PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF SECURITY CHILDREN'S EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
Socio-pedagogical problems of ensuring safety and healthy lifestyle of children are considered. The views of individual scientists on the age peculiarities of children are described. Modern statistics of emergency situations in Russia, positive experience of pedagogical aspects in research activities and normative legal acts in the field of child safety are presented. Domestic risks of death and injury of chil-dren and some problematic components of safety of the younger generation are shown, confirming the importance of forming a culture of safe behaviour of children. The attention of citizens, society and the state in modern conditions, in connection with emerging threats to reality, is particularly focused on the issues of children's safety. The author considers the peculiarities of the educational process with the par-ticipation of the parental community, mentors and involvement of mass media. The problem in communi-cation processes between children in social networks and messengers, which often lead to certain inter-personal conflicts, is described separately. Some concepts of the model of forming a safe environment for children, taking into account their physical and psycho-physiological characteristics, and involving troubled teenagers in social activities are proposed. Sports influence is reflected as an important point. The importance of interaction between the services of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the Min-istry of Emergency Situations of Russia, providing security of citizens and the state is emphasised.

Keywords:
children, safety, methods, society, education, mentoring
Text

Дети, как ростки, нуждаются в безопасности.

Сидоркин В.

В современных условиях не вызывает сомнения потребность обучения подрастающего поколения безопасному для себя и окружающих поведению во времени и пространстве [1]. Проблема безопасности в России становится чрезвычайно актуальной, в связи с особенностями развития нашей Родины, проводящей, по сути, революционные преобразования государственной системы. Отечественное образование переживает период суверенного перерождения.

Природные катастрофы, техногенные ЧС, а в последнее время войны и террористические акты (часть стран Европы, Северная Африка, Афганистан, Ближний Восток и др.), отдельные проявления гибридной войны, нарастающие информационные удары и перманентное напряжение на трансграничных территориях, сложные миграционные процессы, фейковые вбросы, кибератаки на государственные и экономические системы управления представляют серьезную опасность и для нашей страны, и для цивилизации в целом. Важнейшей задачей государства и общества является формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения, требующее знаний основ и определения вектора отношения к безопасному поведению [8].

Марк Туллий Цицерон в трактате «Об обязанностях» (октябрь – декабрь 44 г.) ясно предопределил понимание термина безопасности … Прежде всего, каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, то есть свое тело, избегать всего того, что кажется вредоносным, и приобретать и добывать себе все необходимое для жизни, как пропитание, пристанище и так далее. И в развитие данной мысли, возникает необходимость восприятия факта, что дети, как ростки нуждаются в безопасности.

Безопасность и здоровье человека – значимый индикатор генезиса и функционирования общества. Эффективность результатов данного вопроса связана с формированием системы ценностных убеждений подрастающего поколения и сознательного отношения детей к жизни и здоровью. Достижение положительных результатов возможно при системном обучении и воспитании детей (в т.ч. с ограниченными возможностями здоровья – ОВЗ) в сфере безопасности, с учетом их психо-физических и возрастных особенностей, а также при эффективном обеспечении безопасного детского пространства, начиная с дошкольного детства, с участием родителей.

Одной из острых проблем органов управления образованием и осуществления образовательного процесса, осуществляющих перспективу развития обучения и воспитания, является осмысление мотивирующих сценариев, определяющих воздействие внешних и внутренних факторов на цели и задачи – миссии просвещения подрастающего поколения в сфере безопасности и определения методологических положений современных педагогических подходов, создания антологии безопасности, на платформе центра комплексной безопасности детей.

Определенное видение некоторого решения проблемы, заключается в необходимости комплексной разработки педагогической модели формирования безопасной образовательной среды детей – платформы развития личности, включающей в себя факторы ее эффективности (положительные и отрицательные), такие как: возраст, пол и национальность детей; психо-физические состояние детей, в т.ч. с ОВЗ; социальная компетентность и успеваемость детей; роль и влияние родителей; влияние местных условий – город/село; качественная сторона образовательных организаций – профессионализм педагога, дополнительное образование, компоненты дисциплины ОБЖ – количество часов/тематика; информирование – кино, СМИ, интернет, социальные сети, мессенджеры; законодательство – нормативные правовые акты, распорядительные документы и локальные акты организаций; общественные организации, религиозные конфессии, институты наставничества, в т.ч., участие ветеранов и волонтеров; результаты социальных опросов; международное сотрудничество в сфере воспитания  и безопасности детей.

