Tver, Tver, Russian Federation
employee
Russian Federation
UDK 159.9 Психология
The profession of «software tester» is currently included in the list of the 50 most popular, new and promising professions on the labor market. Currently, due to the rapid development of IT technologies, the requirements for testers, their knowledge and qualifications are constantly increasing: the professional activity of a tester is becoming more and more "engineering" and requires specific knowledge, skills and competencies, as well as technical savvy. The main task of the tester is to evaluate programs that are in development or already functioning, identify failures, errors (bugs) in them and transmit this information to developers for correction. A "successful" tester, in the context of the analysis of his professional and personal competence, can be determined in the presence of the following main characteristics: the presence of professional training and work experience; the presence of internal motivation for the implementation of successful professional activities in the field of information technology; possession of reflection and introspection in the context of performing testing activities; the presence of professionally important characteristics that ensure the success of professional activities, including, for example, patience, diligence, conscientiousness, independence, etc.; the presence of ideas about test design techniques, types of testing, ways to identify and eliminate errors, a variety of approaches to testing; the presence of technical testing skills in information systems administration, programming; ability to work with test documentation: to draw up a test plan, requirements specifications, develop test scenarios, issue test reports, bug reports, etc.; availability of organizational, managerial and communicative competencies. The analysis of the professional and personal competence of testers, their professional and personal qualities can serve as a basis for the development of criteria for the success of professional activity, determining the prospects and trends of professional development, optimizing the procedures for professional selection and professional certification of testing specialists within the professional standard.
software tester, testing specialist, professional and personal competence, digital transformation, information technology
Введение. В настоящее время, в эпоху цифровой трансформации общественных процессов, развития цифровой экономики, внедрения информационных технологий в различные сферы жизни видоизменяется культура, труд и формы взаимоотношений между людьми. Информационные, цифровые, телекоммуникационные технологии уже проникли во многие сферы профессиональной деятельности и являются основой дальнейшего развития общества, научно-технического прогресса, социализации человека на всех этапах его жизненного пути. В этом ключе актуальным и значимым является вопрос о профессиональной компетентности специалистов, занятых в сфере информационных технологий, об их практических знаниях и профессиональном опыте.
Сегодня, в условиях развития цифровой трансформации науки, образования и общества, спрос на специалистов сферы информационных технологий продолжает оставаться достаточно высоким и имеет тенденцию к нарастанию. Анализ рынка информационных технологий показывает, что, помимо программистов, насущной является потребность в подготовке таких специалистов, как разработчик (CTO), дата-аналитик (DS), Project Manager (PM), тестировщик (QA), дизайнер (UI/UX), бизнес-архитектор (BA) [6]. Профессия «тестировщик программного обеспечения», в рамках профессионального направления «Умная среда», на сегодняшний день входит в перечень 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих получения среднего профессионального образования [14]. Собственно, сам профессиональный стандарт тестировщика «Специалист по тестированию в области информационных технологий» был утвержден Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в 2014 году. В 2021 году в данный профессиональный стандарт были внесены изменения, согласно Приказу Минтруда России от 02.08.2021 № 531н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по тестированию в области информационных технологий» [15]. Согласно данному профессиональному стандарту, основной целью вида профессиональной деятельности тестировщика является оценка качества разрабатываемого программного обеспечения путем проверки соответствия программного продукта заявленным требованиям.
Содержание предыдущих исследований, описание выявленных противоречий. В настоящее время, в связи с бурным развитием IT-технологий, требования к тестировщикам, их знаниям и квалификации постоянно возрастают. Работа тестировщика становится всё более «инженерной» и требует специфических знаний, навыков и компетенций, а также технической подкованности. Возросшее предложение на IT-рынке, а также обилие курсов, конференций, тренингов и прочих информационных источников по тестированию программного обеспечения ставит тестировщика перед необходимостью постоянно развивать и формировать свою профессиональную компетентность [11, 17, 18].
