EXPLORING OF THE RELATIONSHIP AGGRESSIVE BEHAVIOR AND PROPENSITY TO BULLYING IN ADOLESCENTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article is devoted to the study of a current phenomenon of modern psychology - aggressiveness, which can take different forms from physical violence to hidden verbal insults. The purpose of this study is to identify the characteristics of aggressive behavior of adolescents in the context of their tendency to engage in bullying. The sample consisted of 50 teenagers, of which 29 were girls and 21 boys, students of a rural school in the district center of the Altai Territory. The study was carried out using a questionnaire for the study of aggressiveness (A. Bass and A. Darkie), a questionnaire for the level of aggressiveness (A. Bass and M. Perry), an aggressiveness test (L.G. Pochebut), and the method “Identification of the bullying structure” (E. G. Norkina). Bullying structures were identified and the relationships between each structure and manifestations of aggressiveness were determined. The conducted mathematical and statistical analysis using the determination of the arithmetic mean deviation, the Spearman correlation coefficient, and the Wilcoxon T-test coefficient showed significant differences in the characteristics and degree of manifestation of aggressiveness before and after the correctional and developmental training program with adolescents. Based on the results obtained, correctional and developmental training was developed and conducted, which helped reduce the manifestations of aggression and hostility among adolescents. The results obtained can be applied to provide psychological support to adolescents of various bullying structures in educational organizations.

Keywords:
aggressiveness, bullying, bullying structure, initiators-bullers
Text

Введение

Агрессивность как психологическое явление на протяжении многих лет является предметом исследований и дискуссий. Агрессивность может принимать различные формы, от физического насилия до скрытых словесных оскорблений, может быть направлена против отдельных лиц или групп. Агрессия в подростковом возрасте все чаще представляет реальную угрозу асоциального поведения, направленного против себя, других, образовательного учреждения [1, 6, 13]. Влияние сверстников может играть значительную роль в проявлении агрессии у подростков. Понимание роли социальных и средовых факторов в развитии агрессии может помочь в создании более эффективных программ профилактики агрессивного поведения в образовательных организациях.

Психоаналитическая теория предполагает, что детские переживания играют решающую роль в формировании отношения человека к агрессивности. Дети могут испытывать фрустрацию, разочарование и гнев, когда их потребности не удовлетворяются, и они могут научиться выражать эти эмоции через агрессивное поведение [9]. Если родители или педагоги реагируют на агрессию ребенка наказанием или отказом, ребенок может научиться подавлять свои агрессивные импульсы или выражать их более тонкими способами. Если родители или педагоги реагируют с сочувствием, пониманием и руководством, ребенок может научиться регулировать импульсы агрессии и выражать их более конструктивно.

Изучая психологические корни агрессивности и развивая понимание ее проявлений, З. Фрейд предположил, что существует два основных типа агрессивности: первичная и вторичная [9]. Первичная агрессивность – это врожденная, инстинктивная форма агрессии, возникающая из Ид, человек неразборчив, импульсивен, стремится разрядить эту энергию. Вторичная агрессивность, является усвоенной формой агрессии, которая возникает из-за разочарования, унижения или других переживаний. Она более преднамеренная и стратегическая, и она стремится защитить Эго от угроз или утвердить свое господство, но возможно научиться регулировать признаки агрессии и проявлять их более конструктивно [9].

Бихевиористский подход предполагает, что агрессивному поведению обучаются с помощью факторов окружающей среды посредством оперантного обусловливания, поощрения и наказания. Классическое обусловливание – это процесс обучения, в котором нейтральный стимул ассоциируется со стимулом, вызывающим реакцию [6]. В контексте агрессивности классическое обусловливание может помочь объяснить, почему некоторые люди могут проявлять агрессию в определенных ситуациях. Например, если человек неоднократно подвергался нападению со стороны определенного типа людей, он может начать ассоциировать этого человека с чувством страха или гнева. В конце концов, само присутствие этого человека может вызвать агрессивную реакцию. Однако важно отметить, что наказание может иметь непреднамеренные негативные последствия, такие как повышенная агрессия и обидчивость [5, 6, 7, 11].

