Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Рассмотрены социально-педагогические проблемы обеспечения безопасности и здорового образа жизни детей. Описаны взгляды отдельных ученых о возрастных особенностях детей. Представле-ны современная статистика ЧС в России, положительный опыт педагогических аспектов в иссле-довательской деятельности и нормативные правовые акты в сфере безопасности детей. Показаны бытовые риски гибели и травмирования детей и отдельные проблемные компоненты безопасности подрастающего поколения, подтверждающие значимость формирования культуры безопасного поведения детей. Внимание граждан, общества и государства в современных условиях, в связи с возникающими угрозами действительности, особо сфокусировано на вопросах безопасности де-тей. Автором рассмотрены вопросы особенностей воспитательного процесса с участием роди-тельского сообщества, наставников и привлечением масс-медиа. Отдельно описывается проблема в коммуникационных процессах между детьми в социальных сетях и месседжерах, которые не-редко приводят к определенным межличностным конфликтам. Предложены некоторые концепты модели формирования безопасной среды детей, с учетом их возрастных и психо-физических осо-бенностей, вовлечения трудных подростков в общественную деятельность. Немаловажным мо-ментом отражено спортивное влияние. Подчеркивается важность взаимодействия служб МВД России, МЧС России, обеспечивающих безопасность граждан и государства.
дети, безопасность, методы, общество, воспитание, наставничество
Дети, как ростки, нуждаются в безопасности.
Сидоркин В.
В современных условиях не вызывает сомнения потребность обучения подрастающего поколения безопасному для себя и окружающих поведению во времени и пространстве [1]. Проблема безопасности в России становится чрезвычайно актуальной, в связи с особенностями развития нашей Родины, проводящей, по сути, революционные преобразования государственной системы. Отечественное образование переживает период суверенного перерождения.
Природные катастрофы, техногенные ЧС, а в последнее время войны и террористические акты (часть стран Европы, Северная Африка, Афганистан, Ближний Восток и др.), отдельные проявления гибридной войны, нарастающие информационные удары и перманентное напряжение на трансграничных территориях, сложные миграционные процессы, фейковые вбросы, кибератаки на государственные и экономические системы управления представляют серьезную опасность и для нашей страны, и для цивилизации в целом. Важнейшей задачей государства и общества является формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения, требующее знаний основ и определения вектора отношения к безопасному поведению [8].
Марк Туллий Цицерон в трактате «Об обязанностях» (октябрь – декабрь 44 г.) ясно предопределил понимание термина безопасности … Прежде всего, каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, то есть свое тело, избегать всего того, что кажется вредоносным, и приобретать и добывать себе все необходимое для жизни, как пропитание, пристанище и так далее. И в развитие данной мысли, возникает необходимость восприятия факта, что дети, как ростки нуждаются в безопасности.
Безопасность и здоровье человека – значимый индикатор генезиса и функционирования общества. Эффективность результатов данного вопроса связана с формированием системы ценностных убеждений подрастающего поколения и сознательного отношения детей к жизни и здоровью. Достижение положительных результатов возможно при системном обучении и воспитании детей (в т.ч. с ограниченными возможностями здоровья – ОВЗ) в сфере безопасности, с учетом их психо-физических и возрастных особенностей, а также при эффективном обеспечении безопасного детского пространства, начиная с дошкольного детства, с участием родителей.
Одной из острых проблем органов управления образованием и осуществления образовательного процесса, осуществляющих перспективу развития обучения и воспитания, является осмысление мотивирующих сценариев, определяющих воздействие внешних и внутренних факторов на цели и задачи – миссии просвещения подрастающего поколения в сфере безопасности и определения методологических положений современных педагогических подходов, создания антологии безопасности, на платформе центра комплексной безопасности детей.