Об определенном дефиците научных публикаций по вопросам профессиональной компетентности тестировщиков может свидетельствовать и тот факт, что поисковый запрос в Российском индексе научного цитирования, на крупнейшем информационно-аналитическом научном портале, по ключевому слову «тестировщик» выдает всего только порядка более 200 публикаций.
При создании любой программы порядка 75% времени уходит не написание программного кода, а на её тестирование. Без проведения тестов нет возможности узнать, как программа будет функционировать при реальном использовании – поведет ли она себя так, как от нее ожидают. Конечные пользователи программного обеспечения непредсказуемы и могут делать то, что категорически не предусмотрено разработчиком [9].
Связующим звеном между разработчиком программы и конечным пользователем является тестировщик. В соответствии с ГОСТ ISO/IEC 19896-1-2021 тестировщик – это специалист, назначаемый для выполнения действий по тестированию в соответствии с применимым стандартом тестирования соответствия и соответствующей методологией испытаний [3]. Другими словами, тестировщик – это специалист, который играет определенную ключевую роль в создании качественного и эффективно работающего программного обеспечения, веб-приложения и, в целом, любого программного продукта. Главная задача тестировщика состоит в оценивании программ, которые находятся в разработке или уже функционируют, выявлять в них сбои, ошибки (баги) и передавать эту информацию разработчикам для исправления [11].
В этом смысле результаты любого ИТ-проекта зависят, в целом, от уровня квалификации тех ИТ-специалистов, задействованных в нем и определяются наличием у них различных компетенций: профессиональных, организационно-управленческих и др. Практика показывает, что на сегодняшний день для организаций выгоднее вложиться в обучение уже работающих сотрудников с целью развития у них профессионально-личностной компетентности, чем организовывать процессы приема на работу и первичной профессиональной адаптации нового специалиста в связи с временными, организационными и материальными затратами [7].
Проведенный анализ научной психолого-педагогической литературы по вопросам профессиональной компетентности тестировщиков позволят нам говорить о том, что есть отдельные фрагментарные публикации, касающиеся знаний, умений, навыков, компетенций, которые необходимы при трудоустройстве на работу в информационный сектор и работы, освещающие отдельные аспекты способов оценки квалификации тестировщиков [1, 2, 10].
Тестировщиков по опыту и уровню навыков можно разделить на пять типов:
- Trainee (стажер) – это человек, который уже имеет теоретическую базу знаний и базовые умения, но еще не имеет опыта.
- Junior (младший) – специалист с небольшим опытом или младший тестировщик. Как правило, в его портфолио уже есть тест-кейсы (профессиональная документация тестировщика).
- Middle (средний) – тестировщик среднего уровня.
- Senior (старший) – старший тестировщик с большим опытом.
- QA Tech Lead (технический руководитель отдела контроля качества) – ведущий специалист, который руководит командой тестировщиков.
Для каждого из пяти уровней необходимо постоянно развивать свои компетенции как минимум, для их сохранения и как максимум, для того, чтобы их повысить [3].
«Успешного» тестировщика, в контексте анализа его профессионально-личностной компетентности, можно определить при наличии следующих основных характеристик (на основании опросов менеджеров программного обеспечения и тестировщиков с большим опытом профессиональной деятельности) [Цит по: 1]:
1) наличие профессиональной подготовки и опыта работы, заключающегося в наличии знаний по основам программирования, владением навыками составления отчетов по результатам тестирования программных продуктов в различных информационных системах;
2) наличие внутренней мотивации для реализации успешной профессиональной деятельности в сфере информационных технологий, понимание перспектив профессионального развития;
3) владение рефлексией и самоанализом в контексте выполнения деятельности по тестированию, понимание своей роли при разработке программного продукта и важности выявления ошибок и дефектов;
4) наличие профессионально важных характеристик, обеспечивающих успешность выполнения профессиональной деятельности, среди которых, например, терпеливость, исполнительность, добросовестность, самостоятельность и др.
