Psychological safety of a teacher in the conditions of digital transformation of science and education
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers the issues of psychological safety of a teacher in the conditions of digital transformation of science and education. In the educational environment, the psychological security of a teacher's personality can be considered as a state of psychological social security, which ensures her professional and personal integrity as a subject of professional and pedagogical activity with the possibility of development and disclosure of resources in terms of information interaction with the social environment. The existing external circumstances caused by the digitalization of education can act as factors for reducing the psychological safety and professional confidence of a teacher in such positions as: the need to transfer, due to the requirements of information reality, previously acquired knowledge, skills, first of all, the skills of pedagogical work from a pre–digital environment to a digital one; mastering previously unused methods of conducting professional pedagogical activity; the experience of a teacher as a subject of work of new conditions of professional and pedagogical activity associated with the search for new meanings in work. The reduced level of psychological safety of teachers, due to the need to use digital technologies in professional and pedagogical activities, may be associated psychoemotionally with the presence in their own minds of some deterministic pedagogical fears: fear of information incompetence, fear of professional uselessness, fear of pedagogical failure. Difficulties of professional adaptation and psychological safety of teachers can be solved by mandatory professional development in such areas as possession of information and communication technologies, management of the adaptation process of students in the electronic information and educational environment of an educational organization, management and control of independent work of students in the information environment, etc. The use of digital educational practices and traditional models of pedagogical work mutually enrich the professional activity of a teacher and increase the psychological safety of the educational environment as a whole. The potential of psychological safety of a teacher can be considered as a key, systemic characteristic of a teacher's personality, ensuring the success and productivity of his activities, the actualization of his professional and personal resources for building a psychologically safe educational environment for education participants.

Keywords:
psychological security, digital transformation of science and education, information technology, pedagogical activity, professional development
Text

Введение. 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника и в этом смысле интерес общества к социокультурным феноменам «Учитель», «Педагог», «Преподаватель», «Наставник» не случаен и представляется актуальным, своевременным, обоснованно соответствующим современным направлениям развития науки и образования. Различные общественные достижения, культурно-историческая целостность, информация в широком смысле слова, являясь результатом усилий различных поколений, существуют благодаря тому, что накопленный опыт, знания, умения, навыки, ценности эпох передаются из поколения в поколение путем организации учебного взаимодействия, обучения и воспитания [6]. В настоящее время, в эпоху цифровой трансформации общественных процессов, развития цифровой экономики, внедрения информационных технологий в различные сферы общественной жизни, цифровизации профессиональной деятельности видоизменяется культура общества и формы взаимоотношений между людьми – трансформируется, по сути, социализация человека в формирующемся информационном обществе на всех этапах его жизненного пути. И сегодня роль педагога особенно значима: в современных условиях появляются новые факторы, воздействующие на профессиональное здоровье и психологическое благополучие педагогов; актуальны вопросы изучения системного анализа профессионального самосовершенствования и профессионализма преподавателей для выполнения инновационных трудовых функций в рамках разработанных профессиональных стандартов; ключевым продолжает оставаться вопрос методологических основ качества и продуктивности педагогической деятельности на всех уровнях образования в условиях цифровых социальных взаимодействий, при дистанционном и смешанном обучении и т.п. [8].

Содержание предыдущих исследований, описание выявленных противоречий. Как показывают проведенные исследования, фактор психологической безопасности является одним из важных как в контексте развития человека в целом, так и с позиций сохранения, поддержания и укрепления профессионального здоровья [1, 4, 7, 14]. К сожалению, приходится констатировать нарастание социальных агрессивных проявлений в обществе, в том числе и в образовательных организациях. Профессиональная деятельность в жизни человека является источником самореализации своего профессионально-личностного потенциала, расширения социальных контактов, смыслового наполнения и выражения себя в труде, уверенности в будущем, достижения социального статуса, раскрытия личностной идентичности. Вместе с тем, выполнение профессиональной деятельности может иметь и обратную сторону, связанную с отчуждением от выполняемого труда, дистанциированием, борьбой за свои права в организации, развитием фрустрации и различных профессиональных и психосоматических заболеваний. Увеличению рисков проявлений профессиональной деформации личности профессионала и развития симптомов профессионального (эмоционального) выгорания в рамках профессиональной деятельности может способствовать снижение психологической безопасности и чувства уверенности и защищенности от психологического воздействия в социальной профессиональной среде [18].