Ежегодно в России в чрезвычайных событиях различного характера и на пожарах погибают тысячи человек, включая детей – будущее нации.

В 2022 г. на территории Российской Федерации произошло 242 ЧС, в том числе: федерального характера – 2; межрегионального характера – 2; регионального характера – 19; межмуниципального характера – 9; муниципального характера – 150; локального характера – 60. На долю от общего числа ЧС пришлось: техногенных ЧС – 67,8 %; природных ЧС – 32,2 %. Число людей, пострадавших в результате ЧС в 2022 г., составило 235 274 чел., из которых: при техногенных ЧС – 100 912 чел. (42,9 % от общего количества пострадавших); природных ЧС – 134 362 чел. (57,1 % от общего количества пострадавших). Погибших при техногенных ЧС – 181, в природных ЧС – 18 человек, число спасенных людей при ЧС в 2022 г. составило 789 чел. Общий материальный ущерб от ЧС в 2022 г. составил 7 828 394, 733 тыс. руб. Обобщенный уровень потенциальных опасностей Российской Федерации составляет 7,969*10-5 [3].

Статистика последних лет показывает, что, несмотря на общие усилия и комплексное осуществление профилактических мероприятий, проводимых органами власти и общественными организациями по снижению количества пожаров, заболеваний, суицидов, гибели на водных объектах и в ДТП за период с 2000 по 2021 гг., в Российской Федерации в вышеуказанных трагических событиях погибло и травмировано свыше 100 тысяч детей. По официальным данным ГИБДД МВД России, Росстата России, за период с 2000 по 2019 гг. в ДТП погибло около 22 тысяч детей, при суицидах – более 28 тысяч несовершеннолетних [5].

Рост количества погибших при пожарах детей наблюдался в 2012, 2014, 2018 гг., около 70 % дети до 6 лет и незабываема Кемеровская трагедия, унесшая жизни многих детей [6]. Тревожат сознание общества пожары с массовой гибелью детей (от двух и более детей), периодически происходящие во всех федеральных округах страны, кроме субъектов СКФО, что говорит о роли вклада старшего поколения Северного Кавказа в воспитание и просвещение детей и молодежи, формирование уклада преемственности поколений.

Вышеназванное, подвигает к сплочению государства и общества для решения назревших проблем в области обеспечения безопасности детей и сохранения будущего нашего Отечества.

По мнению многих ученых (Никандров Н.Д., Блинов В.И., Брушлинский Н.Н., Мальцева Т.В. и др.) подростковый возраст, а особенно, возраст, охватывающий среднее школьное звено, наиболее благоприятен (сензитивен) и гибок для формирования у человека адекватного отношения к личной и коллективной безопасности. Ведущая роль в достижении этой цели принадлежит родителям, школе и учреждениям дополнительного образования детей, функционированию детских общественных объединений – добровольных дружин юных пожарных (ДЮП), юных инспекторов движения (ЮИД), при поддержке ветеранов МЧС России, МВД России, представителей СМИ, религиозных конфессий, волонтеров, блогеров и др.

Закладка основ безопасного поведения при опасностях различного характера – острейшая необходимость нашего времени в обычной и эпидемиологической обстановке. Еще один вызов в новейшей истории – эпидемиологическая обстановка при пандемии COVID-19. На 15.11.2022 г., за период пандемии в мире зарегистрировано 6 611 647 умерших, число зараженных 635 527 057, в России 391 085 чел. умерших, зараженных 21 504 530 чел., в число которых входит много детей различного возраста и пола. В нашей стране, за прошедшие 2020-2021 гг. от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) зарегистрировано заболевших детей (в возрасте 0-17 лет включительно) – 1 642 363, умерших – 277 детей [4]. В сложной эпидемиологической обстановке были целесообразны и эффективны онлайн-занятия с обучающимися и воспитанниками, при участии родительского сообщества, общественных организаций и масс-медиа.