Другие исследования подчеркивают наличие таких необходимых компетенций для профессиональной деятельности тестировщика, как:
наличие представлений о технике тест-дизайна, видах тестирования, способах определения и устранения ошибок, разнообразных подходах к тестированию, знание и опыт использования различных методов и инструментов тестирования программного обеспечения;
наличие технических навыков тестирования по администрированию информационных систем, программированию;
умение работать с тестовой документацией: составлять план тестирования, спецификации требований, разрабатывать тестовые сценарии, оформлять отчеты о тестировании, баг-репорты и др.;
наличие организационно-управленческих и коммуникативных компетенций [1, 7, 11, 12].
Одними из трудоемких, но дающими значимые научные результаты методов для оценки квалификации специалистов могут выступить методы регрессионного анализа, которые позволяют по имеющимся данным прогнозировать и планировать новые результаты (например, при наличии измеренных личностных характеристик у сотрудников и экспертной оценки их профессиональной деятельности можно говорить о возможности построить регрессионную зависимость между психологическими характеристиками и эффективностью труда специалистов в организации) [8]. В рамках проведенного исследования Э.И. Гаврильева и Т.В. Авдеенко была предложена регрессионная модель для оценки имеющих знаний, умений, навыков у тестировщиков программного обеспечения, в ходе которого было выявлено, что при оценке квалификации тестировщиков важны такие параметры, как среднее число зарегистрированных ошибок (дефектов), среднее время решения профессиональных задач, количество трудоустроенных стажеров (при наличии). Полученные прогностические результаты могут выступить основой для разработки плана профессионального развития тестировщика в целях повышения эффективности работы организации [1].
Уместно подчеркнуть, что в рамках проведенного опроса на основании метода свободных ответов по вопросам профессиональной успешности ИТ-специалистов для тестировщиков наиболее значимы аспекты, связанные с социальным признанием результатов своего труда и четкими ориентирами своего профессионального развития и в меньшей степени выражены аспекты материального вознаграждения и удовлетворенности своей профессиональной деятельностью [4].
На сегодняшний день, в связи с возросшими требованиями к квалификации тестировщика, значимость его личностных качеств не уменьшается. Скорее наоборот, определенные личностные качества могут определять успешность выполнения профессиональной деятельности тестировщика и иметь решающее значение при одинаковых знаниях и навыках при принятии управленческих решений в рамках работы над ИТ-проектом [13, 16].
Сложность анализа аспектов профессионально-личностной компетентности тестировщиков связана еще и с тем, что в рамках реализации цикла разработки ИТ-проекта тестировщики являются одними из участников при разработке программного продукта, при этом их позиция нередко оказывается в ситуации неопределенности в профессиональной среде: с одной стороны, они не могут принимать управленческие решения, с другой – границы их профессиональной ответственности носят размытый характер [5].
По результатам анализа нормативно-правовых документов, психолого-педагогических публикаций по вопросам профессиональной деятельности и профессиональной компетентности ИТ-специалистов, представленных в электронных библиотеках, обобщены профессионально-личностные качества, которые помогают тестировщику повысить свою эффективность и являются основой успешной профессиональной деятельности специалиста по тестированию (см. табл.) [1, 4, 7, 10, 13, 16, 18].
