О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ТЕСТИРОВЩИКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Профессия «тестировщик программного обеспечения» на сегодняшний день входит в перечень 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий. В настоящее время, в связи с бурным развитием IT-технологий, требования к тестировщикам, их знаниям и квалификации постоянно возрастают: профессиональная деятельность тестировщика становится всё более «инженерной» и требует специфических знаний, навыков и компетенций, а также технической подкованности. Главная задача тестировщика состоит в оценивании программ, которые находятся в разработке или уже функционируют, выявлять в них сбои, ошибки (баги) и передавать эту информацию разработчикам для исправления. «Успешного» тестировщика, в контексте анализа его профессионально-личностной компетентности, можно определить при наличии следующих основных характеристик: наличие профессиональной подготовки и опыта работы; наличие внутренней мотивации для реализации успешной профессиональной деятельности в сфере информационных технологий; владение рефлексией и самоанализом в контексте выполнения деятельности по тестированию; наличие профессионально важных характеристик, обеспечивающих успешность выполнения профессиональной деятельности, среди которых, например, терпеливость, исполнительность, добросовестность, самостоятельность и др.; наличие представлений о технике тест-дизайна, видах тестирования, способах определения и устранения ошибок, разнообразных подходах к тестированию; наличие технических навыков тестирования по администрированию информационных систем, программированию; умение работать с тестовой документацией: составлять план тестирования, спецификации требований, разрабатывать тестовые сценарии, оформлять отчеты о тестировании, баг-репорты и др.; наличие организационно-управленческих и коммуникативных компетенций. Проведенный анализ профессионально-личностной компетентности тестировщиков, их профессионально-личностных качеств может послужить основой для разработки критериев успешности профессиональной деятельности, определения перспектив и тенденций профессионального развития, оптимизации процедур профессионального отбора и профессиональной аттестации специалистов по тестированию в рамках профессионального стандарта.

Ключевые слова:
тестировщик программного обеспечения, специалист по тестированию, профессионально-личностная компетентность, цифровая трансформация, информационные технологии
Текст

Введение. В настоящее время, в эпоху цифровой трансформации общественных процессов, развития цифровой экономики, внедрения информационных технологий в различные сферы жизни видоизменяется культура, труд и формы взаимоотношений между людьми. Информационные, цифровые, телекоммуникационные технологии уже проникли во многие сферы профессиональной деятельности и являются основой дальнейшего развития общества, научно-технического прогресса, социализации человека на всех этапах его жизненного пути. В этом ключе актуальным и значимым является вопрос о профессиональной компетентности специалистов, занятых в сфере информационных технологий, об их практических знаниях и профессиональном опыте.

Сегодня, в условиях развития цифровой трансформации науки, образования и общества, спрос на специалистов сферы информационных технологий продолжает оставаться достаточно высоким и имеет тенденцию к нарастанию. Анализ рынка информационных технологий показывает, что, помимо программистов, насущной является потребность в подготовке таких специалистов, как разработчик (CTO), дата-аналитик (DS), Project Manager (PM), тестировщик (QA), дизайнер (UI/UX), бизнес-архитектор (BA) [6]. Профессия «тестировщик программного обеспечения», в рамках профессионального направления «Умная среда», на сегодняшний день входит в перечень 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих получения среднего профессионального образования [14]. Собственно, сам профессиональный стандарт тестировщика «Специалист по тестированию в области информационных технологий» был утвержден Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в 2014 году. В 2021 году в данный профессиональный стандарт были внесены изменения, согласно Приказу Минтруда России от 02.08.2021 № 531н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по тестированию в области информационных технологий» [15]. Согласно данному профессиональному стандарту, основной целью вида профессиональной деятельности тестировщика является оценка качества разрабатываемого программного обеспечения путем проверки соответствия программного продукта заявленным требованиям.

Содержание предыдущих исследований, описание выявленных противоречий. В настоящее время, в связи с бурным развитием IT-технологий, требования к тестировщикам, их знаниям и квалификации постоянно возрастают. Работа тестировщика становится всё более «инженерной» и требует специфических знаний, навыков и компетенций, а также технической подкованности. Возросшее предложение на IT-рынке, а также обилие курсов, конференций, тренингов и прочих информационных источников по тестированию программного обеспечения ставит тестировщика перед необходимостью постоянно развивать и формировать свою профессиональную компетентность [11, 17, 18].

Об определенном дефиците научных публикаций по вопросам профессиональной компетентности тестировщиков может свидетельствовать и тот факт, что поисковый запрос в Российском индексе научного цитирования, на крупнейшем информационно-аналитическом научном портале, по ключевому слову «тестировщик» выдает всего только порядка более 200 публикаций.