Как отдельный пример практики применения в обучении и воспитании в вышеуказанном формате, 2-D программа автора статьи для обучения детей в области формирования культуры безопасности и профессиональной ориентации подрастающего поколения «Азбука пожарной безопасности детям», отдельные методические рекомендации, внедряемые в образовательных организациях г. Москвы и Московской области (СОШ №№ 1539, 109, 319, 883, ДОУ №1386, гимназия № 1 г. Балашиха и др.), школах и детских садах Министерства образования Кузбасса, в главных управлениях МЧС России по Оренбургской области, Красноярскому краю, в республиках Марий Эл, Карелия, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания и за рубежом.

Отчасти, за бортом теории и практики исследования в сфере безопасности оставлен аспект коммуникаций детей и молодежи. С понятиями «угроза», «опасность», «безопасность» в тесных отношениях находится категория «риск», которая уже прочно вошла в современный научный обиход и приобрела междисциплинарный статус, ориентируясь на дискретность подходов.

Не исключением стала и лингвистическая область научного знания. Так, ученые-лингвисты Кормилицына М.А., Сиротинина О.Б. и другие выделяют такие основные причины коммуникативных рисков, как: неточное прогнозирование компетенций адресата и его способности понимания текста. Иными словами, адресант опирается на свой жизненный и профессиональный опыт и не учитывает жизненный и профессиональный опыт адресата, который может не совпадать с опытом адресанта. В этом случае особенно рискогенными оказываются прямые, категоричные негативные оценки, или «ярлыки», которые желательно смягчить метатекстовыми и др. средствами; риски нарушения этических норм в различных коммуникациях.

Под этическими нормами понимают «нормы должного речевого поведения, соблюдать которые выгодно и адресанту, и адресату, т.к. они в равной степени заинтересованы в эффективности общения». Здесь необходим приоритет вежливости, ограничение категоричности, недопустимости оскорблений, траспарентности информации, а также ее верифицирование и т.п.

По данным исследования Высшей школы экономики, в интернет-сеть выходят практически все подростки в возрасте от 12 до 14 лет. Это 95-97 % подростков. Также растет вовлеченность в цифровую среду детей в возрасте от сейчас 68% детей в возрасте от 3 до 6 лет 3 до 6 лет и с 7 до 11 лет пользуются социальными сетями и интернетом. В 2011 году эта цифра составляла всего 22%

Отдельные действия в коммуникационных процессах между детьми  в социальных сетях и месседжерах приводят к определенным, известным всем асоциальным последствиям. Причинами кибербуллинга могут выступать различные компоненты. Как правило, травлей с использованием ИКТ, занимаются ради завоевания признания внутри коллектива, избавления от скуки или преодоления личностного кризиса, что может привести к дисгармонии общения в учебной деятельности и нарушению межличностных отношений в детской среде. Учитель, должен помочь выйти из кризисной ситуации, минимизируя риски возникновения и развития конфликта.

Государство, семья и общество заинтересованы в обеспечении информационной безопасности детей и содействуют в решении задач по формированию у детей навыков самостоятельного и ответственного потребления информационной продукции, повышения уровня медиаграмотности детей разного возраста и формирования смысловых действий.

Здесь поможет наставническая деятельность старших и опытных специалистов, как инструмент воспитания. Потребность в расширении практик наставничества в образовании на протяжении нескольких последних лет осознается на различных уровнях управления. 23 декабря 2013 года, на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития В. Путин акцентировал внимание на необходимость возрождения института наставничества.

2023 г. – Год педагога и наставника. Наставничество как институт воспитания и развития личности – одна из основ управления различными социально-экономическими системами, что в современных условиях актуально и представляет определенный интерес для организации образовательного процесса и значимости воспитательной деятельности детей и молодежи.

Миссией наставничества в отношении наставляемых, является оказание помощи и поддержки в освоении ими необходимых профессиональных навыков и опыта работы в области безопасности, а также формирование у них заинтересованности в результатах деятельности [2].

Ядро наставничества – мотивация и оказание помощи, поддержки в процессе адаптации наставляемых к условиям будущей деятельности, преодолении возникающих проблем; формирование и развитие профессиональных навыков и умений учеников; эффективность процесса профессионального становления, развитие их способностей к самостоятельному, качественному и ответственному выполнению будущей деятельности; содействие в выработке навыков поведения наставляемых, в соответствии с профессионально-этическими принципами.