Определенное видение некоторого решения проблемы, заключается в необходимости комплексной разработки педагогической модели формирования безопасной образовательной среды детей – платформы развития личности, включающей в себя факторы ее эффективности (положительные и отрицательные), такие как: возраст, пол и национальность детей; психо-физические состояние детей, в т.ч. с ОВЗ; социальная компетентность и успеваемость детей; роль и влияние родителей; влияние местных условий – город/село; качественная сторона образовательных организаций – профессионализм педагога, дополнительное образование, компоненты дисциплины ОБЖ – количество часов/тематика; информирование – кино, СМИ, интернет, социальные сети, мессенджеры; законодательство – нормативные правовые акты, распорядительные документы и локальные акты организаций; общественные организации, религиозные конфессии, институты наставничества, в т.ч., участие ветеранов и волонтеров; результаты социальных опросов; международное сотрудничество в сфере воспитания и безопасности детей.
Ежегодно в России в чрезвычайных событиях различного характера и на пожарах погибают тысячи человек, включая детей – будущее нации.
В 2022 г. на территории Российской Федерации произошло 242 ЧС, в том числе: федерального характера – 2; межрегионального характера – 2; регионального характера – 19; межмуниципального характера – 9; муниципального характера – 150; локального характера – 60. На долю от общего числа ЧС пришлось: техногенных ЧС – 67,8 %; природных ЧС – 32,2 %. Число людей, пострадавших в результате ЧС в 2022 г., составило 235 274 чел., из которых: при техногенных ЧС – 100 912 чел. (42,9 % от общего количества пострадавших); природных ЧС – 134 362 чел. (57,1 % от общего количества пострадавших). Погибших при техногенных ЧС – 181, в природных ЧС – 18 человек, число спасенных людей при ЧС в 2022 г. составило 789 чел. Общий материальный ущерб от ЧС в 2022 г. составил 7 828 394, 733 тыс. руб. Обобщенный уровень потенциальных опасностей Российской Федерации составляет 7,969*10-5 [3].
Статистика последних лет показывает, что, несмотря на общие усилия и комплексное осуществление профилактических мероприятий, проводимых органами власти и общественными организациями по снижению количества пожаров, заболеваний, суицидов, гибели на водных объектах и в ДТП за период с 2000 по 2021 гг., в Российской Федерации в вышеуказанных трагических событиях погибло и травмировано свыше 100 тысяч детей. По официальным данным ГИБДД МВД России, Росстата России, за период с 2000 по 2019 гг. в ДТП погибло около 22 тысяч детей, при суицидах – более 28 тысяч несовершеннолетних [5].
Рост количества погибших при пожарах детей наблюдался в 2012, 2014, 2018 гг., около 70 % дети до 6 лет и незабываема Кемеровская трагедия, унесшая жизни многих детей [6]. Тревожат сознание общества пожары с массовой гибелью детей (от двух и более детей), периодически происходящие во всех федеральных округах страны, кроме субъектов СКФО, что говорит о роли вклада старшего поколения Северного Кавказа в воспитание и просвещение детей и молодежи, формирование уклада преемственности поколений.
Вышеназванное, подвигает к сплочению государства и общества для решения назревших проблем в области обеспечения безопасности детей и сохранения будущего нашего Отечества.
По мнению многих ученых (Никандров Н.Д., Блинов В.И., Брушлинский Н.Н., Мальцева Т.В. и др.) подростковый возраст, а особенно, возраст, охватывающий среднее школьное звено, наиболее благоприятен (сензитивен) и гибок для формирования у человека адекватного отношения к личной и коллективной безопасности. Ведущая роль в достижении этой цели принадлежит родителям, школе и учреждениям дополнительного образования детей, функционированию детских общественных объединений – добровольных дружин юных пожарных (ДЮП), юных инспекторов движения (ЮИД), при поддержке ветеранов МЧС России, МВД России, представителей СМИ, религиозных конфессий, волонтеров, блогеров и др.