При создании любой программы порядка 75% времени уходит не написание программного кода, а на её тестирование. Без проведения тестов нет возможности узнать, как программа будет функционировать при реальном использовании – поведет ли она себя так, как от нее ожидают. Конечные пользователи программного обеспечения непредсказуемы и могут делать то, что категорически не предусмотрено разработчиком [9].

Связующим звеном между разработчиком программы и конечным пользователем является тестировщик. В соответствии с ГОСТ ISO/IEC 19896-1-2021 тестировщик – это специалист, назначаемый для выполнения действий по тестированию в соответствии с применимым стандартом тестирования соответствия и соответствующей методологией испытаний [3]. Другими словами, тестировщик – это специалист, который играет определенную ключевую роль в создании качественного и эффективно работающего программного обеспечения, веб-приложения и, в целом, любого программного продукта. Главная задача тестировщика состоит в оценивании программ, которые находятся в разработке или уже функционируют, выявлять в них сбои, ошибки (баги) и передавать эту информацию разработчикам для исправления [11].

В этом смысле результаты любого ИТ-проекта зависят, в целом, от уровня квалификации тех ИТ-специалистов, задействованных в нем и определяются наличием у них различных компетенций: профессиональных, организационно-управленческих и др. Практика показывает, что на сегодняшний день для организаций выгоднее вложиться в обучение уже работающих сотрудников с целью развития у них профессионально-личностной компетентности, чем организовывать процессы приема на работу и первичной профессиональной адаптации нового специалиста в связи с временными, организационными и материальными затратами [7].

Проведенный анализ научной психолого-педагогической литературы по вопросам профессиональной компетентности тестировщиков позволят нам говорить о том, что есть отдельные фрагментарные публикации, касающиеся знаний, умений, навыков, компетенций, которые необходимы при трудоустройстве на работу в информационный сектор и работы, освещающие отдельные аспекты способов оценки квалификации тестировщиков [1, 2, 10].

Тестировщиков по опыту и уровню навыков можно разделить на пять типов:

  1. Trainee (стажер) – это человек, который уже имеет теоретическую базу знаний и базовые умения, но еще не имеет опыта.
  2. Junior (младший) – специалист с небольшим опытом или младший тестировщик. Как правило, в его портфолио уже есть тест-кейсы (профессиональная документация тестировщика).
  3. Middle (средний) – тестировщик  среднего уровня.
  4. Senior (старший) – старший тестировщик с большим опытом.
  5. QA Tech Lead (технический руководитель отдела контроля качества) – ведущий специалист, который руководит командой тестировщиков.

Для каждого из пяти уровней необходимо постоянно развивать свои компетенции как минимум, для их сохранения и как максимум, для того, чтобы их повысить [3].

«Успешного» тестировщика, в контексте анализа его профессионально-личностной компетентности, можно определить при наличии следующих основных характеристик (на основании опросов менеджеров программного обеспечения и тестировщиков с большим опытом профессиональной деятельности) [Цит по: 1]:

1) наличие профессиональной подготовки и опыта работы, заключающегося в наличии знаний по основам программирования, владением навыками составления отчетов по результатам тестирования программных продуктов в различных информационных системах;

2) наличие внутренней мотивации для реализации успешной профессиональной деятельности в сфере информационных технологий, понимание перспектив профессионального развития;

3) владение рефлексией и самоанализом в контексте выполнения деятельности по тестированию, понимание своей роли при разработке программного продукта и важности выявления ошибок и дефектов;

4) наличие профессионально важных характеристик, обеспечивающих успешность выполнения профессиональной деятельности, среди которых, например, терпеливость, исполнительность, добросовестность, самостоятельность и др.

Другие исследования подчеркивают наличие таких необходимых компетенций для профессиональной деятельности тестировщика, как:

наличие представлений о технике тест-дизайна, видах тестирования, способах определения и устранения ошибок, разнообразных подходах к тестированию, знание и опыт использования различных методов и инструментов тестирования программного обеспечения;

наличие технических навыков тестирования по администрированию информационных систем, программированию;

умение работать с тестовой документацией: составлять план тестирования, спецификации требований, разрабатывать тестовые сценарии, оформлять отчеты о тестировании, баг-репорты и др.;

наличие организационно-управленческих и коммуникативных компетенций [1, 7, 11, 12].