Наставник пробуждает потенциал душевных сил ученика и они должны находиться в равном положении при осуществлении учебной деятельности. Фундамент познания – диалектический спор, направляющий ученика к истине, через наводящие вопросы наставника. Известно всем, еще со времен Платона, Аристотеля, Ж. Руссо, М. Ломоносова и до наших дней, что важное и тонкое искусство наставника заключается в умении предоставления самостоятельности ученику и право его выбора, что находит отражение в мыслях ученых XXI века.

По мнению В.И. Блинова, воспитание – основа процесса образования, развития и становления личности. Определенное место в воспитании, жизнедеятельности человека (по А. Маслоу, в пирамиде потребностей – достаточно важное) занимает привитие азов и обучение безопасному поведению детей, начиная с дошкольного возраста, развитие опорных навыков.

Задача раннего формирования культуры безопасного поведения актуальна, своевременна и достаточно сложна, печальная статистика гибели и травмирования при пожарах данной возрастной категории детей (около 70 % от общего количества детей – дети до 6 лет), тому свидетельство. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Так как, именно до семи лет закладываются основные черты личности (у девочек и мальчиков по-разному), формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков основ безопасности, осознанную потребность в систематических занятиях по безопасности жизнедеятельности на уроках и кружках.

Подготовить ребенка к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности и взаимодействия с окружающей средой, т.е. формирования безопасной образовательной среды,  составляющей психологическую, дидактическую и методическую компоненты.

Одной из задач обучения и воспитания заключается в том, чтобы не перегрузить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать ему возможность подумать и понять. Это требует от педагога глубоких знаний педагогики и психологии, наличия профессиональных компетенций и опыта работы с различными возрастными группами детей.

Начинать обучать ребенка нужно с самых ранних лет, рассказывая ему о том, какие предметы могут быть опасными дома. Малыши очень любознательны, они исследуют все вокруг экспериментальным путем. Особенно их привлекают яркие предметы или те, которые издают какой-то звук или имеют запах. Спички, бытовая техника и электророзетки и другие технические блага цивилизации, как раз и относятся к группе риска бытия детей.

Следует отметить, что дети, в силу возраста, более расположены к получению новой информации. Здесь важно, чтобы обучение было интересным, не скучным, учитывались возрастные, половые особенности ребенка. Надо сделать так, чтобы работа по обучению подрастающего поколения была разнообразной по формам и темам, затрагиваемым в ходе образовательного процесса, проводимых как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.

Не вызывает сомнений то, что важно обучать детей основам безопасности жизнедеятельности. Алгоритм формирования основ безопасного поведения для ребенка таков: от удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности. Для формирования потребности в данном случае необходимо:

ознакомить ребенка с опасностью, способами защиты и избегания опасностей;

сформировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной и коллективной безопасности;

выработать навыки осторожного обращения с опасными предметами и процессами;

привить знания, умения и навыки правильных действий в чрезвычайных ситуациях и др.

Формирование у детей такой базовой потребности как безопасность жизни является важнейшей задачей современного общества. Решить ее можно, лишь создав платформу культуры безопасности и жизнедеятельности. Здесь речь идет о развитии сущностных характеристик личности, направленных на обеспечение собственной безопасности, выработке умений и навыков поведения в социоопасных экстремальных условиях, чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью человека.

 Но прежде всего, педагогу необходимо знать, для какой аудитории детей проводится занятие, чтобы вести его на доступном, для определенной возрастной группы, языке, с учетом их психо-физических особенностей.В основе взаимодействия лежит принятие сотрудничества и удовлетворенности взаимоотношениями детей со сверстниками и обществом в целом, определения социального вектора направленности личности во времени и пространстве.

У детей вырабатывается серьезное, осмысленное отношение к проблемам безопасности с учетом того, что полученные в детском возрасте знания через чувственное восприятие перерастают в устойчивые привычки, из которых складываются черты характера ребенка. Нужно формировать у детей в дошкольном возрасте систему представлений об опасности окружающих предметов и явлений, которая по мере роста и развития ребенка будет пополняться соответствующими сведениями и новыми знаниями.

Методы формирования культуры безопасности включают рассказ, показ, демонстрацию натурных образцов, передовых приемов, лекции, беседы, консультации, личный пример старших (учителей, родителей, старшеклассников, специалистов и др.).

