Россия
Данная статья посвящена изучению актуального феномена современной психологии – агрессивности, которая может принимать разные формы от физического насилия до скрытых словесных оскорблений. Целью данного исследования: выявление особенностей агрессивного поведения подростков в контексте их склонности к проявлению буллинга. Выборку составили 50 подростков, из них 29 девочек и 21 мальчик, учащиеся сельской школы районного центра Алтайского края. Исследование осуществлялось с помощью опросника исследования агрессивности (А. Басс и А. Дарки), опросника уровня агрессивности (А. Басс и М. Перри), теста агрессивности (Л.Г. Почебут), методики «Выявление буллинг-структуры» (Е. Г. Норкина). Были выявлены булинг-структуры и определены взаимосвязи каждой из структур с проявлениями агрессивности. Проведённый математико-статистический анализ с применением определения среднего арифметического отклонения, коэффициента корреляции Спирмена, коэффициента Т-критерия Вилкоксон, показал достоверные различия в особенностях и в степени проявления агрессивности агрессивности до и после проведения коррекционно-развивающей тренинговой программы с подростками. На основе полученных результатов был разработан и проведен коррекционно-развивающий тренинг, который способствовал снижению проявлений агрессии и враждебности подростков. Полученные результаты могут быть применены для оказания психологического сопровождения подростков различных буллинг-структур в образовательных организациях.
подросток, агрессивность, буллинг, буллинг-структура, инициаторы-буллеры
Введение
Агрессивность как психологическое явление на протяжении многих лет является предметом исследований и дискуссий. Агрессивность может принимать различные формы, от физического насилия до скрытых словесных оскорблений, может быть направлена против отдельных лиц или групп. Агрессия в подростковом возрасте все чаще представляет реальную угрозу асоциального поведения, направленного против себя, других, образовательного учреждения [1, 6, 13]. Влияние сверстников может играть значительную роль в проявлении агрессии у подростков. Понимание роли социальных и средовых факторов в развитии агрессии может помочь в создании более эффективных программ профилактики агрессивного поведения в образовательных организациях.
Психоаналитическая теория предполагает, что детские переживания играют решающую роль в формировании отношения человека к агрессивности. Дети могут испытывать фрустрацию, разочарование и гнев, когда их потребности не удовлетворяются, и они могут научиться выражать эти эмоции через агрессивное поведение [9]. Если родители или педагоги реагируют на агрессию ребенка наказанием или отказом, ребенок может научиться подавлять свои агрессивные импульсы или выражать их более тонкими способами. Если родители или педагоги реагируют с сочувствием, пониманием и руководством, ребенок может научиться регулировать импульсы агрессии и выражать их более конструктивно.
Изучая психологические корни агрессивности и развивая понимание ее проявлений, З. Фрейд предположил, что существует два основных типа агрессивности: первичная и вторичная [9]. Первичная агрессивность – это врожденная, инстинктивная форма агрессии, возникающая из Ид, человек неразборчив, импульсивен, стремится разрядить эту энергию. Вторичная агрессивность, является усвоенной формой агрессии, которая возникает из-за разочарования, унижения или других переживаний. Она более преднамеренная и стратегическая, и она стремится защитить Эго от угроз или утвердить свое господство, но возможно научиться регулировать признаки агрессии и проявлять их более конструктивно [9].
Бихевиористский подход предполагает, что агрессивному поведению обучаются с помощью факторов окружающей среды посредством оперантного обусловливания, поощрения и наказания. Классическое обусловливание – это процесс обучения, в котором нейтральный стимул ассоциируется со стимулом, вызывающим реакцию [6]. В контексте агрессивности классическое обусловливание может помочь объяснить, почему некоторые люди могут проявлять агрессию в определенных ситуациях. Например, если человек неоднократно подвергался нападению со стороны определенного типа людей, он может начать ассоциировать этого человека с чувством страха или гнева. В конце концов, само присутствие этого человека может вызвать агрессивную реакцию. Однако важно отметить, что наказание может иметь непреднамеренные негативные последствия, такие как повышенная агрессия и обидчивость [5, 6, 7, 11].