Одними из трудоемких, но дающими значимые научные результаты методов для оценки квалификации специалистов могут выступить методы регрессионного анализа, которые позволяют по имеющимся данным прогнозировать и планировать новые результаты (например, при наличии измеренных личностных характеристик у сотрудников и экспертной оценки их профессиональной деятельности можно говорить о возможности построить регрессионную зависимость между психологическими характеристиками и эффективностью труда специалистов в организации) [8]. В рамках проведенного исследования Э.И. Гаврильева и Т.В. Авдеенко была предложена регрессионная модель для оценки имеющих знаний, умений, навыков у тестировщиков программного обеспечения, в ходе которого было выявлено, что при оценке квалификации тестировщиков важны такие параметры, как среднее число зарегистрированных ошибок (дефектов), среднее время решения профессиональных задач, количество трудоустроенных стажеров (при наличии). Полученные прогностические результаты могут выступить основой для разработки плана профессионального развития тестировщика в целях повышения эффективности работы организации [1].

Уместно подчеркнуть, что в рамках проведенного опроса на основании метода свободных ответов по вопросам профессиональной успешности ИТ-специалистов для тестировщиков наиболее значимы аспекты, связанные с социальным признанием результатов своего труда и четкими ориентирами своего профессионального развития и в меньшей степени выражены аспекты материального вознаграждения и удовлетворенности своей профессиональной деятельностью [4].

На сегодняшний день, в связи с возросшими требованиями к квалификации тестировщика, значимость его личностных качеств не уменьшается. Скорее наоборот, определенные личностные качества могут определять успешность выполнения профессиональной деятельности тестировщика и иметь решающее значение при одинаковых знаниях и навыках при принятии управленческих решений в рамках работы над ИТ-проектом [13, 16].

Сложность анализа аспектов профессионально-личностной компетентности тестировщиков связана еще и с тем, что в рамках реализации цикла разработки ИТ-проекта тестировщики являются одними из участников при разработке программного продукта, при этом их позиция нередко оказывается в ситуации неопределенности в профессиональной среде: с одной стороны, они не могут принимать управленческие решения, с другой – границы их профессиональной ответственности носят размытый характер [5].

По результатам анализа нормативно-правовых документов, психолого-педагогических публикаций по вопросам профессиональной деятельности и профессиональной компетентности ИТ-специалистов, представленных в электронных библиотеках, обобщены профессионально-личностные качества, которые помогают тестировщику повысить свою эффективность и являются основой успешной профессиональной деятельности специалиста по тестированию (см. табл.) [1, 4, 7, 10, 13, 16, 18].

 

Таблица

Профессионально-личностные качества

тестировщика программного обеспечения

 

Профессионально-личностные качества

Описание

конструктивная коммуникация

беспристрастно и объективно доносить до разработчика найденные ошибки

 

понятное преподнесение нужной информации

 

умение доступно излагать свои мысли

внимательность и дисциплинированность

– умение отслеживать мельчайшие детали и незначительные ошибки;

– умение следить за множеством процессов и не терять из виду важные моменты

 

 

системность

– умение организовать информацию;

– умение разбивать задачи на этапы;

– выстраивание логических цепочек;

– объективно оценивать результаты своей работы

 

работа в команде

– выстраивание отношений с коллегами по работе, с руководством;

 умение принимать критику и результативно ее использовать

 

взаимодействие с заказчиком

умение прислушиваться к мнению заказчика независимо от уровня его технической подготовки

 

клиентоориентированность

важно учитывать пожелание заказчика и сосредоточиться на них во время всего процесса разработки программного обеспечения

 

самоорганизация

– планирование работы и управление своим временем;

– приоритезация задач и быстрое переключение между ними;

– соблюдение сроков

 

обучаемость

постоянное обучение:

 просмотр вебинаров;

– прохождение курсов;

– чтение книг;

– изучение новых подходов и инструментов по тестированию

 

 

Выводы. Сегодня тестировщики, специалисты по тестированию в области информационных технологий, являются одними из ключевых специалистов при разработке ИТ-проекта. Тестирование программных продуктов стало необходимым и естественным шагом в связи с быстрыми темпами развития информационных технологий и цифровой трансформацией общества в целом. Проведенный анализ профессионально-личностной компетентности тестировщиков, их профессионально-личностных качеств может послужить основой для разработки критериев успешности профессиональной деятельности, определения перспектив и тенденций профессионального развития, оптимизации процедур профессионального отбора и профессиональной аттестации специалистов по тестированию в рамках профессионального стандарта.

Список литературы

1. Гаврильев Э.И. Авдеенко Т.В. Многофакторая регрессионная модель оценки квалификации тестировщика программного обеспечения // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. 2022. Том 25. № 4. С. 115-121.