Средствами формирования культуры безопасности также служат: кино, радио, телевидение, плакаты, фотографии, витрины, правила, инструкции, стенные газеты, книги, оформление кабинетов и уголков безопасности в школе, значки, брелоки, видео-ролики в социальных сетях.

Важ ная составляющая формирования основ безопасного поведения детей – дисциплина ОБЖ в настоящее время содержит недостаточное количество учебных часов школьной программы. Всего 34 часа выделено по предмету, один раз в неделю, в 5, 8-11 классах на изучение отдельных тем, связанных с формирующими знаниями в области безопасности, что ограничивает процесс информирования детей и передачи им необходимых знаний, привития навыков.

Определенную лепту в сферу детской безопасности может внести соучастие представителей религиозных конфессий, волонтерских движений, сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних МВД России, во взаимодействии с инспекторами госпожнадзора МЧС России, которые совместно с учителями/воспитателями вправе участвовать в воспитательном процессе обучающихся/воспитанников образовательных организаций в кружковых, секционных мероприятиях в системе дополнительного образования детей.

Зачастую, во время учебных занятий, не всегда удается донести до обучающихся взаимосвязь изучаемого материала, с применением его в обыденной жизни. Данное утверждение не в меньшей мере относится к программам, направленным на получение знаний в области комплексной безопасности детей, поиску парадигмы безопасности будущего нашей Родины.

Общеизвестно, что цель дополнительного образования: дополнить «образовательную программу разработанную организацией», осуществить взаимосвязь теории с практикой, помочь в развитии творческого потенциала личности в соответствии с запросами общества. В настоящее время, как видно из вышесказанного, стоит актуальный запрос на подготовку детей и молодежи к волонтерской деятельности, что требует не только практических знаний, но и усвоение и принятие морально-волевых ценностей общества.

Предполагается, что в образовательных организациях эффективнее разрабатывать и реализовывать программы дополнительного образования по направлению подготовки к волонтерской деятельности в области комплексной безопасности, в рамках которых дети получат знания, которые  применимы и в других сферах жизни.

Преимуществом дополнительных общеразвивающих программ является их доступность для освоения, зачастую «досуговый, развлекательный характер», но в тоже время возможность углубления знаний, прикладной характер, что обусловило их востребованность и актуальность в настоящее время, для более открытого общения между учителем и учеником.

В целях формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста, профессиональной ориентации и воспитания курсантов-волонтеров, в рамках дополнительного образования в 2011 г. на базе Технического пожарно-спасательного колледжа им Героя России В.М. Максимчука и дошкольных организаций, автором статьи организована экспериментальная площадка «Азбука пожарной безопасности детям» объединения «Юный пожарный».

В практике определяется ситуационная задача-игра в различных формах, с учетом возрастных и психо-физических особенностей детей, в т.ч. с ОВЗ. Проведены занятия-беседы в десятках школ и детских садах г. Москвы, обучено мерам безопасности тысячи ребят. Были и загадки, и творческое выполнение поделок, рисунков и др. В работе с дошкольниками, в воспитательную деятельность вовлекались и родители, в т.ч. бабушки и дедушки. Тем самым, в образовательном процессе с малышами развивается и творческое их воображение, как особая деятельность, представляющая своеобразный вид деятельности памяти (по Л.С. Выготскому).

Одновременно, осуществляется вовлечение в работу с малышами «трудных» студентов колледжа, не отличавшихся как успеваемостью, так и адекватным поведением на уроках. По истечении некоторого времени, у ребят заметно изменилось в позитивную сторону отношение к себе и к учебе. Это результаты вовлеченности курсантов в работу с маленькими детьми, когда они почувствовали себя социально востребованными и нужными, и в тоже время ответственными за дело, что в целом дало положительный результат и улучшило их отношение к учебе.

Все это требует глубоких знаний психолого-педагогических особенностей подростков, профессионализма учителей и эффективных организационно-воспитательных способностей руководителей образовательных организаций различных организационно-правовых форм.