Таблица
Профессионально-личностные качества
тестировщика программного обеспечения
Профессионально-личностные качества |
Описание |
конструктивная коммуникация |
беспристрастно и объективно доносить до разработчика найденные ошибки
|
понятное преподнесение нужной информации
|
умение доступно излагать свои мысли |
внимательность и дисциплинированность |
– умение отслеживать мельчайшие детали и незначительные ошибки; – умение следить за множеством процессов и не терять из виду важные моменты
|
системность |
– умение организовать информацию; – умение разбивать задачи на этапы; – выстраивание логических цепочек; – объективно оценивать результаты своей работы
|
работа в команде |
– выстраивание отношений с коллегами по работе, с руководством; умение принимать критику и результативно ее использовать
|
взаимодействие с заказчиком |
умение прислушиваться к мнению заказчика независимо от уровня его технической подготовки
|
клиентоориентированность |
важно учитывать пожелание заказчика и сосредоточиться на них во время всего процесса разработки программного обеспечения
|
самоорганизация |
– планирование работы и управление своим временем; – приоритезация задач и быстрое переключение между ними; – соблюдение сроков
|
обучаемость |
постоянное обучение: – просмотр вебинаров; – прохождение курсов; – чтение книг; – изучение новых подходов и инструментов по тестированию
|
Выводы. Сегодня тестировщики, специалисты по тестированию в области информационных технологий, являются одними из ключевых специалистов при разработке ИТ-проекта. Тестирование программных продуктов стало необходимым и естественным шагом в связи с быстрыми темпами развития информационных технологий и цифровой трансформацией общества в целом. Проведенный анализ профессионально-личностной компетентности тестировщиков, их профессионально-личностных качеств может послужить основой для разработки критериев успешности профессиональной деятельности, определения перспектив и тенденций профессионального развития, оптимизации процедур профессионального отбора и профессиональной аттестации специалистов по тестированию в рамках профессионального стандарта.
1. Gavril'ev E.I. Avdeenko T.V. Mnogofaktoraya regressionnaya model' ocenki kvalifikacii testirovshchika programmnogo obespecheniya [Multivariate regression model for evaluating the qualification of a software tester]. Doklady Tomskogo gosudarstvennogo universiteta sistem upravleniya i radioelektroniki [Reports of Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics], 2022, Tom 25, no. 4, pp. 115-121. (in Russian)
2. Gavril'ev E.I., Avdeenko T.V. Model' ocenki kvalifikacii IT-specialistov v oblasti razrabotki programmnogo obespecheniya [A model for assessing the qualifications of IT specialists in the field of software development]. Bezopasnost' cifrovyh tekhnologij [Digital technology security], 2021, no. 2 (101), pp. 67-84. (in Russian)
3. GOST ISO/IEC 19896-1-2021. Mezhgosudarstvennyj standart. Informacionnye tekhnologii. Metody i sredstva obespecheniya bezopasnosti. Trebovaniya k kompetencii specialistov po testirovaniyu i ocenke bezopasnosti informacionnyh tekhnologij. CHast' 1. Vvedenie, osnovnye ponyatiya i obshchie trebovaniya [State standard ISO/IEC 19896-1-2021. Interstate standard. Information technology. Methods and means of ensuring security. Requirements for the competence of information technology security testing and assessment specialists. Part 1. Introduction, basic concepts and general requirements]. http://www.consultant.ru/ (accessed 11 August 2023). (in Russian)
4. ZHurina M.A. Sub"ektivnye predstavleniya o professional'noj uspeshnosti IT-specialistov [Subjective ideas about the professional success of IT specialists]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology], 2019, no. 4 (49), pp. 243-349. (in Russian)
5. Zemnuhova L.V., Guseva A.A. Sociotekhnicheskie faktory liminal'noj pozicii testirovshchikov programmnogo obespecheniya [Sociotechnical factors of the liminal position of software testers]. ZHurnal sociologii i social'noj antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology], 2019, Tom 22, no. 6, pp. 69-85. (in Russian)