2. Гаврильев Э.И., Авдеенко Т.В. Модель оценки квалификации IT-специалистов в области разработки программного обеспечения // Безопасность цифровых технологий. 2021. № 2 (101). С. 67-84.

3. ГОСТ ISO/IEC 19896-1-2021. Межгосударственный стандарт. Информационные технологии. Методы и средства обеспечения безопасности. Требования к компетенции специалистов по тестированию и оценке безопасности информационных технологий. Часть 1. Введение, основные понятия и общие требования (введен в действие Приказом Росстандарта от 02.07.2021 № 614-ст) [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.08.2023).

4. Журина М.А. Субъективные представления о профессиональной успешности IT-специалистов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 4 (49). С. 243-349.

5. Земнухова Л.В., Гусева А.А. Социотехнические факторы лиминальной позиции тестировщиков программного обеспечения // Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. Том 22. № 6. С. 69-85.

6. Концепция реализации мероприятия «Реализация программ дополнительного образования для различных групп населения в целях развития компетенций цифровой экономики» результата «Проведено обучение по дополнительным образовательным программам с использованием мер государственной поддержки для получения новых и востребованных на рынке труда цифровых компетенций и обеспечено достижение отдельных результатов федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» на базе АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035» федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (приложение № 1 к протоколу президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 12.04.2022 № 13) [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.08.2023).

7. Круковская М.А., Васильев А.Ф. Нечеткая компетентностная модель тестировщика программного обеспечения и ее реализация в образовательной системе «Школа - Университет - IT-компания» / Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «Школа - Университет - Предприятие». Материалы X Международной научно-методической конференции, Республика Беларусь, Гомель, 20-21 ноября 2015 года. Гомель: Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины, 2016. С. 227-231.

8. Леньков С.Л., Рубцова Н.Е. Статистические методы в психологии: учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры; 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 311 с.

9. Лунченкова Э.Б., Горячева Н.В. Программное средство для автоматизации тестирования сотрудников уголовно-исполнительной системы / Актуальные вопросы информатизации Федеральной службы исполнения наказаний. Сборник материалов IV Круглого стола, посвященного 100-летию со дня рождения В.В. Харичева. Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2022. С. 55-61.

10. Метель В.А. Оценка эффективности работы тестировщика на основе численных метрик сложности задачи и «кросс»-метода в применении к внутрикомандным взаимодействиям / Устойчивое развитие: исследования, инновации, трансформации. Материалы XVIII Международного Конгресса с элементами научной школы для молодых ученых, Москва, 8-9 апреля 2022 года. М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2022. С. 384-389.

11. Милославская Н.Г., Толстой А.И. Компетентностные требования стандартов ISO/IEC к профессионалам в области информационной безопасности // Безопасность информационных технологий. 2017. Том 24. № 4. С. 6-18.

12. Миусов А.О. Замена специалистов по тестированию на QA-инженеров в отделе тестирования // Вестник Российского нового университета. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. 2018. № 4. С. 89-93.

13. Опарина М.Е. Трудовая мотивация специалистов сферы информационных технологий в условиях доминирующего типа организационной культуры // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 3. С. 90-103.

14. Письмо Минпросвещения России от 18.08.2022 № 05-1403 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Методическими рекомендациями по реализации проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Методическими рекомендациями по разработке программ профессиональных проб в рамках проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования») [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.08.2023).

15. Приказ Минтруда России от 02.08.2021 № 531н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по тестированию в области информационных технологий» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.09.2021 № 64866) [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.08.2023).

16. Рухляда И.В. Организация труда и формирование квалификационных требований к специалистам в сфере информационных технологий: дис. … канд. экон. наук. М., 2011. 147 с.

17. Синицын С.А., Кузьмин С.А., Порешин П.П., Сыров А.С. Опыт реализации требований профессиональных стандартов для разработчиков встроенного программного обеспечения / Преподавание информационных технологий в Российской Федерации. Материалы Четырнадцатой открытой Всероссийской конференции, Санкт-Петербург, 19-20 мая 2016 года. СПб.: ООО «1С-Паблишинг», 2016. С. 99-102.

18. Штомпель И. Вакансия: тестировщик ПО // Системный администратор. 2014. № 6 (139). С. 88-90.

Рецензии
1. О профессионально-личностной компетентности тестировщика программного обеспечения в условиях цифровой трансформации общества Авторы: Чуманов Юрий Викторович


Войти или Создать
* Забыли пароль?