В широком смысле психологическая безопасность – это степень удовлетворенности личности, субъекта труда такими параметрами, как условия выполняемой профессиональной деятельности; условия для жизнеобеспечения себя и своих близких, своей семьи; социально-экономические и политические уклады в своем регионе, в стране. В рамках профессиональной деятельности психологическая безопасность для субъектов труда может трактоваться как целостное психологическое образование и система процессов, результатом протекания которых должно являться соответствие возможностей, потребностей, ценностей субъекта существующим и отраженным в его сознании характеристикам реальной деятельности [13]. В образовательной среде психологическая безопасность личности педагога может рассматриваться как состояние психологической социальной защищенности, которое обеспечивает ее профессионально-личностную целостность как субъекта профессионально-педагогической деятельности с возможностью развития и раскрытия ресурсов в условиях информационного взаимодействия с социальной средой [2].

Не останавливаясь подробно на подходах к определению психологической безопасности, хотя они, безусловно, важны, в рамках данного краткого обзора сконцентрируем внимание на тех психологических аспектах профессионально-педагогической деятельности, которые связаны сегодня с психологической безопасностью педагога (учителя школы, преподавателя высшей школы, наставника-сопровождающего) в условиях цифровизации науки и образования.

Для образовательной деятельности, на всех ее уровнях, ключевой составляющей психологической безопасности является предотвращение потенциальных угроз для развития личности, профилактика возможных психологических травм, организационное обеспечение функционирования психической деятельности для всех участников учебного взаимодействия и образовательной деятельности в целом [15]. В условиях цифровой трансформации науки и образования педагогу как субъекту профессиональной деятельности также необходимо «трансформироваться» для достижения целей обучения. Полагая, что современная педагогическая деятельность связана с использованием информационных цифровых образовательных сред, то для достижения успешности образовательной деятельности педагогу необходимо использование уже цифровых компетенций. В таких случаях нередко говорят о сближении, наслоении доцифровой и информационной (цифровой) среды и актуализации использования мультидисциплинарных компетенций в педагогической практике [16].

Существующие внешние обстоятельства, обусловленные цифровизацией образования, могут выступить факторами снижения психологической безопасности и профессиональной уверенности педагога по следующим параметрам.

Необходимость переноса, обусловленного требованиями информационной реальности, ранее полученных знаний, умений, прежде всего – навыков педагогической работы из доцифровой среды в цифровую. Например, вынужденный переход на дистанционное обучение в 2020 году позволил данному формату образования «раскрыться», а участникам образовательных отношений оценить для себя возможности и ограничения такого обучения, а также степень своей профессиональной подготовленности для взаимодействия в рамках такого формата образовательной деятельности [3]. И даже для педагогов, выполняющих свою профессионально-педагогическую деятельность на достаточно высоком уровне, резкий перенос навыков в информационную среду, онлайн, представляет затруднения, связанные с необходимостью освоения новых способов ведения профессионального педагогического диалога, подачи и презентации лекционного и практического материала, дополнительных средств самовыражения собственных эмоций и т.п.

Сегодня современный педагог вынужден находиться в ситуации освоения ранее не используемых способов ведения профессиональной педагогической деятельности. Речь идет о формировании новых знаний, трудовых функций, навыков ведения педагогической деятельности для работы уже в информационно-образовательной среде, которые связаны с необходимостью ведения информационного поиска, освоения технологий цифровой коммуникации и цифровой культуры, обработки данных в цифровой среде [3, 5]. Важно подчеркнуть, что в данном случае имеет значение личностная, внутренняя готовность самого педагога к самосовершенствованию, изменению стиля ведения профессиональной деятельности в современных условиях. Такая психологическая готовность педагога к использованию информационных технологий в своей работе как новых средств труда подразумевает под собой необходимость преодоления сложностей в познавательном, эмоциональном и когнитивном контекстах [12].

Переживание педагогом как субъектом труда новых условий профессионально-педагогической деятельности, связанных с цифровой трансформацией образования и поиском новых смыслов в труде. В то время как индивидуализация обучения и развитие персонализированной модели ведения образовательного процесса оптимизируют обучение, то ключевые вопросы образования – становление и развитие личности в условиях цифровизации, формирование ценностно-смысловой основы личности, «живая» коммуникативная компонента между участниками образовательных отношений – продолжают оставаться не решенными. Сегодня цифровизация образования, находясь на стадии «опытной эксплуатации», воспринимается достаточно противоречиво и поэтому нередко снижается результативность и продуктивность деятельности у педагогов и ее смысловое содержание и наполнение [3, 4, 16].