Эволюционно-генетический подход, теория инстинктов рассматривают агрессию как инстинктивную форму поведения для адаптации к среде, выживания, сохранения жизни [7]. Теория фрустрации агрессии предполагает, что агрессия является результатом фрустрации, которая возникает, когда цели или желания человека нарушаются или блокируются. Согласно этой теории, чем больше фрустрация, тем больше вероятность агрессивного поведения [13].
Существуют классификация агрессии по мотивации, которая выделяет агрессию из-за причин внутри личности, такие как гнев, страх или зависть, и агрессию из-за внешних причин, таких как социальная дискриминация или конкуренция. Классификация Т.Г. Румянцевой [8] основывается на психоаналитической теории и выделяет три типа агрессии: невротическую, оборонительную и реактивную. Невротическая агрессия возникает из-за внутренних конфликтов и неудовлетворенности личности, оборонительная агрессия направлена на защиту личности от реальной или воображаемой угрозы, а реактивная агрессия возникает в ответ на действия других людей. Классификация А.А. Реана [7] выделяет три основных типа агрессии: физическую, вербальную и пассивно-агрессивную. Физическая агрессия проявляется в физическом насилии, вербальная – в оскорблениях и угрозах, а пассивно-агрессивная – в пассивном сопротивлении и манипуляции.
Таким образом, агрессию можно представить как «определенное психическое состояние, особое отношение к людям, свойство личности или темперамента. Понятно, что в том или ином категориальном контексте агрессия различает разные стороны, грани, нюансы, … показывает много порядков, многомерность, разновидности, другими словами – гетерогенность» [6, с. 84].
Агрессивное поведение является распространенным проявлением в подростковом возрасте, так как молодые люди переживают множество физиологических и психологических изменений в своей жизни, чувство взрослости, более сильные эмоции в социальном взаимодействиями.
D. Olweus [14] дал понятие травли, «буллинга», выделил критерии: деструктивность систематичность, сознательность травли, неравенство между обидчиком и жертвой. Ю.Е. Шабышева [12] выделяет роли, которые могут занимать подростки в буллинге: инициаторы-буллеры, защитники жертвы, жертвы, наблюдатели. Несмотря на все разнообразие мнений о буллинг-структуре есть типы, наблюдающиеся во всех классификациях – это жертва и буллер.
Отсутствие наказания и влияния на прекращение агрессии со стороны окружающих только усугубляет положение жертвы, подверженной буллингу, когда она нуждается в поддержке, а отсутствие действий со стороны наблюдателей для прекращения травли создают впечатление, что они поддерживают буллера. Поэтому для прекращения действующего буллинга необходимо вовремя выявить потенциальную жертву и буллера и построить план работы с ними, а также провести профилактическую работу и с другими участниками (наблюдателями и помощниками) [3, 11].
Целью данного исследования: выявление особенностей агрессивного поведения подростков в контексте их склонности к проявлению буллинга.
Объект исследования: агрессивное поведение подростков.
Предмет исследования: агрессивное поведение подростков в контексте склонности к проявлению буллинга.
Методики исследования
. Выборку исследования составили 50 подростков 16-17 лет, из них 29 девочек и 21 мальчик, учащиеся сельской школы районного центра Алтайского края.
Исследование осуществлялось с помощью стандартизированных методик: опросник исследования агрессивности (А. Басс и А. Дарки) [10], опросник уровня агрессивности (А. Басс и М. Перри) [2], тест агрессивности (Л.Г. Почебут) [5], методика «Выявление буллинг-структуры» (Е. Г. Норкина) [4].
Математико-статистическая обработка данных (определение среднего арифметического отклонения, Т-критерия Вилкоксона, коэффициента корреляции Спирмена) проводилась при помощи компьютерной программы IBM SPSS Statistics Version 23.0.