Закладка основ безопасного поведения при опасностях различного характера – острейшая необходимость нашего времени в обычной и эпидемиологической обстановке. Еще один вызов в новейшей истории – эпидемиологическая обстановка при пандемии COVID-19. На 15.11.2022 г., за период пандемии в мире зарегистрировано 6 611 647 умерших, число зараженных 635 527 057, в России 391 085 чел. умерших, зараженных 21 504 530 чел., в число которых входит много детей различного возраста и пола. В нашей стране, за прошедшие 2020-2021 гг. от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) зарегистрировано заболевших детей (в возрасте 0-17 лет включительно) – 1 642 363, умерших – 277 детей [4]. В сложной эпидемиологической обстановке были целесообразны и эффективны онлайн-занятия с обучающимися и воспитанниками, при участии родительского сообщества, общественных организаций и масс-медиа.
Как отдельный пример практики применения в обучении и воспитании в вышеуказанном формате, 2-D программа автора статьи для обучения детей в области формирования культуры безопасности и профессиональной ориентации подрастающего поколения «Азбука пожарной безопасности детям», отдельные методические рекомендации, внедряемые в образовательных организациях г. Москвы и Московской области (СОШ №№ 1539, 109, 319, 883, ДОУ №1386, гимназия № 1 г. Балашиха и др.), школах и детских садах Министерства образования Кузбасса, в главных управлениях МЧС России по Оренбургской области, Красноярскому краю, в республиках Марий Эл, Карелия, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания и за рубежом.
Отчасти, за бортом теории и практики исследования в сфере безопасности оставлен аспект коммуникаций детей и молодежи. С понятиями «угроза», «опасность», «безопасность» в тесных отношениях находится категория «риск», которая уже прочно вошла в современный научный обиход и приобрела междисциплинарный статус, ориентируясь на дискретность подходов.
Не исключением стала и лингвистическая область научного знания. Так, ученые-лингвисты Кормилицына М.А., Сиротинина О.Б. и другие выделяют такие основные причины коммуникативных рисков, как: неточное прогнозирование компетенций адресата и его способности понимания текста. Иными словами, адресант опирается на свой жизненный и профессиональный опыт и не учитывает жизненный и профессиональный опыт адресата, который может не совпадать с опытом адресанта. В этом случае особенно рискогенными оказываются прямые, категоричные негативные оценки, или «ярлыки», которые желательно смягчить метатекстовыми и др. средствами; риски нарушения этических норм в различных коммуникациях.
Под этическими нормами понимают «нормы должного речевого поведения, соблюдать которые выгодно и адресанту, и адресату, т.к. они в равной степени заинтересованы в эффективности общения». Здесь необходим приоритет вежливости, ограничение категоричности, недопустимости оскорблений, траспарентности информации, а также ее верифицирование и т.п.
По данным исследования Высшей школы экономики, в интернет-сеть выходят практически все подростки в возрасте от 12 до 14 лет. Это 95-97 % подростков. Также растет вовлеченность в цифровую среду детей в возрасте от сейчас 68% детей в возрасте от 3 до 6 лет 3 до 6 лет и с 7 до 11 лет пользуются социальными сетями и интернетом. В 2011 году эта цифра составляла всего 22%
Отдельные действия в коммуникационных процессах между детьми в социальных сетях и месседжерах приводят к определенным, известным всем асоциальным последствиям. Причинами кибербуллинга могут выступать различные компоненты. Как правило, травлей с использованием ИКТ, занимаются ради завоевания признания внутри коллектива, избавления от скуки или преодоления личностного кризиса, что может привести к дисгармонии общения в учебной деятельности и нарушению межличностных отношений в детской среде. Учитель, должен помочь выйти из кризисной ситуации, минимизируя риски возникновения и развития конфликта.
Государство, семья и общество заинтересованы в обеспечении информационной безопасности детей и содействуют в решении задач по формированию у детей навыков самостоятельного и ответственного потребления информационной продукции, повышения уровня медиаграмотности детей разного возраста и формирования смысловых действий.
Здесь поможет наставническая деятельность старших и опытных специалистов, как инструмент воспитания. Потребность в расширении практик наставничества в образовании на протяжении нескольких последних лет осознается на различных уровнях управления. 23 декабря 2013 года, на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития В. Путин акцентировал внимание на необходимость возрождения института наставничества.
