специалистов по вопросам внедрения и использования информационных технологий, участие обучающихся в специализированных научно-практических конференциях и семинарах [4].
В контексте формирования цифровой компетентности у сотрудников ФСИН России важное значение приобретают вопросы цифровой гигиены и цифрового этикета. И в данном случае уместно отметить два основных аспекта в понимании цифровой гигиены в информационном обществе. С одной стороны, цифровая гигиена понимается многими специалистами как понятие, связанное с соблюдением мер информационной безопасности и профессионального информационного этикета при коммуникации с коллегами и другими группами лиц в цифровой среде. Соответствующее служебное поведение, с позиций соблюдения цифровой гигиены, в рамках информационного взаимодействия, позволяет обеспечивать не только личную безопасность в цифровом пространстве, но также и защиту различных информационных ресурсов ФСИН России [5, 9]. С другой стороны, цифровая гигиена понимается и в контексте выполнения профессиональной служебной деятельности, сохранения профессионального здоровья специалиста, обеспечения качества его жизни в информационном обществе и, таким образом, может представлять собой совокупность знаний о влиянии информации и цифровой трансформации на здоровье сотрудника в профессии, состояние его психологического, физического, социального благополучия [15].
Нельзя не отметить, что в настоящее время, в условиях постиндустриального общества, можно выделить определенные тенденции развития сферы профессионального труда и трансформации моделей занятости, связанные с распространением информационных технологий, глобализацией трудовой деятельности, развитием цифровой экономики знаний. Основные тенденции заключаются в достаточно быстром внедрении информационных технологий в различные сферы и области профессиональной практики; виртуальной составляющей в трудовой занятости; уменьшении доли физического труда на основе автоматизации многих процессов; усложнении некоторых видов профессиональной деятельности; автономности профессиональной деятельности, наличии пересекающихся трудовых функций, действий и операций в различных видах профессиональной деятельности; направленности на оценку результативности выполняемой профессиональной деятельности; сближении игровой и трудовой форм деятельности [13]. Отметим, что использование игровых технологий в образовательной практике ведомственных образовательных организаций реализуется в последнее время на регулярной основе, в соответствии с учебными планами для формирования компонентов профессиональной компетентности. Игровые технологии позволяют активизировать самостоятельность мыслительной деятельности обучающихся, подойти нестандартно к решению практических задач, которые могут возникнуть в ходе выполнения будущей служебной деятельности и позволяют раскрывать дополнительные учебные аспекты формирования профессиональных компетенций – от получения необходимых навыков в завершенной игре до ее полного осмысления [10, 11]. Например, в учебном процессе образовательных организаций ФСИН России используется геймификация как современный метод обучения с использованием специальных игровых обучающих цифровых платформ, которые позволяет участником образовательного процесса интерактивно взаимодействовать в специальной информационной среде [7, 8, 12].
Выводы. Сегодня, в складывающемся информационном обществе, вопросы формирования цифровой компетентности для сотрудников ФСИН России представляются более чем актуальными. Использование, в широком смысле, информационных технологий в образовательной практике дополняет и видоизменяет традиционные методы учебного взаимодействия для достижения целей обучения по учебным дисциплинам. Полагая, что цифровая трансформация носит опережающий характер, для выполнения успешной профессиональной деятельности значимо освоение новых цифровых компетенций, обеспечивающих успешное информационное взаимодействие в образовательной практике и в профессии. Конечно, необходимо постоянно учитывать постоянное изменение и дополнение содержания цифровых компетенций, исходя из потребностей служебной деятельности в условиях развития цифровой экономики и в этом плане необходимо создавать условия и предпосылки для развития непрерывного профессионального образования специалистов («концепция обучения – через всю жизнь»), когда «приращение» профессиональной цифровой компетентности реализуется на плановой основе: не только при получении высшего образования, но и в дальнейшем, в динамике выполнения служебной деятельности.
1. Антоновский А.В., Зыбин Д.Г., Чураков Д.Ю., Дуров В.А. Цифровизация и формирование цифровой культуры сотрудников ФСИН России: монография. Тверь: Научно-исследовательский институт информационных технологий ФСИН России, 2023. 134 с.
2. Борисов С.А., Асапов А.М. Развитие цифровых компетенций как источник повышения квалификации персонала / Актуальные вопросы управления персоналом. Сборник научных статей IV Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции, Москва, 2-6 декабря 2022 года. М.: ООО «Эдельвейс», 2023. Том 2. С. 43-48.
3. Вахнина В.В. Формирование цифровых компетенций руководителей органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовки / Преступление, наказание, исправление. Сборник тезисов выступлений и докладов участников V Международного пенитенциарного форума, приуроченного к проведению в 2021 году в Российской Федерации года науки и технологий, Рязань, 17-19 ноября 2021 года. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. С. 141-144.
4. Гагарина П.А. Обоснование необходимости формирования цифровой культуры ведомственных образовательных организаций МВД России (результаты пилотажного исследования) // Прикладная психология и педагогика. 2024. Том 9. № 1. С. 118-125.
5. Гусев В.А. Цифровая гигиена VS. Киберпреступность // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Том 27. № 1 (88). С. 102-108.
6. Карабанов Р.М. Вопросы формирования цифровых компетенций будущих специалистов уголовно-исполнительных инспекций // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2024. № 3 (262). С. 37-44.
7. Кириллова Т.В. Патриотическое воспитание курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказания с применением игровых технологий. Материалы VI Международного пенитенциарного форума, приуроченного к 30-летию со дня принятия Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», Рязань, 15-17 ноября 2023 года. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2023. С. 234-239
8. Косарев К.В. Геймификация в рамках преподавания юридических дисциплин курсантам образовательных организаций ФСИН России // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики. Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции, Новокузнецк, 20-21 октября 2021 года. Новокузнецк: Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. С. 248-250.
9. Кузнецова К.А., Калач А.В. Обеспечение безопасности сервисов государственных информационных систем в экстремальных условиях / Российское общество и государство на современном этапе. Сборник научных трудов комплекса научных мероприятий, Владимир, 24-28 апреля 2023 года. Владимир: Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2023. Том 3. С. 67-70.
10. Мальцева Т.В., Боева О.М., Макаренко Ю.Б. Использование игровых технологий в образовательной среде Академии управления МВД России: учебное пособие. М.: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. 80 с.
11. Мальцева Т.В., Ульянова И.В., Михайлова В.К., Русскова Ю.Н., Родин В.Ф. Интерактивные технологии обучения как средство формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России: монография. Рязань: ИП Коняхин А.В., 2018. 260 с.
12. Михалева И.С. Геймификация в формировании профессиональной ответственности у курсантов ведомственных вузов // Образование и общество. 2022. № 4 (135). С. 95-102.
13. Патраков В.Э. Сближение игры и трудового поведения в условиях цифровизации общества // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Том 27. № 1. С. 24-31.
14. Поляков Р.И. Условия для развития информационных компетенций педагогов в общеобразовательной организации // Вестник педагогических наук. 2023. № 8. С. 252-257.
15. Прокофьев О.В., Семочкина И.Ю. Компетенции цифровой гигиены в высшем техническом образовании // Современные информационные технологии. 2019. № 29. С. 83-87.
16. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р (ред. от 27.05.2023) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.05.2024).
17. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 07.05.2024).
18. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 07.05.2024).