Результаты эксперимента
Результаты по методике «Выявление буллинг-структуры» (Е. Г. Норкина) свидетельствуют о повышенных показателях «наблюдатель» (7,5±2,9) и «инициатор» (6,8±3,6) в исследуемой группе подростков. В изучаемых классах выявлено значительное количество учеников, которые не принимают непосредственного участия в буллинге, но являются пассивными наблюдателями за поведением жертвы, и учеников, которые активно инициируют агрессивное поведение по отношению к другим. Средние показатели распределения выявленных структур на рисунке 1.
Рисунок 1. Средние результаты диагностики по методике «Выявление буллинг-структуры» (Е. Г. Норкина) (n = 50)
Для выявления взаимосвязи между агрессивными проявлениями и склонностью к буллингу подростков была проведена обработка результатов по всем методикам при помощи коэффициента корреляции Спирмена. Достоверно значимые взаимосвязи были получены по трем буллинг-структурам, характерные для всех трех особенности представлены в таблице 1.
Таблица 1 Результаты корреляционного анализа булинг-структур и шкал методик, изучающих агрессивность и значимых для трех структур
Проявления агрессии |
|
Инициатор |
Помощник |
Наблюдатель |
Индекс агрессии |
R |
0,891(**) |
0,827(**) |
0,808(**) |
р |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
|
Индекс враждебности |
R |
0,765(**) |
0,367(**) |
0,351(*) |
р |
0,000 |
0,009 |
0,012 |
|
Физическая агрессия |
R |
0,765(**) |
0,367(**) |
0,351(*) |
р |
0,000 |
0,009 |
0,012 |
|
Гнев |
R |
0,877(**) |
0,458(**) |
0,415(**) |
р |
0,000 |
0,001 |
0,003 |
|
Враждебность |
R |
0,698(**) |
0,986(**) |
1,000(**) |
р |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
|
Агрессивность |
R |
0,984(**) |
0,729(**) |
0,701(**) |
р |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
|
Вербальная агрессия |
R |
0,661(**) |
0,942(**) |
0,982(**) |
р |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
|
Физическая агрессия |
R |
0,889(**) |
0,840(**) |
0,823(**) |
р |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
|
Предметная агрессия |
R |
0,578(**) |
0,560(**) |
0,555(**) |
р |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
|
Эмоциональная агрессия |
R |
0,476(**) |
0,602(**) |
0,616(**) |
р |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
|
Самоагрессия |
R |
0,664(**) |
0,283(*) |
– |
р |
0,000 |
0,046 |
– |
|
Общая шкала агрессивности |
R |
0,855(**) |
0,823(**) |
0,828(**) |
р |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Обозначения: значимые взаимосвязи: ** - корреляция значима на уровне 0.01, * - корреляция значима на уровне 0.05)
В результате корреляционного анализа были выявлены тесные положительные взаимосвязи между структурой «инициатор буллинга» и такими шкалами методик, как «индекс агрессии» (R = 0,891 при р = 0,000), «индекс враждебности» (R = 0,765 при р = 0,000), «физическая агрессия» (R = 0,765 при р = 0,000), «гнев» (R = 0,877 при р = 0,000), «враждебность» (R = 0,698 при р = 0,000), «агрессивность» (R = 0,984 при р = 0,000), «вербальная агрессия» (R = 0,661 при р = 0,000), «физическая агрессия» (R = 0,889 при р = 0,000), «предметная агрессия» (R = 0,578 при р = 0,000), «самоагрессия» (R = 0,664 при р = 0,000), «общая шкала агрессивности» (R = 0,855 при р = 0,000). Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о наличии сильной и значимой положительной взаимосвязи между типом «инициатор буллинга» и различными проявлениями агрессивного поведения. Это указывает, что подростки, которые склонны инициировать буллинг, с большей вероятностью будут демонстрировать агрессивное поведение в различных аспектах, включая физическую, вербальную, эмоциональную и направленную на себя агрессию. Кроме того, существует тесная связь между типом «инициатор буллинга» и общей склонностью к агрессии.