2023 г. – Год педагога и наставника. Наставничество как институт воспитания и развития личности – одна из основ управления различными социально-экономическими системами, что в современных условиях актуально и представляет определенный интерес для организации образовательного процесса и значимости воспитательной деятельности детей и молодежи.
Миссией наставничества в отношении наставляемых, является оказание помощи и поддержки в освоении ими необходимых профессиональных навыков и опыта работы в области безопасности, а также формирование у них заинтересованности в результатах деятельности [2].
Ядро наставничества – мотивация и оказание помощи, поддержки в процессе адаптации наставляемых к условиям будущей деятельности, преодолении возникающих проблем; формирование и развитие профессиональных навыков и умений учеников; эффективность процесса профессионального становления, развитие их способностей к самостоятельному, качественному и ответственному выполнению будущей деятельности; содействие в выработке навыков поведения наставляемых, в соответствии с профессионально-этическими принципами.
Наставник пробуждает потенциал душевных сил ученика и они должны находиться в равном положении при осуществлении учебной деятельности. Фундамент познания – диалектический спор, направляющий ученика к истине, через наводящие вопросы наставника. Известно всем, еще со времен Платона, Аристотеля, Ж. Руссо, М. Ломоносова и до наших дней, что важное и тонкое искусство наставника заключается в умении предоставления самостоятельности ученику и право его выбора, что находит отражение в мыслях ученых XXI века.
По мнению В.И. Блинова, воспитание – основа процесса образования, развития и становления личности. Определенное место в воспитании, жизнедеятельности человека (по А. Маслоу, в пирамиде потребностей – достаточно важное) занимает привитие азов и обучение безопасному поведению детей, начиная с дошкольного возраста, развитие опорных навыков.
Задача раннего формирования культуры безопасного поведения актуальна, своевременна и достаточно сложна, печальная статистика гибели и травмирования при пожарах данной возрастной категории детей (около 70 % от общего количества детей – дети до 6 лет), тому свидетельство. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Так как, именно до семи лет закладываются основные черты личности (у девочек и мальчиков по-разному), формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков основ безопасности, осознанную потребность в систематических занятиях по безопасности жизнедеятельности на уроках и кружках.
Подготовить ребенка к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности и взаимодействия с окружающей средой, т.е. формирования безопасной образовательной среды, составляющей психологическую, дидактическую и методическую компоненты.
Одной из задач обучения и воспитания заключается в том, чтобы не перегрузить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать ему возможность подумать и понять. Это требует от педагога глубоких знаний педагогики и психологии, наличия профессиональных компетенций и опыта работы с различными возрастными группами детей.
Начинать обучать ребенка нужно с самых ранних лет, рассказывая ему о том, какие предметы могут быть опасными дома. Малыши очень любознательны, они исследуют все вокруг экспериментальным путем. Особенно их привлекают яркие предметы или те, которые издают какой-то звук или имеют запах. Спички, бытовая техника и электророзетки и другие технические блага цивилизации, как раз и относятся к группе риска бытия детей.
Следует отметить, что дети, в силу возраста, более расположены к получению новой информации. Здесь важно, чтобы обучение было интересным, не скучным, учитывались возрастные, половые особенности ребенка. Надо сделать так, чтобы работа по обучению подрастающего поколения была разнообразной по формам и темам, затрагиваемым в ходе образовательного процесса, проводимых как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.
Не вызывает сомнений то, что важно обучать детей основам безопасности жизнедеятельности. Алгоритм формирования основ безопасного поведения для ребенка таков: от удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности. Для формирования потребности в данном случае необходимо:
ознакомить ребенка с опасностью, способами защиты и избегания опасностей;
сформировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной и коллективной безопасности;
выработать навыки осторожного обращения с опасными предметами и процессами;
привить знания, умения и навыки правильных действий в чрезвычайных ситуациях и др.