Психологическая безопасность педагога в условиях образовательной среды важна еще и с позиций условий формирования психологической безопасности обучающихся (школьников, студентов, курсантов). Психологическое благополучие и комфорт образовательной среды напрямую связан с возможностями реализации обучающего в ней, вовлеченностью родителей в образовательный процесс, благоприятным социально-психологическим микроклиматом в учебных коллективах, положительной психоэмоциональной атмосферой и т.п. [17] Как полагают исследователи, потенциал психологической безопасности педагога может рассматриваться как ключевая, системная характеристика личности педагога, обеспечивающая успешность и продуктивность его деятельности, актуализацию его профессионально-личностных ресурсов для выстраивания психологически безопасной образовательной среды для участников образования [2, 19].

Для обеспечения психологической безопасности педагога, в условиях цифровизации образования, приоритетное значение приобретает формирование собственной профессиональной информационной (цифровой) компетентности, которая может быть выражена такими составляющими, как нацеленность на мотивацию обучающихся для достижения целей обучения по учебным дисциплинам; владение цифровой культурой и информационными технологиями; достижение целей и задач учебного предмета, технологий по его усвоению; долгосрочное и краткосрочное планирование своей деятельности в динамике учебного года [9, 11].

Сниженный уровень психологической безопасности педагогов, в связи с необходимостью использования цифровых технологий в профессионально-педагогической деятельности, может быть связан в психоэмоциональном плане с наличием в собственном сознании некоторых детерминированных педагогических страхов. Можно выделить такие виды страхов в педагогической деятельности, как страх информационной некомпетентности, страх профессиональной ненужности, страх педагогической неуспешности [12].

В поведенческом ракурсе недостаточный уровень психологической безопасности у педагогов может оставаться, в некоторой степени, ригидным за счет неиспользования арсенала существующих информационных средств в педагогической практике, отрицания значимости их роли в контексте дополнения традиционного формата образовательной деятельности.

Трудности познавательного плана у педагогов могут быть основаны на непонимании и временной неспособности интегрировать в собственную структуру профессионально-личностных смыслов информацию о важности и перспективности внедряющихся информационных технологий; о значении для собственного профессионального развития и развития обучающихся; об использовании и комбинировании электронного и смешанного форматов обучения, позволяющих дополнять и расширять существующие формы учебной коммуникации [12].

В настоящее время вопросы обеспечения психологической безопасности педагогов в условиях цифровой трансформации науки и образования, формирования цифровой образовательной среды находятся на начальных этапах рассмотрения. Уже сегодня становится очевидным, что трудности профессиональной адаптации и психологической безопасности педагогов могут быть решены путем обязательного повышения их квалификации по таким направлениям, как владение информационно-коммуникационными технологиями, управление процессом адаптации обучающихся в электронной информационно-образовательной среде образовательной организации, управление и контроль самостоятельной работы обучающихся в информационной среде и др. Непрерывность образования педагога как профессионала имеет междисциплинарный характер. Необходимость поддерживать образовательный тонус связана с профессиональным развитием, в динамике выполнения профессиональной деятельности, с достижением результатов в труде, с повышением и расширением профессиональной компетентности по вопросам трудовых функций и т.п. Наличие определенного багажа знаний, профессионально-личностного опыта у педагога создает основу для возможности получать образование, самообразовываться на различных этапах профессионального пути [20].

Отдельно стоит отметить актуальность реализации процесса наставничества для повышения успешности деятельности образовательной организации и, что важно, для развития педагога как личности и как субъекта деятельности, раскрытия его профессионально-личностных качеств в труде как профессионала на различных этапах профессионализации. В условиях цифровой трансформации науки и образования принципиально могут меняться направления взаимодействия наставников и в этом смысле наставники (супервизоры, тьюторы) могут оказать значимую информационную и учебно-методическую поддержку непосредственно самим педагогам для повышения уровня владения цифровыми сервисами и, соответственно, повышения психологической безопасности педагогов в образовательной среде в процессе их вхождения в цифровую реальность информационного общества [10].

Выводы. Цифровая трансформация науки и образования меняет представления о профессионально-педагогической деятельности на всех уровнях образования, от дошкольного образования до подготовки кадров высшей квалификации. Педагогу приходится постоянно поддерживать уровень собственной профессиональной цифровой компетентности и психологической безопасности для достижения целей обучения, успешности педагогического труда. Владение информационными технологиями в рамках учебных дисциплин, умение управлять процессом организации обучения и самостоятельной работой обучающихся в цифровой образовательной среде, владение методиками электронного обучения и навыками работы в электронной образовательной среде является необходимым требованием к современному педагогу. Использование цифровых образовательных практик и традиционных моделей педагогической работы взаимообогащают профессиональную деятельность педагога и повышают психологическую безопасность образовательной среды в целом. На современном этапе развития общества и образования обеспечение психологической безопасности личности педагога является одной из основных задач образовательной деятельности. Психологически комфортная и благополучная образовательная среда выступает необходимым условием профессионального развития педагогов и обеспечивает им необходимую социальную защищенность.