Отмечена значимая положительная взаимосвязь между структурой «помощник инициатора буллинга» и следующими шкалами, отражающими проявлениями агрессивного поведения: «индекс агрессии» (R = 0,827 при р = 0,000), «враждебность» (R = 0,986 при р = 0,000), «агрессивность» (R = 0,729 при р = 0,000), «вербальная агрессия» (R = 0,942 при р = 0,000), «физическая агрессия» (R = 0,840 при р = 0,000), «предметная агрессия» (R = 0,560 при р = 0,000), «эмоциональная агрессия» (R = 0,602 при р = 0,000), «общая шкала агрессивности» (R = 0,823 при р = 0,000). Результаты показывают, что тип «помощника буллинга» тесно связан с агрессивными формами поведением.
Корреляционный анализ позволил выявить значимые положительные взаимосвязи между структурой «наблюдатель буллинга» и такими проявления агрессивного поведения, как «индекс агрессии» (R = 0,808 при р = 0,000), «враждебность» (R = 1,000 при р = 0,000), «агрессивность» (R = 0,701 при р = 0,000), «вербальная агрессия» (R = 0,982 при р = 0,000), «физическая агрессия» (R = 0,823 при р = 0,000), «предметная агрессия» (R = 0,555 при р = 0,000), «эмоциональная агрессия» (R = 0,616 при р = 0,000), «общая шкала агрессивности» (R = 0,828 при р = 0,000).
На основе полученных результатов из трех буллинг-структур психологом была выделена группа подростков с повышенными показателями агрессивности (18 подростков). На основе рекомендаций Ж. Б. Алексеевой [1], Т.Г. Бобченко [7], И. В. Грюнберг [17], Н. А. Илларионовой [22], В. А. Казакова [24], С. С. Осинцевой [40], Т. Н. Павлычевой [41], Л. А. Рассудовой [45], В. Н. Фомочкиной [57], А. В. Фунтиковой [60] был разработан и проведен коррекционно-развивающий тренинг.
Цель тренинга: создание психологических условий для снижения агрессивности подростков. Задачи тренинга: развитие навыков эмоциональной саморегуляции, навыков конструктивного решения конфликтов, навыков эмоционального интеллекта; снижение уровня физической, вербальной, предметной агрессии, проявлений буллинга среди участников тренинга.
Содержание тренинга включало темы:
Знакомство (знакомство участников тренинга, формулирование целей, задач тренинга; обсуждение проблемы агрессии, ее последствий; рассмотрение проявлений и форм агрессии).
Работа с эмоциями (понимание эмоций, их проявления и влияния на поведение, основы эмоционального интеллекта).
Управление эмоциями (обучение методам эмоциональной саморегуляции).
Навыки эффективного общения (обучение навыкам конструктивного решения конфликтов).
Физическая агрессия (изучение причин и последствий физической агрессии, тренировка навыков контроля своих эмоций в конфликтных ситуациях).
Вербальная агрессия (изучение причин и последствий вербальной агрессии, тренировка навыков эффективного общения и управления своими эмоциями в конфликтных ситуациях).
Буллинг в школе (рассмотрение причин и последствий буллинга, обучение навыкам защиты от буллинга и управления своими эмоциями в конфликтных ситуациях).
Климат в моем коллективе (обсуждение изменений в поведении участников тренинга, закрепление полученных навыков и знаний, планирование дальнейших действий для снижения личной и групповой агрессивности и поддержание позитивных результатов).
Было проведено 10 занятий, время варьировалось 1,2 – 1,5 часа. Во всех занятиях принимали участие подростки, которые показали повышенные результаты агрессивности.