Эволюционно-генетический подход, теория инстинктов рассматривают агрессию как инстинктивную форму поведения для адаптации к среде, выживания, сохранения жизни [7]. Теория фрустрации агрессии предполагает, что агрессия является результатом фрустрации, которая возникает, когда цели или желания человека нарушаются или блокируются. Согласно этой теории, чем больше фрустрация, тем больше вероятность агрессивного поведения [13].

Существуют классификация агрессии по мотивации, которая выделяет агрессию из-за причин внутри личности, такие как гнев, страх или зависть, и агрессию из-за внешних причин, таких как социальная дискриминация или конкуренция. Классификация Т.Г. Румянцевой [8] основывается на психоаналитической теории и выделяет три типа агрессии: невротическую, оборонительную и реактивную. Невротическая агрессия возникает из-за внутренних конфликтов и неудовлетворенности личности, оборонительная агрессия направлена на защиту личности от реальной или воображаемой угрозы, а реактивная агрессия возникает в ответ на действия других людей. Классификация А.А. Реана [7] выделяет три основных типа агрессии: физическую, вербальную и пассивно-агрессивную. Физическая агрессия проявляется в физическом насилии, вербальная – в оскорблениях и угрозах, а пассивно-агрессивная – в пассивном сопротивлении и манипуляции.

Таким образом, агрессию можно представить как «определенное психическое состояние, особое отношение к людям, свойство личности или темперамента. Понятно, что в том или ином категориальном контексте агрессия различает разные стороны, грани, нюансы, … показывает много порядков, многомерность, разновидности, другими словами – гетерогенность» [6, с. 84].

Агрессивное поведение является распространенным проявлением в подростковом возрасте, так как молодые люди переживают множество физиологических и психологических изменений в своей жизни, чувство взрослости, более сильные эмоции в социальном взаимодействиями.

D. Olweus [14] дал понятие травли, «буллинга», выделил критерии: деструктивность систематичность, сознательность травли, неравенство между обидчиком и жертвой. Ю.Е. Шабышева [12] выделяет роли, которые могут занимать подростки в буллинге: инициаторы-буллеры, защитники жертвы, жертвы, наблюдатели. Несмотря на все разнообразие мнений о буллинг-структуре есть типы, наблюдающиеся во всех классификациях – это жертва и буллер.

Отсутствие наказания и влияния на прекращение агрессии со стороны окружающих только усугубляет положение жертвы, подверженной буллингу, когда она нуждается в поддержке, а отсутствие действий со стороны наблюдателей для прекращения травли создают впечатление, что они поддерживают буллера. Поэтому для прекращения действующего буллинга необходимо вовремя выявить потенциальную жертву и буллера и построить план работы с ними, а также провести профилактическую работу и с другими участниками (наблюдателями и помощниками) [3, 11].

Целью данного исследования: выявление особенностей агрессивного поведения подростков в контексте их склонности к проявлению буллинга.

Объект исследования: агрессивное поведение подростков.

Предмет исследования: агрессивное поведение подростков в контексте склонности к проявлению буллинга.

 

Методики исследования

. Выборку исследования составили 50 подростков 16-17 лет, из них 29 девочек и 21 мальчик, учащиеся сельской школы районного центра Алтайского края.

Исследование осуществлялось с помощью стандартизированных методик: опросник исследования агрессивности (А. Басс и А. Дарки) [10], опросник уровня агрессивности (А. Басс и М. Перри) [2], тест агрессивности (Л.Г. Почебут) [5], методика «Выявление буллинг-структуры» (Е. Г. Норкина) [4].

Математико-статистическая обработка данных (определение среднего арифметического отклонения, Т-критерия Вилкоксона, коэффициента корреляции Спирмена) проводилась при помощи компьютерной программы IBM SPSS Statistics Version 23.0.

Результаты эксперимента

Результаты по методике «Выявление буллинг-структуры» (Е. Г. Норкина) свидетельствуют о повышенных показателях «наблюдатель» (7,5±2,9) и «инициатор» (6,8±3,6) в исследуемой группе подростков. В изучаемых классах выявлено значительное количество учеников, которые не принимают непосредственного участия в буллинге, но являются пассивными наблюдателями за поведением жертвы, и учеников, которые активно инициируют агрессивное поведение по отношению к другим. Средние показатели распределения выявленных структур на рисунке 1.