References

1. Antonovskij A.V., Bysyuk A.S. Sovremennye podhody k izucheniyu psihologicheskoj bezopasnosti sub"ektov obrazovatel'nogo processa [Modern approaches to the study of psychological safety of subjects of the educational process]. Regional'nye tendencii i problemy razvitiya psihologii obrazovaniya. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Tver' 27-28 oktyabrya 2011 goda [Regional trends and problems of the development of psychology of education. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Tver, October 27-28, 2011.]. Tver': SFK-ofis Publ., 2011, pp. 15-23. (in Russian)

2. Baeva I.A., Laktionova E.B., Gayazova L.A., Kondakova I.V. Determinanty psihologicheskoj zashchishchennosti pedagoga v obrazovatel'noj srede [Determinants of psychological security of a teacher in an educational environment]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.N. Gercena [Proceedings of the A.N. Herzen Russian State Pedagogical University], 2020. no. 197, pp. 18-30. (in Russian)

3. Bysyuk A.S., Antonovskij A.V. O professionalizme pedagoga v usloviyah distancionnogo obucheniya [About the professionalism of the teacher in the conditions of distance learning]. Prikladnaya psihologiya i pedagogika [Applied Psychology and Pedagogy], 2022, Tom 7, no. 1. pp. 26-38. (in Russian)

4. Vahorina M.V. Cifrovaya bezopasnost' pedagoga kak element cifrovoj kul'tury [Digital security of a teacher as an element of digital culture]. Vestnik Tul'skogo filiala Finuniversiteta [Bulletin of the Tula branch of the Financial University], 2021, no. 1, pp. 363-365. (in Russian)

5. Garkusha V.N. Cifrovoe myshlenie i cifrovaya kul'tura v sovremennom universitete [Digital thinking and digital culture in a modern university]. Informaciya - kommunikaciya - obshchestvo [Information - communication - society], 2022, Tom 1, pp. 48-52. (in Russian)

6. God pedagoga i nastavnika [The year of the teacher and mentor] [Electronic resource]. https://edu.gov.ru/god_pedagoga_i_nastavnika?ysclid=lhx2kl40u2700519503 (accessed 11 May 2023). (in Russian)

7. Gridyaeva L.N., Klepach YU.V., Petrosyanc V.R., Hudyakova T.L. Psihologicheskaya bezopasnost' lichnosti pedagogov v usloviyah vnedreniya cifrovyh obrazovatel'nyh tekhnologij [Psychological security of teachers' personality in the context of the introduction of digital educational technologies]. Istoriya, sovremennost' i perspektivy razvitiya psihologii v sisteme Rossijskoj akademii nauk. Materialy Mezhdunarodnoj yubilejnoj nauchnoj konferencii, posvyashchennoj 50-letiyu sozdaniya Instituta psihologii RAN; otv. red. D.V. Ushakov, A.L. ZHuravlev, A.V. Mahnach, N.E. Harlamenkova, A.V. YUrevich, I.I. Vetrova [History, modernity and prospects for the development of psychology in the system of the Russian Academy of Sciences. Materials of the International Jubilee Scientific Conference dedicated to the 50th anniversary of the establishment of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences; ed. D.V. Ushakov, A.L. Zhuravlev, A.V. Makhnach, N.E. Kharlamenkova, A.V. Yurevich, I.I. Vetrova, Moscow, November 16-18, 2022]. Moscow: Institut psihologii RAN Publ., 2022, pp. 726-728. (in Russian)

8. Zin'kovskij A.K. Master-uchitel' kak mediator innovacionnyh processov v obrazovanii po disciplinam, izuchayushchim psihicheskoe zdorov'e cheloveka [Master Teacher as a mediator of innovative processes in education in disciplines studying human mental health]. Regional'nye tendencii i problemy razvitiya psihologii obrazovaniya. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Tver' 27-28 oktyabrya 2011 goda [Regional trends and problems of the development of psychology of education. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Tver, October 27-28, 2011.]. Tver': SFK-ofis Publ., 2011, pp. 74-76. (in Russian)

9. Il'ina I.YU. Cifrovizaciya kak faktor transformacii professional'nyh kompetencij personala [Digitalization as a factor of transformation of professional competencies of personnel]. Ekonomika obrazovaniya [Economics of education], 2023, no. 1 (134), pp. 101-108. (in Russian)