Формирование у детей такой базовой потребности как безопасность жизни является важнейшей задачей современного общества. Решить ее можно, лишь создав платформу культуры безопасности и жизнедеятельности. Здесь речь идет о развитии сущностных характеристик личности, направленных на обеспечение собственной безопасности, выработке умений и навыков поведения в социоопасных экстремальных условиях, чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью человека.
Но прежде всего, педагогу необходимо знать, для какой аудитории детей проводится занятие, чтобы вести его на доступном, для определенной возрастной группы, языке, с учетом их психо-физических особенностей.В основе взаимодействия лежит принятие сотрудничества и удовлетворенности взаимоотношениями детей со сверстниками и обществом в целом, определения социального вектора направленности личности во времени и пространстве.
У детей вырабатывается серьезное, осмысленное отношение к проблемам безопасности с учетом того, что полученные в детском возрасте знания через чувственное восприятие перерастают в устойчивые привычки, из которых складываются черты характера ребенка. Нужно формировать у детей в дошкольном возрасте систему представлений об опасности окружающих предметов и явлений, которая по мере роста и развития ребенка будет пополняться соответствующими сведениями и новыми знаниями.
Методы формирования культуры безопасности включают рассказ, показ, демонстрацию натурных образцов, передовых приемов, лекции, беседы, консультации, личный пример старших (учителей, родителей, старшеклассников, специалистов и др.).
Средствами формирования культуры безопасности также служат: кино, радио, телевидение, плакаты, фотографии, витрины, правила, инструкции, стенные газеты, книги, оформление кабинетов и уголков безопасности в школе, значки, брелоки, видео-ролики в социальных сетях.
Важ ная составляющая формирования основ безопасного поведения детей – дисциплина ОБЖ в настоящее время содержит недостаточное количество учебных часов школьной программы. Всего 34 часа выделено по предмету, один раз в неделю, в 5, 8-11 классах на изучение отдельных тем, связанных с формирующими знаниями в области безопасности, что ограничивает процесс информирования детей и передачи им необходимых знаний, привития навыков.
Определенную лепту в сферу детской безопасности может внести соучастие представителей религиозных конфессий, волонтерских движений, сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних МВД России, во взаимодействии с инспекторами госпожнадзора МЧС России, которые совместно с учителями/воспитателями вправе участвовать в воспитательном процессе обучающихся/воспитанников образовательных организаций в кружковых, секционных мероприятиях в системе дополнительного образования детей.
Зачастую, во время учебных занятий, не всегда удается донести до обучающихся взаимосвязь изучаемого материала, с применением его в обыденной жизни. Данное утверждение не в меньшей мере относится к программам, направленным на получение знаний в области комплексной безопасности детей, поиску парадигмы безопасности будущего нашей Родины.
Общеизвестно, что цель дополнительного образования: дополнить «образовательную программу разработанную организацией», осуществить взаимосвязь теории с практикой, помочь в развитии творческого потенциала личности в соответствии с запросами общества. В настоящее время, как видно из вышесказанного, стоит актуальный запрос на подготовку детей и молодежи к волонтерской деятельности, что требует не только практических знаний, но и усвоение и принятие морально-волевых ценностей общества.
Предполагается, что в образовательных организациях эффективнее разрабатывать и реализовывать программы дополнительного образования по направлению подготовки к волонтерской деятельности в области комплексной безопасности, в рамках которых дети получат знания, которые применимы и в других сферах жизни.
Преимуществом дополнительных общеразвивающих программ является их доступность для освоения, зачастую «досуговый, развлекательный характер», но в тоже время возможность углубления знаний, прикладной характер, что обусловило их востребованность и актуальность в настоящее время, для более открытого общения между учителем и учеником.
В целях формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста, профессиональной ориентации и воспитания курсантов-волонтеров, в рамках дополнительного образования в 2011 г. на базе Технического пожарно-спасательного колледжа им Героя России В.М. Максимчука и дошкольных организаций, автором статьи организована экспериментальная площадка «Азбука пожарной безопасности детям» объединения «Юный пожарный».