Основная роль в воспитании и развитии детей принадлежит родителям.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

Отдельное внимание требует профилактика детского бытового травматизма. Частыми причинами травмирований детей дома и в быту, и их причинами являются: травмы на детских игровых площадках, падение с ж/д платформы и вагонов поездов при зацепинге, различные ожоги; падение с бытовых высот; удушье от мелких предметов (продукты питания, пуговицы, нитки, шурупы и др.); отравление химическими реактивами; поражение электрическим током от неисправных электробытовых приборов, укусы животных и др.

В предупреждении травм у детей придается особое значение формированию навыков безопасного поведения. Минимизировать риски травмирования детей с раннего возраста возможно при осуществлении родительского контроля поведения ребят. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Государства – участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений. принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми, создавая безопасные условия образовательной среды.

В условиях развития современного общества особенно ощутимо взаимодействие личности, семьи и социума, вызывающее положительные и отрицательные изменения в различных сферах социальной жизни. В процессе адаптации представителей различных социальных слоев общества к современным экономическим условиям, возникает дефицит эмпатии и гуманизма, нарушение межличностных связей, разобщение поколений, утрата традиций. Возрастают многообразные формы социальной патологии, такие как наркомания, аутоагрессия, алкоголизм и др., в основе которых лежит девиантное поведение личности. Наибольшие сложности в приспособлении к жизни испытывают трудные подростки и одной из эффективных платформ их социализации является волонтерская деятельность в сфере безопасности детей [7].

Основываясь на отдельных положениях теории воспитания, мы видим, что детей необходимо вовлекать в общественную деятельность, организованную с определенной целью и когда наблюдается положительный результат, дети активно действуют с большим интересом, видя результаты своего участия, проецируют будущую деятельность, с учетом ранних ошибок.

В педагогической деятельности с детьми девиантного поведения учителям и воспитателям необходим ориентир на позитив в поведении и характере ребенка. Смысловая часть сути взаимодействия взрослого и ребенка в том, что педагог должен видеть в обучаемом, все самое ценное, давая возможность самореализации его потенциала, формируя фундаментальные жизненные ценности. Ребенку с девиантным поведением необходимо создавать благоприятный морально-психологический климат и условия для комфортного пребывания в социуме, общения и реализации как личности в безопасной среде обитания.

Данное направление научно-практического исследования автора особо тепло и сердечно поддержано участниками «Круглого стола» Международного салона средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность» (г. Москва, 2013-2014 гг.); на площадке Общественной палаты РФ, в рамках Всероссийской научной конференции «130-летие Макаренко А.С. «Социализация и ресоциализация несовершеннолетних в обеспечении безопасности подрастающего поколения» и на форумах детской безопасности ООО «Офицеры России» (2018 г., 2023 г.).

Также, особым и эффективным сегментом формирования культуры безопасности подрастающего поколения является международный пожарно-спасательный спорт среди детей и молодежи, организуемый и проводимый Общероссийской общественной организацией ВДПО. В них принимают участие более 50 тыс. юных спортсменов. Сборные команды России среди юношей и девушек, занимают лидирующие позиции на мировой арене спорта, как символа мира.

2015 год, 2 – 9 августа (г. Гродно, Республика Беларусь).VI Чемпионат мира среди юношей и юниоров по пожарно-спасательному спорту – серебряные призеры. Общий итог побед: 4 мировых рекорда, 4 рекорда России, 8 серебряных, 4 бронзовых медали.

2016 год, 14 – 21 августа (г. Острава, Чехия). VII Чемпионат мира среди юношей по пожарно-спасательному спорту – бронзовые призеры. Общий итог побед: 7 мировых рекордов, 10 золотых, 5 серебряных, 7 бронзовых медалей.

2017 год, 9 – 16 июля (г. Филлах, Австрия). XXI международные соревнования CTIF по пожарно-спасательному спорту. В соревнованиях приняли участие две сборные команды России. По итогам соревнований команда девушек заняла 4-ое место среди 17 команд, команда юношей – 10-е среди 41 команды.

2018 год, 24 – 30 сентября (г. Варна, Болгария). VIII Чемпионат мира среди юношей и юниоров по пожарно-спасательному спорту – серебряные призеры. Общий итог побед: 11 мировых рекордов, 10 золотых, 10 серебряных, 6 бронзовых медалей.