Рисунок 1. Средние результаты диагностики по методике «Выявление буллинг-структуры» (Е. Г. Норкина) (n = 50)

 

Для выявления взаимосвязи между агрессивными проявлениями и склонностью к буллингу подростков была проведена обработка результатов по всем методикам при помощи коэффициента корреляции Спирмена. Достоверно значимые взаимосвязи были получены по трем буллинг-структурам, характерные для всех трех особенности представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 Результаты корреляционного анализа булинг-структур и шкал методик, изучающих агрессивность и значимых для трех структур

 

Проявления агрессии

 

Инициатор

Помощник

Наблюдатель

Индекс агрессии

R

0,891(**)

0,827(**)

0,808(**)

р

0,000

0,000

0,000

Индекс враждебности

R

0,765(**)

0,367(**)

0,351(*)

р

0,000

0,009

0,012

Физическая агрессия

R

0,765(**)

0,367(**)

0,351(*)

р

0,000

0,009

0,012

Гнев

R

0,877(**)

0,458(**)

0,415(**)

р

0,000

0,001

0,003

Враждебность

R

0,698(**)

0,986(**)

1,000(**)

р

0,000

0,000

0,000

Агрессивность

R

0,984(**)

0,729(**)

0,701(**)

р

0,000

0,000

0,000

Вербальная агрессия

R

0,661(**)

0,942(**)

0,982(**)

р

0,000

0,000

0,000

Физическая агрессия

R

0,889(**)

0,840(**)

0,823(**)

р

0,000

0,000

0,000

Предметная агрессия

R

0,578(**)

0,560(**)

0,555(**)

р

0,000

0,000

0,000

Эмоциональная агрессия

R

0,476(**)

0,602(**)

0,616(**)

р

0,000

0,000

0,000

Самоагрессия

R

0,664(**)

0,283(*)

р

0,000

0,046

Общая шкала агрессивности

R

0,855(**)

0,823(**)

0,828(**)

р

0,000

0,000

0,000

Обозначения: значимые взаимосвязи: ** - корреляция значима на уровне 0.01, * -  корреляция значима на уровне 0.05)

 

В результате корреляционного анализа были выявлены тесные положительные взаимосвязи между структурой «инициатор буллинга» и такими  шкалами методик, как «индекс агрессии» (R = 0,891 при р = 0,000), «индекс враждебности» (R = 0,765 при р = 0,000), «физическая агрессия» (R = 0,765 при р = 0,000), «гнев» (R = 0,877 при р = 0,000), «враждебность» (R = 0,698 при р = 0,000), «агрессивность» (R = 0,984 при р = 0,000), «вербальная агрессия» (R = 0,661 при р = 0,000), «физическая агрессия» (R = 0,889 при р = 0,000), «предметная агрессия» (R = 0,578 при р = 0,000), «самоагрессия» (R = 0,664 при р = 0,000), «общая шкала агрессивности» (R = 0,855 при р = 0,000). Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о наличии сильной и значимой положительной взаимосвязи между типом «инициатор буллинга» и различными проявлениями агрессивного поведения. Это указывает, что подростки, которые склонны инициировать буллинг, с большей вероятностью будут демонстрировать агрессивное поведение в различных аспектах, включая физическую, вербальную, эмоциональную и направленную на себя агрессию. Кроме того, существует тесная связь между типом «инициатор буллинга» и общей склонностью к агрессии.

Отмечена значимая положительная взаимосвязь между структурой «помощник инициатора буллинга» и следующими шкалами, отражающими проявлениями агрессивного поведения: «индекс агрессии» (R = 0,827 при р = 0,000), «враждебность» (R = 0,986 при р = 0,000), «агрессивность» (R = 0,729 при р = 0,000), «вербальная агрессия» (R = 0,942 при р = 0,000), «физическая агрессия» (R = 0,840 при р = 0,000), «предметная агрессия» (R = 0,560 при р = 0,000), «эмоциональная агрессия» (R = 0,602 при р = 0,000), «общая шкала агрессивности» (R = 0,823 при р = 0,000). Результаты показывают, что тип «помощника буллинга» тесно связан с агрессивными формами поведением.

Корреляционный анализ позволил выявить значимые положительные взаимосвязи между структурой «наблюдатель буллинга» и такими проявления агрессивного поведения, как «индекс агрессии» (R = 0,808 при р = 0,000), «враждебность» (R = 1,000 при р = 0,000), «агрессивность» (R = 0,701 при р = 0,000), «вербальная агрессия» (R = 0,982 при р = 0,000), «физическая агрессия» (R = 0,823 при р = 0,000), «предметная агрессия» (R = 0,555 при р = 0,000), «эмоциональная агрессия» (R = 0,616 при р = 0,000), «общая шкала агрессивности» (R = 0,828 при р = 0,000).