В практике определяется ситуационная задача-игра в различных формах, с учетом возрастных и психо-физических особенностей детей, в т.ч. с ОВЗ. Проведены занятия-беседы в десятках школ и детских садах г. Москвы, обучено мерам безопасности тысячи ребят. Были и загадки, и творческое выполнение поделок, рисунков и др. В работе с дошкольниками, в воспитательную деятельность вовлекались и родители, в т.ч. бабушки и дедушки. Тем самым, в образовательном процессе с малышами развивается и творческое их воображение, как особая деятельность, представляющая своеобразный вид деятельности памяти (по Л.С. Выготскому).
Одновременно, осуществляется вовлечение в работу с малышами «трудных» студентов колледжа, не отличавшихся как успеваемостью, так и адекватным поведением на уроках. По истечении некоторого времени, у ребят заметно изменилось в позитивную сторону отношение к себе и к учебе. Это результаты вовлеченности курсантов в работу с маленькими детьми, когда они почувствовали себя социально востребованными и нужными, и в тоже время ответственными за дело, что в целом дало положительный результат и улучшило их отношение к учебе.
Все это требует глубоких знаний психолого-педагогических особенностей подростков, профессионализма учителей и эффективных организационно-воспитательных способностей руководителей образовательных организаций различных организационно-правовых форм.
Основная роль в воспитании и развитии детей принадлежит родителям.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.
Отдельное внимание требует профилактика детского бытового травматизма. Частыми причинами травмирований детей дома и в быту, и их причинами являются: травмы на детских игровых площадках, падение с ж/д платформы и вагонов поездов при зацепинге, различные ожоги; падение с бытовых высот; удушье от мелких предметов (продукты питания, пуговицы, нитки, шурупы и др.); отравление химическими реактивами; поражение электрическим током от неисправных электробытовых приборов, укусы животных и др.
В предупреждении травм у детей придается особое значение формированию навыков безопасного поведения. Минимизировать риски травмирования детей с раннего возраста возможно при осуществлении родительского контроля поведения ребят. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Государства – участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений. принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми, создавая безопасные условия образовательной среды.
В условиях развития современного общества особенно ощутимо взаимодействие личности, семьи и социума, вызывающее положительные и отрицательные изменения в различных сферах социальной жизни. В процессе адаптации представителей различных социальных слоев общества к современным экономическим условиям, возникает дефицит эмпатии и гуманизма, нарушение межличностных связей, разобщение поколений, утрата традиций. Возрастают многообразные формы социальной патологии, такие как наркомания, аутоагрессия, алкоголизм и др., в основе которых лежит девиантное поведение личности. Наибольшие сложности в приспособлении к жизни испытывают трудные подростки и одной из эффективных платформ их социализации является волонтерская деятельность в сфере безопасности детей [7].
Основываясь на отдельных положениях теории воспитания, мы видим, что детей необходимо вовлекать в общественную деятельность, организованную с определенной целью и когда наблюдается положительный результат, дети активно действуют с большим интересом, видя результаты своего участия, проецируют будущую деятельность, с учетом ранних ошибок.
В педагогической деятельности с детьми девиантного поведения учителям и воспитателям необходим ориентир на позитив в поведении и характере ребенка. Смысловая часть сути взаимодействия взрослого и ребенка в том, что педагог должен видеть в обучаемом, все самое ценное, давая возможность самореализации его потенциала, формируя фундаментальные жизненные ценности. Ребенку с девиантным поведением необходимо создавать благоприятный морально-психологический климат и условия для комфортного пребывания в социуме, общения и реализации как личности в безопасной среде обитания.
Данное направление научно-практического исследования автора особо тепло и сердечно поддержано участниками «Круглого стола» Международного салона средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность» (г. Москва, 2013-2014 гг.); на площадке Общественной палаты РФ, в рамках Всероссийской научной конференции «130-летие Макаренко А.С. «Социализация и ресоциализация несовершеннолетних в обеспечении безопасности подрастающего поколения» и на форумах детской безопасности ООО «Офицеры России» (2018 г., 2023 г.).