После реализации тренинга было проведено повторное исследование агрессивности у подростков, отобранных по результатам констатирующего исследования, и принимавших участие в тренинге, по тем же методикам (опросник исследования агрессивности (А. Басс и А. Дарки), опросник уровня агрессивности (А. Басс и М. Перри), тест агрессивности (Л.Г. Почебут), методика «Выявление буллинг-структуры» (Е. Г. Норкина)) с разницей в четыре месяца. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что после реализации коррекционно-развивающего тренинга все показатели агрессивности подростков значимо снизились. Коррекционно-развивающий тренинг способствовал снижению проявлений агрессии и враждебности подростков.
Для выявления различий в показателях агрессивности подростков до и после реализации коррекционно-развивающего тренинга была проведена математико-статистическая обработка результатов при помощи Т-критерия Вилкоксона (таблица 2).
Таблица 2. Расчет Т-критерия Вилкоксона
Показатели |
Т-критерий |
Уровень значимости |
Физическая агрессия |
-3,736 |
0,001 |
Косвенная агрессия |
-2,114 |
0,035 |
Склонность к раздражению |
-3,103 |
0,002 |
Негативизм |
-2,860 |
0,004 |
Обида |
-2,502 |
0,012 |
Подозрительность |
-2,238 |
0,025 |
Вербальная агрессия |
-3,635 |
0,001 |
Чувство вины |
-1,058 |
0,290 |
Индекс агрессии |
-3,731 |
0,001 |
Индекс враждебности |
-2,875 |
0,004 |
Физическая агрессия |
-2,845 |
0,004 |
Гнев |
-3,103 |
0,002 |
Враждебность |
-3,627 |
0,001 |
Общий показатель |
-3,724 |
0,001 |
Вербальная агрессия |
-3,660 |
0,001 |
Физическая агрессия |
-3,817 |
0,001 |
Предметная агрессия |
-3,564 |
0,001 |
Эмоциональная агрессия |
-2,860 |
0,004 |
Самоагрессия |
-2,502 |
0,012 |
Общая шкала агрессивности |
-3,730 |
0,001 |
В результате математико-статистической обработки полученных результатов было определено, что сдвиг показателей агрессивности после реализации коррекционно-развивающего тренинга является значимым и не случайным, так как зафиксированы достоверные различия по всем показателям кроме «чувства вины» (Т = -1,058 при р = 0,290). Следовательно, составленный по результатам исследования и реализованный психологом тренинг является эффективным средством по оптимизации показателей агрессивности у сельских подростков и снижению агрессивности буллинг-структур.
Обсуждение результатов
Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме буллнга показал, что проблема буллинга является достаточно изученной, но интерес к ней не угасает, в связи в высокой практической значимостью тематики [4, 11, 12, 14]. Одной из основных причин, которые могут способствовать буллингу в подростковом возрасте, является давление со стороны сверстников. Подростки часто чувствуют необходимость соответствовать ожиданиям своих сверстников и могут прибегать к агрессивному поведению, чтобы соответствовать группе или получить желаемый социальный статус. Другой причиной является отсутствие родительского руководства или надзора. Подростки, которые не находятся под надлежащим контролем своих родителей, более склонны к агрессивному поведению [11].
Результат действия буллинга, как формы насилия, влияет на всех, кто в нем задействован. Наибольшее негативное влияние оказывается прежде всего на жертву, в результате чего возможны психические расстройства, отчужденность и склонность к суицидальным действиям. Своевременная реакция на выявление и предотвращение буллинга способствует благоприятному психологическому климату в коллективе, снижению развитие негативных последствий для психического и физического здоровья подростка.
Проведенное эмпирическое исследование выявило, что значительное количество учащихся задействованы в процессе агрессивных действий.
Полученные результаты свидетельствуют о наличии тесных положительных взаимосвязей между тремя буллинг-структурами (инициатор, помощник, наблюдатель) по проявлению физических, предметных, эмоциональных форм агрессивности и враждебности, все корреляции сильные и значимые.