6. Koncepciya realizacii meropriyatiya «Realizaciya programm dopolnitel'nogo obrazovaniya dlya razlichnyh grupp naseleniya v celyah razvitiya kompetencij cifrovoj ekonomiki» rezul'tata «Provedeno obuchenie po dopolnitel'nym obrazovatel'nym programmam s ispol'zovaniem mer gosudarstvennoj podderzhki dlya polucheniya novyh i vostrebovannyh na rynke truda cifrovyh kompetencij i obespecheno dostizhenie otdel'nyh rezul'tatov federal'nogo proekta «Kadry dlya cifrovoj ekonomiki» na baze ANO «Universitet Nacional'noj tekhnologicheskoj iniciativy 2035» federal'nogo proekta «Kadry dlya cifrovoj ekonomiki» nacional'noj programmy «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii» [The concept of the event "Implementation of additional education programs for various groups of the population in order to develop the competencies of the digital economy" results "Training on additional educational programs using state support measures to obtain new and demanded digital competencies in the labor market and the achievement of individual results of the federal project "Personnel for the digital economy" on the basis of the ANO "University National Technology Initiative 2035" Federal project "Personnel for the Digital Economy" National programs "Digital Economy of the Russian Federation"]. http://www.consultant.ru/ (accessed 11 August 2023). (in Russian)
7. Krukovskaya M.A., Vasil'ev A.F. Nechetkaya kompetentnostnaya model' testirovshchika programmnogo obespecheniya i ee realizaciya v obrazovatel'noj sisteme «SHkola - Universitet - IT-kompaniya» [Fuzzy competence model of software tester and its implementation in the educational system "School - University - IT-company"]. Sovremennoe obrazovanie: preemstvennost' i nepreryvnost' obrazovatel'noj sistemy «SHkola - Universitet - Predpriyatie». Materialy X Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii, Respublika Belarus', Gomel', 20-21 noyabrya 2015 goda [Modern education: continuity and continuity of the educational system "School - University - Enterprise". Materials of the X International Scientific and Methodological Conference, Republic of Belarus, Gomel, November 20-21, 2015]. Gomel': Gomel'skij gosudarstvennyj universitet im. Franciska Skoriny Publ., 2016, pp. 227-231. (in Russian)
8. Len'kov S.L., Rubcova N.E. Statisticheskie metody v psihologii: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata, specialiteta i magistratury; 3-e izd., ispr. i dop. [Statistical methods in psychology: textbook, 3rd ed., corrected and supplemented]. M.: Izdatel'stvo YUrajt Publ., 2019, 311 p. (in Russian)
9. Lunchenkova E.B., Goryacheva N.V. Programmnoe sredstvo dlya avtomatizacii testirovaniya sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Software tool for automating testing of employees of the penal enforcement system]. Aktual'nye voprosy informatizacii Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij. Sbornik materialov IV Kruglogo stola, posvyashchennogo 100-letiyu so dnya rozhdeniya V.V. Haricheva [Current issues of informatization of the Federal Penitentiary Service. Collection of materials of the IV Round Table dedicated to the 100th anniversary of the birth of V.V. Kharichev]. Tver': Research Institute of information technologies of the Federal Penitentiary Service of Russia Publ., 2022. pp. 55-61. (in Russian)
10. Metel' V.A. Ocenka effektivnosti raboty testirovshchika na osnove chislennyh metrik slozhnosti zadachi i «kross»-metoda v primenenii k vnutrikomandnym vzaimodejstviyam [Evaluation of the tester's performance based on numerical metrics of the complexity of the task and the "cross" method applied to intra-team interactions]. Ustojchivoe razvitie: issledovaniya, innovacii, transformacii. Materialy XVIII Mezhdunarodnogo Kongressa s elementami nauchnoj shkoly dlya molodyh uchenyh, Moskva, 8-9 aprelya 2022 goda [Sustainable development: research, innovation, transformation. Materials of the XVIII International Congress with elements of a scientific school for young scientists, Moscow, April 8-9, 2022]. M.: Moskovskij universitet im. S.YU. Vitte Publ., 2022, pp. 384-389. (in Russian)
11. Miloslavskaya N.G., Tolstoj A.I. Kompetentnostnye trebovaniya standartov ISO/IEC k professionalam v oblasti informacionnoj bezopasnosti [Competence requirements of ISO/IEC standards for information security professionals]. Bezopasnost' informacionnyh tekhnologij [Information technology security], 2017. Tom 24. № 4. pp. 6-18. (in Russian)