10. Islanova N.N., SHajhutdinova G.A. Pedagogicheskoe nastavnichestvo i cifrovaya transformaciya shkol'nogo obucheniya: granicy vzaimodejstviya [Pedagogical mentoring and digital transformation of school education: the boundaries of interaction]. Obzor pedagogicheskih issledovanij [Overview of pedagogical research], 2021, Tom 3, no. 3, pp. 204-208. (in Russian)

11. Kompaniec A.A. O neobhodimosti formirovaniya cifrovoj kompetentnosti u sovremennogo pedagoga kak sub"ekta cifrovogo obrazovatel'nogo prostranstva [On the need for the formation of digital competence in a modern teacher as a subject of digital educational space]. Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa [The territory of new opportunities. Bulletin of Vladivostok State University of Economics and Service], 2021, Tom 13, no. 2, pp. 120-129. (in Russian)

12. Krasnyanskaya T.M., Tylec V.G. Psihologicheskaya bezopasnost' sub"ektov cifrovyh obrazovatel'nyh tekhnologij [Psychological safety of subjects of digital educational technologies]. Vysshee obrazovanie dlya XXI veka: cifrovaya transformaciya obshchestva: novye vozmozhnosti i novye vyzovy, Moskva, 18-19 noyabrya 2020 goda [Higher education for the XXI century: digital transformation of society: New opportunities and new challenges, Moscow, November 18-19, 2020]. Moscow: Moskovskij gumanitarnyj universitet Publ., 2020, pp. 263-269. (in Russian)

13. L'vov V.M., Bagrecov S.A., SHlykova N.L. Problemy obespecheniya psihologicheskoj bezopasnosti lichnosti v proizvodstvennoj srede [Problems of ensuring psychological security of the individual in the production environment]. Kn. 1. Konceptual'nye i metodologicheskie osnovy: ucheb.-metod. posobie / pod obshch. red. V.M. L'vova [Book 1. Conceptual and methodological foundations: studies.- method. the manual / under the general ed. of V.M. Lvov.]. Tver': Gubernskaya medicina Publ., 2002, pp. 9. (in Russian)

14. Monahova G.A., Monahov D.N., Pronchev G.B. Informacionno-kommunikacionnaya kompetentnost' pedagogicheskih kadrov kak sredstvo likvidacii cifrovogo neravenstva i obespecheniya informacionnoj bezopasnosti Rossii [Information and communication competence of teaching staff as a means of eliminating digital inequality and ensuring information security in Russia]. Predstavitel'naya vlast' - XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problem [Representative power - the XXI century: legislation, comments, problems], 2015, no. 4 (139), pp. 37-43. (in Russian)

15. Ognev A.S. Sub"ektnogeneticheskij podhod k obespecheniyu psihologicheskoj bezopasnosti obrazovatel'noj deyatel'nosti i obrazovatel'noj sredy [A subject-genetic approach to ensuring the psychological safety of educational activities and the educational environment: monograph]. Moscow: Publishing House "Sputnik+", 2022, 154 p. (in Russian)

16. Patrakov E.V. Cifrovaya transformaciya sub"ekta truda: social'nye vzaimodejstviya, koncepcii, perspektivy issledovaniya [Digital transformation of the subject of labor: social interactions, concepts, research prospects]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika [Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2021, Tom 27, no. 2, pp. 66-73. (in Russian)

17. Rubcova N.E., Len'kov S.L. Psihologicheskoe blagopoluchie v proekcii cifrovoj socializacii [Psychological well-being in the projection of digital socialization]. Psihologiya cheloveka v obrazovanii [Human psychology in education], 2020, Tom 2, no. 2, pp. 143-149. (in Russian)

18. Rudneva T.I. Pedagogicheskaya deyatel'nost' v usloviyah cifrovoj transformacii obrazovaniya [Pedagogical activity in the context of digital transformation of education] // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology], 2021, no. 3 (56), pp. 168-175. (in Russian)

19. Smyk YU.V., Kachimskaya A.YU. Potencial psihologicheskoj bezopasnosti pedagoga kak uslovie psihologicheskoj bezopasnosti shkol'nika [The potential of psychological safety of a teacher as a condition of psychological safety of a student]. Science for education today, 2021, Tom 11, no. 1, pp. 42-58. (in Russian)

20. Hlebnikova M.A., Dolinina I.G. Model' formirovaniya kompetentnosti informacionnoj bezopasnosti pedagogov v processe povysheniya kvalifikacii [The model of formation of competence of information security of teachers in the process of professional development]. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya [The world of science. Pedagogy and psychology], 2020, Tom 8, no. 3, pp. 50. (in Russian)

Reviews
1. Psychological safety of a teacher in the conditions of digital transformation of science and education Authors: Sepiashvili Ekaterina


Login or Create
* Forgot password?