Также, особым и эффективным сегментом формирования культуры безопасности подрастающего поколения является международный пожарно-спасательный спорт среди детей и молодежи, организуемый и проводимый Общероссийской общественной организацией ВДПО. В них принимают участие более 50 тыс. юных спортсменов. Сборные команды России среди юношей и девушек, занимают лидирующие позиции на мировой арене спорта, как символа мира.
2015 год, 2 – 9 августа (г. Гродно, Республика Беларусь).VI Чемпионат мира среди юношей и юниоров по пожарно-спасательному спорту – серебряные призеры. Общий итог побед: 4 мировых рекорда, 4 рекорда России, 8 серебряных, 4 бронзовых медали.
2016 год, 14 – 21 августа (г. Острава, Чехия). VII Чемпионат мира среди юношей по пожарно-спасательному спорту – бронзовые призеры. Общий итог побед: 7 мировых рекордов, 10 золотых, 5 серебряных, 7 бронзовых медалей.
2017 год, 9 – 16 июля (г. Филлах, Австрия). XXI международные соревнования CTIF по пожарно-спасательному спорту. В соревнованиях приняли участие две сборные команды России. По итогам соревнований команда девушек заняла 4-ое место среди 17 команд, команда юношей – 10-е среди 41 команды.
2018 год, 24 – 30 сентября (г. Варна, Болгария). VIII Чемпионат мира среди юношей и юниоров по пожарно-спасательному спорту – серебряные призеры. Общий итог побед: 11 мировых рекордов, 10 золотых, 10 серебряных, 6 бронзовых медалей.
2019 год, 8 – 16 сентября (г. Саратов, Российская Федерация). IX Чемпионат мира среди юношей, юниоров по пожарно-спасательному спорту - золотые призеры. Общий итог побед: 4 мировых рекорда и 4 рекорда России, 10 золотых, 7 серебряных, 8 бронзовых медалей.
2021 год, 9 – 15 августа (г. Чаковец, Хорватия). X Первенство мира среди юношей и юниоров по пожарно-спасательному спорту – золотые призеры. Общий итог побед: 1 мировой рекорд, 11 золотых, 6 серебряных, 5 бронзовых медалей.
Мы наблюдаем, что в целях повышения эффективности формирования безопасности и здоровьесбережения детей, снижения риска их гибели и травмирования, сохранения культурного кода, необходимы последовательный вектор отношения и формирования научной и практической «почвы» безопасной образовательной среды, создания и гармонизации граней социально партнерского взаимодействия образовательных организаций, масс-медиа, родительского и научного сообщества, повышения роли наставничества, включая ветеранов, международное сотрудничество, системный орган координации государственных и общественных институтов обучения и воспитания в сфере безопасности образовательной среды будущего Отечества.
1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н. Д. Никандров. - М.: Просвещение, 2006. -574 с.
2. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. - 2019. - № 3. - С. 4-18.
3. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2022 году».
4. Письмо Росстата «О предоставлении информации» от 20.02. 2023 г. № 498/ОГ.
5. Письмо Росстата «О статистических данных» от 17.02. 2020 г. № 303/ОГ.
6. Решение Общественного Совета при МЧС России от 13.11.2019. Тезисы доклада заместителя Министра МЧС России И.И. Кобзева «О принятии дополнительных мер по снижению гибели несовершеннолетних на пожарах и водных объектах».
7. Сидоркин В.А. Волонтерская деятельность как средство привития навыков пожарной безопасности детям. Прикладная психология и педагогика. Вып. № 2. 2020 г. - С. - 97-118.
8. Сидоркин В.А. Социально-педагогические аспекты волонтерской деятельности курсантов, студентов и ветеранов Академии ГПС МЧС России.// Материалы 6-го Межвузовского студенческого форума: «Волонтерство - ресурсы обучения и воспитания». М: Академия ГПС МЧС России, 2020. - С. 11-14.