12. Miusov A.O. Zamena specialistov po testirovaniyu na QA-inzhenerov v otdele testirovaniya [Replacement of testing specialists with QA engineers in the testing department]. Vestnik Rossijskogo novogo universiteta. Seriya: Slozhnye sistemy: modeli, analiz i upravlenie [Bulletin of the Russian New University. Series: Complex Systems: Models, analysis and Management], 2018, no. 4, pp. 89-93. (in Russian)
13. Oparina M.E. Trudovaya motivaciya specialistov sfery informacionnyh tekhnologij v usloviyah dominiruyushchego tipa organizacionnoj kul'tury [Labor motivation of information technology specialists in the conditions of the dominant type of organizational culture]. Social'naya psihologiya i obshchestvo [Social psychology and society], 2014, Tom 5, no. 3, pp. 90-103. (in Russian)
14. Pis'mo Minprosveshcheniya Rossii ot 18.08.2022 № 05-1403 «O napravlenii metodicheskih rekomendacij» (vmeste s «Metodicheskimi rekomendaciyami po realizacii proforientacionnogo minimuma dlya obrazovatel'nyh organizacij Rossijskoj Federacii, realizuyushchih obrazovatel'nye programmy osnovnogo obshchego i srednego obshchego obrazovaniya», «Metodicheskimi rekomendaciyami po realizacii proekta «Bilet v budushchee» po professional'noj orientacii obuchayushchihsya 6-11 klassov obrazovatel'nyh organizacij Rossijskoj Federacii, realizuyushchih obrazovatel'nye programmy osnovnogo obshchego i srednego obshchego obrazovaniya», «Metodicheskimi rekomendaciyami po razrabotke programm professional'nyh prob v ramkah proekta «Bilet v budushchee» po professional'noj orientacii obuchayushchihsya 6-11 klassov obrazovatel'nyh organizacij Rossijskoj Federacii, realizuyushchih obrazovatel'nye programmy osnovnogo obshchego i srednego obshchego obrazovaniya») [Letter of the Ministry of Education of Russia dated 08/18/2022 No. 05-1403 "On the direction of methodological recommendations" (together with "Methodological recommendations for the implementation of the vocational guidance minimum for educational organizations of the Russian Federation implementing educational programs of basic general and secondary general education", "Methodological recommendations for the implementation of the project "Ticket to the future" on vocational guidance of students of grades 6-11 of educational organizations of the Russian Federation implementing educational programs of basic general education and secondary general education", "Methodological recommendations for the development of professional testing programs within the framework of the "Ticket to the Future" project for the professional orientation of students in grades 6-11 of educational organizations of the Russian Federation implementing educational programs of basic general and secondary general education")]. http://www.consultant.ru/ (accessed 11 August 2023). (in Russian)
15. Prikaz Mintruda Rossii ot 02.08.2021 № 531n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Specialist po testirovaniyu v oblasti informacionnyh tekhnologij» [Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation dated 02.08.2021 No. 531n "On approval of the professional standard "Testing specialist in the field of information technology"]. http://www.consultant.ru/ (accessed 11 August 2023). (in Russian)
16. Ruhlyada I.V. Organizaciya truda i formirovanie kvalifikacionnyh trebovanij k specialistam v sfere informacionnyh tekhnologij: dis. … kand. ekon. nauk [Organization of work and formation of qualification requirements for specialists in the field of information technology: dissertation]. M., 2011, 147 p. (in Russian)
17. Sinicyn S.A., Kuz'min S.A., Poreshin P.P., Syrov A.S. Opyt realizacii trebovanij professional'nyh standartov dlya razrabotchikov vstroennogo programmnogo obespecheniya [Experience in implementing the requirements of professional standards for embedded software developers]. Prepodavanie informacionnyh tekhnologij v Rossijskoj Federacii. Materialy CHetyrnadcatoj otkrytoj Vserossijskoj konferencii, Sankt-Peterburg, 19-20 maya 2016 goda [Teaching information technology in the Russian Federation. Materials of the Fourteenth Open All-Russian Conference, St. Petersburg, May 19-20, 2016]. SPb.: OOO «1S-Pablishing» Publ., 2016, pp. 99-102. (in Russian)
18. SHtompel' I. Vakansiya: testirovshchik PO [Vacancy: Software tester]. Sistemnyj administrator [System Administrator], 2014, no. 6 (139), pp. 88-90. (in Russian)