На основе полученных результатов из трех буллинг-структур психологом была выделена группа подростков с повышенными показателями агрессивности (18 подростков). На основе рекомендаций Ж. Б. Алексеевой [1], Т.Г. Бобченко [7], И. В. Грюнберг [17], Н. А. Илларионовой [22], В. А. Казакова [24], С. С. Осинцевой [40], Т. Н. Павлычевой [41], Л. А. Рассудовой [45], В. Н. Фомочкиной [57], А. В. Фунтиковой [60] был разработан и проведен коррекционно-развивающий тренинг.

Цель тренинга: создание психологических условий для снижения агрессивности подростков. Задачи тренинга: развитие навыков эмоциональной саморегуляции, навыков конструктивного решения конфликтов, навыков эмоционального интеллекта; снижение уровня физической, вербальной, предметной агрессии, проявлений буллинга среди участников тренинга.

Содержание тренинга включало темы:

Знакомство (знакомство участников тренинга, формулирование целей, задач тренинга; обсуждение проблемы агрессии, ее последствий; рассмотрение проявлений и форм агрессии).

Работа с эмоциями (понимание эмоций, их проявления и влияния на поведение, основы эмоционального интеллекта).

Управление эмоциями (обучение методам эмоциональной саморегуляции).

Навыки эффективного общения (обучение навыкам конструктивного решения конфликтов).

Физическая агрессия (изучение причин и последствий физической агрессии, тренировка навыков контроля своих эмоций в конфликтных ситуациях).

Вербальная агрессия (изучение причин и последствий вербальной агрессии, тренировка навыков эффективного общения и управления своими эмоциями в конфликтных ситуациях).

Буллинг в школе (рассмотрение причин и последствий буллинга, обучение навыкам защиты от буллинга и управления своими эмоциями в конфликтных ситуациях).

Климат в моем коллективе (обсуждение изменений в поведении участников тренинга, закрепление полученных навыков и знаний, планирование дальнейших действий для снижения личной и групповой агрессивности и поддержание позитивных результатов).

Было проведено 10 занятий, время варьировалось 1,2 – 1,5 часа. Во всех занятиях принимали участие подростки, которые показали повышенные результаты агрессивности.

После реализации тренинга было проведено повторное исследование агрессивности у подростков, отобранных по результатам констатирующего исследования, и принимавших участие в тренинге, по тем же методикам (опросник исследования агрессивности (А. Басс и А. Дарки), опросник уровня агрессивности (А. Басс и М. Перри), тест агрессивности (Л.Г. Почебут), методика «Выявление буллинг-структуры» (Е. Г. Норкина)) с разницей в четыре месяца. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что после реализации коррекционно-развивающего тренинга все показатели агрессивности подростков значимо снизились. Коррекционно-развивающий тренинг способствовал снижению проявлений агрессии и враждебности подростков.

Для выявления различий в показателях агрессивности подростков до и после реализации коррекционно-развивающего тренинга была проведена математико-статистическая обработка результатов при помощи Т-критерия Вилкоксона (таблица 2).

 

Таблица 2. Расчет Т-критерия Вилкоксона

Показатели

Т-критерий

Уровень значимости

Физическая агрессия

-3,736

0,001

Косвенная агрессия

-2,114

0,035

Склонность к раздражению

-3,103

0,002

Негативизм

-2,860

0,004

Обида

-2,502

0,012

Подозрительность

-2,238

0,025

Вербальная агрессия

-3,635

0,001

Чувство вины

-1,058

0,290

Индекс агрессии

-3,731

0,001

Индекс враждебности

-2,875

0,004

Физическая агрессия

-2,845

0,004

Гнев

-3,103

0,002

Враждебность

-3,627

0,001

Общий показатель

-3,724

0,001

Вербальная агрессия

-3,660

0,001

Физическая агрессия

-3,817

0,001

Предметная агрессия

-3,564

0,001

Эмоциональная агрессия

-2,860

0,004

Самоагрессия

-2,502

0,012

Общая шкала агрессивности

-3,730

0,001

 

В результате математико-статистической обработки полученных результатов было определено, что сдвиг показателей агрессивности после реализации коррекционно-развивающего тренинга является значимым и не случайным, так как зафиксированы достоверные различия по всем показателям кроме «чувства вины» (Т = -1,058 при р = 0,290). Следовательно, составленный по результатам исследования и реализованный психологом тренинг является эффективным средством по оптимизации показателей агрессивности у сельских подростков и снижению агрессивности буллинг-структур.