Результаты указывают также на то, что буллинг в исследуемых классах связан с более высоким уровнем агрессивного поведения, поскольку включает сильную и значимую взаимосвязь трех из пяти структур буллинга, (инициатор, помощник инициатора, наблюдатель) со шкалами индекс агрессии, индекс враждебности, физическая агрессия, враждебность, агрессивность, вербальная агрессия, эмоциональная агрессия, предметная агрессия и общая шкала агрессивности.
Отсюда необходимость вмешательств, направленных на снижение буллинга, создание психологически безопасной среды для учащихся. Возможность профилактики и преодоления буллинга в образовательной среде отмечается и в научной литературе [11].
Был разработан коррекционно-развивающий тренинг, после реализации которого все показатели агрессивности подростков значимо снизились. Коррекционно-развивающий тренинг способствовал снижению проявлений агрессии и враждебности подростков.
Выводы:
В изучаемой группе подростков выявлены не только жертвы, но и значительное количество учеников, которые являются пассивными наблюдателями за поведением жертвы и не принимают непосредственного участия в буллинге, а также группа учеников, которые активно инициируют агрессивное поведение по отношению к другим.
Выделенные группы подростков (склонны инициировать буллинг, помощники буллинга, наблюдатели буллинга) с большей вероятностью будут демонстрировать агрессивное поведение в различных аспектах, включая физическую, вербальную, эмоциональную и направленную на себя агрессию.
Зная закономерности и причины агрессивного поведения, факторы риска в конкретном коллективе подростков, возможно успешно разрабатывать целенаправленные психологические интервенции для предотвращения или снижения агрессии у подростков. Создавая профилактические, коррекционно-развивающие программы тренингов, поощряющие позитивные отношения со сверстниками и препятствующие негативному влиянию сверстников, психологи могут снизить риск агрессивного поведения у подростков в образовательной организации.
1. Волкова Т.Г. Самосознание виктимной личности старшеклассника (научная монография) Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. 174 с. ISBN 978-5-7904-1732-0
2. Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологический журнал. 2007. Т. 28, № 1. С. 115-124.
3. Матвиенко С.В. Буллинг как социально-психологическая проблема // Вестник науки и образования. 2018. № 3(39). С. 61-64.
4. Норкина Е. Г. Методика на выявление «Буллинг-структуры» // Таврический научный обозреватель. 2016. № 3(8). С. 170-174.
5. Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология. СПб.: Питер, 2012. 336 с.
6. Расулова Ф.Ф. Агрессивное поведение и агрессивность личности // Путь науки. 2022. № 7 (29). С. 84-85.
7. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти. М. : Прайм-Еврознак, 2014. 656 с.
8. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке [Электронный ресурс]. URL: https://poiskru.ru/s26352t5.html (дата обращения: 18.02.2023).
9. Фрейд З. Я и Оно / пер. Л. Голлербах. М.: Юрайт, 2020. 165 с.
10. Хван А. А., Зайцев Ю. А., Кузнецова Ю. А. Стандартизированный опросник измерения агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки: метод. рекомендации. Кемерово: КРИПКиПРО, 2006. 68 с.
11. Чангли В. С., Похилько Е.Д. Профилактика и преодоление буллинга в образовательной среде // Эффективные системы менеджмента: стабильное качество в нестабильных условиях: Материалы X юбилейного Международного научно-практического форума, Казань, 24-26 ноября 2022 года. Казань: Издательство «Познание», 2023. С. 230-235.
12. Шабышева Ю. Е., Колосова О.Е. Буллер и жертва как основные элементы буллер-структуры в школьном коллективе // Детство, открытое миру : сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Омск, 21 марта 2023 года. - Омск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет», 2023. С. 174-176.
13. Щербаков Е.П. Проблема изучения феномена агрессивности в отечественных и зарубежных теориях // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. № 4 (34). [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-izucheniya-fenomena-agressivnosti-votechestvennyh-i-zarubezhnyh-teoriyah (дата обращения: 31.03.2023)
14. Olweus, D. Bullying at school: What we know and what we can do. Malden, MA: Blackwell Publishing, 1993. 140 pp.