2019 год, 8 – 16 сентября (г. Саратов, Российская Федерация). IX Чемпионат мира среди юношей, юниоров по пожарно-спасательному спорту - золотые призеры. Общий итог побед: 4 мировых рекорда и 4 рекорда России, 10 золотых, 7 серебряных, 8 бронзовых медалей.

2021 год, 9 – 15 августа (г. Чаковец, Хорватия). X Первенство мира среди юношей и юниоров по пожарно-спасательному спорту – золотые призеры. Общий итог побед: 1 мировой рекорд, 11 золотых, 6 серебряных, 5 бронзовых медалей.

Мы наблюдаем, что в целях повышения эффективности формирования безопасности и здоровьесбережения детей, снижения риска их гибели и травмирования, сохранения культурного кода, необходимы последовательный вектор отношения и формирования научной и практической «почвы» безопасной образовательной среды, создания и гармонизации граней социально партнерского взаимодействия образовательных организаций, масс-медиа, родительского и научного сообщества, повышения роли наставничества, включая ветеранов, международное сотрудничество, системный орган координации государственных и общественных институтов обучения и воспитания в сфере безопасности образовательной среды будущего Отечества.

References

1. Anisimov V.V. Obschie osnovy pedagogiki: ucheb. dlya vuzov [General fundamentals of pedagogy: textbook. for universities] / V.V. Anisimov, O.G. Grohol'skaya, N. D. Nikandrov. - M.: Prosveschenie [Education], 2006. -574 p.(in Russia)

2. Blinov V.I., Esenina E.Yu., Sergeev I.S. Nastavnichestvo v obrazovanii: nuzhen horosho zatochennyy instrument // Professional'noe obrazovanie i rynok truda. [Mentoring in education: you need a well-sharpened tool // Professional education and the labor market]- 2019. - № 3. - pp. 4-18.(in Russia)

3. Gosudarstvennyy doklad «O sostoyanii zaschity naseleniya i territoriy Rossiyskoy Federacii ot chrezvychaynyh situaciy prirodnogo i tehnogennogo haraktera v 2022 godu»[State report “On the state of protection of the population and territories of the Russian Federation from natural and man-made emergencies in 2022.](in Russia)

4. Pis'mo Rosstata «O predostavlenii informacii» [Letter from Rosstat “On provision of information”] ot 20.02. 2023 № 498/OG. (in Russia)

5. Pis'mo Rosstata «O statisticheskih dannyh» [Letter from Rosstat “On statistical data“] ot 17.02. 2020 g. № 303/OG.(in Russia)

6. Reshenie Obschestvennogo Soveta pri MChS Rossii ot 13.11.2019. Tezisy doklada zamestitelya Ministra MChS Rossii I.I. Kobzeva «O prinyatii dopolnitel'nyh mer po snizheniyu gibeli nesovershennoletnih na pozharah i vodnyh ob'ektah» [Decision of the Public Council under the Ministry of Emergency Situations of Russia dated November 13, 2019. Abstracts of the report of Deputy Minister of the Ministry of Emergency Situations of Russia I.I. Kobzeva “On taking additional measures to reduce the death of minors in fires and water bodies.”](in Russia)

7. Sidorkin V.A. Volonterskaya deyatel'nost' kak sredstvo privitiya navykov pozharnoy bezopasnosti detyam. Prikladnaya psihologiya i pedagogika. [Volunteering as a means of instilling fire safety skills in children. Applied psychology and pedagogy] № 2. 2020 - pp. - 97-118.(in Russia)

8. Sidorkin V.A. Social'no-pedagogicheskie aspekty volonterskoy deyatel'nosti kursantov, studentov i veteranov Akademii GPS MChS Rossii.// Materialy 6-go Mezhvuzovskogo studencheskogo foruma: «Volonterstvo - resursy obucheniya i vospitaniya». M: Akademiya GPS MChS Rossii [Social and pedagogical aspects of volunteer activities of cadets, students and veterans of the State Fire Service Academy of the Ministry of Emergency Situations of Russia. // Materials of the 6th Interuniversity Student Forum: “Volunteering - resources for training and education.” M: GPS Academy] , 2020. - pp. 11-14.(in Russia)

Reviews
1. PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF ENSURING THE SAFETY OF CHILDREN'S EDUCATIONAL ENVIRONMENT Authors: Teregulova Oxana


Login or Create
* Forgot password?