Обсуждение результатов

Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме буллнга показал, что проблема буллинга является достаточно изученной, но интерес к ней не угасает, в связи в высокой практической значимостью тематики [4, 11, 12, 14]. Одной из основных причин, которые могут способствовать буллингу в подростковом возрасте, является давление со стороны сверстников. Подростки часто чувствуют необходимость соответствовать ожиданиям своих сверстников и могут прибегать к агрессивному поведению, чтобы соответствовать группе или получить желаемый социальный статус. Другой причиной является отсутствие родительского руководства или надзора. Подростки, которые не находятся под надлежащим контролем своих родителей, более склонны к агрессивному поведению [11].

Результат действия буллинга, как формы насилия, влияет на всех, кто в нем задействован. Наибольшее негативное влияние оказывается прежде всего на жертву, в результате чего возможны психические расстройства, отчужденность и склонность к суицидальным действиям. Своевременная реакция на выявление и предотвращение буллинга способствует благоприятному психологическому климату в коллективе, снижению развитие негативных последствий для психического и физического здоровья подростка.

Проведенное эмпирическое исследование выявило, что значительное количество учащихся задействованы в процессе агрессивных действий.

Полученные результаты свидетельствуют о наличии тесных положительных взаимосвязей между тремя буллинг-структурами (инициатор, помощник, наблюдатель) по проявлению физических, предметных, эмоциональных форм агрессивности и враждебности, все корреляции сильные и значимые.

Результаты указывают также на то, что буллинг в исследуемых классах связан с более высоким уровнем агрессивного поведения, поскольку включает сильную и значимую взаимосвязь трех из пяти структур буллинга, (инициатор, помощник инициатора, наблюдатель) со шкалами индекс агрессии, индекс враждебности, физическая агрессия, враждебность, агрессивность, вербальная агрессия, эмоциональная агрессия, предметная агрессия и общая шкала агрессивности.

Отсюда необходимость вмешательств, направленных на снижение буллинга, создание психологически безопасной среды для учащихся. Возможность профилактики и преодоления буллинга в образовательной среде отмечается и в научной литературе [11].

Был разработан коррекционно-развивающий тренинг, после реализации которого все показатели агрессивности подростков значимо снизились. Коррекционно-развивающий тренинг способствовал снижению проявлений агрессии и враждебности подростков.

Выводы:

В изучаемой группе подростков выявлены не только жертвы, но и значительное количество учеников, которые являются пассивными наблюдателями за поведением жертвы и не принимают непосредственного участия в буллинге, а также группа учеников, которые активно инициируют агрессивное поведение по отношению к другим.

Выделенные группы подростков (склонны инициировать буллинг, помощники буллинга, наблюдатели буллинга) с большей вероятностью будут демонстрировать агрессивное поведение в различных аспектах, включая физическую, вербальную, эмоциональную и направленную на себя агрессию.

Зная закономерности и причины агрессивного поведения, факторы риска в конкретном коллективе подростков, возможно успешно разрабатывать целенаправленные психологические интервенции для предотвращения или снижения агрессии у подростков. Создавая профилактические, коррекционно-развивающие программы тренингов, поощряющие позитивные отношения со сверстниками и препятствующие негативному влиянию сверстников, психологи могут снизить риск агрессивного поведения у подростков в образовательной организации.

References

1. Volkova T.G. Samosoznanie viktimnoy lichnosti starsheklassnika (nauchnaya monografiya) [Self-awareness of a victimized personality of a high school student (scientific monograph)] Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2014. 174 pp. ISBN 978-5-7904-1732-0 (in Russian)

2. Enikolopov S.N., Cibul'skiy N.P. Psihometricheskiy analiz russkoyazychnoy versii Oprosnika diagnostiki agressii [Psychometric analysis of the Russian version of the Aggression Diagnostic Questionnaire] A. Bassa i M. Perri // Psihologicheskiy zhurnal. 2007. T. 28, № 1. pp. 115-124.(in Russian)

3. Matvienko S.V. Bulling kak social'no-psihologicheskaya problema [Bullying as a socio-psychological problem // Bulletin of Science and Education] // Vestnik nauki i obrazovaniya [Bullying as a socio-psychological problem // Bulletin of Science and Education] 2018. № 3(39). pp. 61-64.(in Russian)

4. Norkina E. G. Metodika na vyyavlenie «Bulling-struktury» // Tavricheskiy nauchnyy obozrevatel' [Methodology for identifying the “Bullying structure” // Tauride Scientific Observer] 2016. № 3(8). pp. 170-174.(in Russian)

5. Pochebut L. G. Kross-kul'turnaya i etnicheskaya psihologiya. [Cross-cultural and ethnic psychology.] SPb.: Piter, 2012. 336 pp.(in Russian)

6. Rasulova F.F. Agressivnoe povedenie i agressivnost' lichnosti // Put' nauki. [Aggressive behavior and personality aggression // The Path of Science] 2022. № 7 (29). pp. 84-85.(in Russian)

7. Rean, A.A. Psihologiya cheloveka ot rozhdeniya do smerti. [Human psychology from birth to death] M. : Praym-Evroznak, 2014. 656 pp.(in Russian)

8. Rumyanceva T.G. Agressiya: problemy i poiski v zapadnoy filosofii i nauke [Aggression: problems and searches in Western philosophy and science] [Elektronnyy resurs]. URL: https://poiskru.ru/s26352t5.html (data obrascheniya: 18.02.2023).(in Russian)

9. Freyd Z. Ya i Ono / per. L. Gollerbah. M.: Yurayt, 2020. 165 pp.(in Russian)

10. Hvan A. A., Zaycev Yu. A., Kuznecova Yu. A. Standartizirovannyy oprosnik izmereniya agressivnyh i vrazhdebnyh reakciy A. Bassa i A. Darki: metod. rekomendacii. Kemerovo: [Standardized questionnaire for measuring aggressive and hostile reactions by A. Bass and A. Darkie: method. recommendations. Kemerovo] KRIPKiPRO, 2006. 68 pp.(in Russian)

11. Changli V. S., Pohil'ko E.D. Profilaktika i preodolenie bullinga v obrazovatel'noy srede // Effektivnye sistemy menedzhmenta: stabil'noe kachestvo v nestabil'nyh usloviyah: Materialy X yubileynogo Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo foruma, Kazan', 24-26 noyabrya 2022 goda. Kazan' [Prevention and overcoming bullying in an educational environment // Effective management systems: stable quality in unstable conditions: Materials of the X Anniversary International Scientific and Practical Forum, Kazan] Izdatel'stvo «Poznanie», 2023. pp. 230-235.(in Russian)

12. Shabysheva Yu. E., Kolosova O.E. Buller i zhertva kak osnovnye elementy buller-struktury v shkol'nom kollektive // Detstvo, otkrytoe miru : sbornik materialov XIII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Omsk, 21 marta 2023 goda. - Omsk: Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya «Omskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet», [Buller and victim as the main elements of the buller structure in the school community // Childhood open to the world: collection of materials of the XIII All-Russian scientific and practical conference with international participation, Omsk, March 21, 2023. - Omsk: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Omsk State Pedagogical University”] 2023. pp. 174-176.(in Russian)

13. Scherbakov E.P. Problema izucheniya fenomena agressivnosti v otechestvennyh i zarubezhnyh teoriyah // Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya.[The problem of studying the phenomenon of aggressiveness in domestic and foreign theories // Human Science: Humanitarian Research] 2018. № 4 (34). [Elektronnyy resurs]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-izucheniya-fenomena-agressivnosti-votechestvennyh-i-zarubezhnyh-teoriyah (data obrascheniya: 31.03.2023)(in Russian)

14. Olweus, D. Bullying at school: What we know and what we can do. Malden,[Bulling v shkole: chto my znayem i chto mozhem sdelat'. Molden] MA: Blackwell Publishing, 1993. 140 pp.

Reviews
1. Study of the relationship between aggressive behavior and the tendency to display bullying in adolescents Authors: Pechenkova Elena Anatol'evna


Login or Create
* Forgot password?