Психологическая безопасность педагога в условиях цифровой трансформации науки и образования
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены вопросы психологической безопасности педагога в условиях цифровой трансформации науки и образования. В образовательной среде психологическая безопасность личности педагога может рассматриваться как состояние психологической социальной защищенности, которое обеспечивает ее профессионально-личностную целостность как субъекта профессионально-педагогической деятельности с возможностью развития и раскрытия ресурсов в условиях информационного взаимодействия с социальной средой. Существующие внешние обстоятельства, обусловленные цифровизацией образования, могут выступить факторами снижения психологической безопасности и профессиональной уверенности педагога по таким позициям, как: необходимость переноса, обусловленного требованиями информационной реальности, ранее полученных знаний, умений, прежде всего – навыков педагогической работы из доцифровой среды в цифровую; освоение ранее не используемых способов ведения профессиональной педагогической деятельности; переживание педагогом как субъектом труда новых условий профессионально-педагогической деятельности, связанных с поиском новых смыслов в труде. Сниженный уровень психологической безопасности педагогов, в связи с необходимостью использования цифровых технологий в профессионально-педагогической деятельности, может быть связан в психоэмоциональном плане с наличием в собственном сознании некоторых детерминированных педагогических страхов: страх информационной некомпетентности, страх профессиональной ненужности, страх педагогической неуспешности. Трудности профессиональной адаптации и психологической безопасности педагогов могут быть решены путем обязательного повышения их квалификации по таким направлениям, как владение информационно-коммуникационными технологиями, управление процессом адаптации обучающихся в электронной информационно-образовательной среде образовательной организации, управление и контроль самостоятельной работы обучающихся в информационной среде и др. Использование цифровых образовательных практик и традиционных моделей педагогической работы взаимообогащают профессиональную деятельность педагога и повышают психологическую безопасность образовательной среды в целом. Потенциал психологической безопасности педагога может рассматриваться как ключевая, системная характеристика личности педагога, обеспечивающая успешность и продуктивность его деятельности, актуализацию его профессионально-личностных ресурсов для выстраивания психологически безопасной образовательной среды для участников образования.

Ключевые слова:
психологическая безопасность, цифровая трансформация науки и образования, информационные технологии, педагогическая деятельность, профессиональное развитие
Текст

Введение. 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника и в этом смысле интерес общества к социокультурным феноменам «Учитель», «Педагог», «Преподаватель», «Наставник» не случаен и представляется актуальным, своевременным, обоснованно соответствующим современным направлениям развития науки и образования. Различные общественные достижения, культурно-историческая целостность, информация в широком смысле слова, являясь результатом усилий различных поколений, существуют благодаря тому, что накопленный опыт, знания, умения, навыки, ценности эпох передаются из поколения в поколение путем организации учебного взаимодействия, обучения и воспитания [6]. В настоящее время, в эпоху цифровой трансформации общественных процессов, развития цифровой экономики, внедрения информационных технологий в различные сферы общественной жизни, цифровизации профессиональной деятельности видоизменяется культура общества и формы взаимоотношений между людьми – трансформируется, по сути, социализация человека в формирующемся информационном обществе на всех этапах его жизненного пути. И сегодня роль педагога особенно значима: в современных условиях появляются новые факторы, воздействующие на профессиональное здоровье и психологическое благополучие педагогов; актуальны вопросы изучения системного анализа профессионального самосовершенствования и профессионализма преподавателей для выполнения инновационных трудовых функций в рамках разработанных профессиональных стандартов; ключевым продолжает оставаться вопрос методологических основ качества и продуктивности педагогической деятельности на всех уровнях образования в условиях цифровых социальных взаимодействий, при дистанционном и смешанном обучении и т.п. [8].

Содержание предыдущих исследований, описание выявленных противоречий. Как показывают проведенные исследования, фактор психологической безопасности является одним из важных как в контексте развития человека в целом, так и с позиций сохранения, поддержания и укрепления профессионального здоровья [1, 4, 7, 14]. К сожалению, приходится констатировать нарастание социальных агрессивных проявлений в обществе, в том числе и в образовательных организациях. Профессиональная деятельность в жизни человека является источником самореализации своего профессионально-личностного потенциала, расширения социальных контактов, смыслового наполнения и выражения себя в труде, уверенности в будущем, достижения социального статуса, раскрытия личностной идентичности. Вместе с тем, выполнение профессиональной деятельности может иметь и обратную сторону, связанную с отчуждением от выполняемого труда, дистанциированием, борьбой за свои права в организации, развитием фрустрации и различных профессиональных и психосоматических заболеваний. Увеличению рисков проявлений профессиональной деформации личности профессионала и развития симптомов профессионального (эмоционального) выгорания в рамках профессиональной деятельности может способствовать снижение психологической безопасности и чувства уверенности и защищенности от психологического воздействия в социальной профессиональной среде [18].

В широком смысле психологическая безопасность – это степень удовлетворенности личности, субъекта труда такими параметрами, как условия выполняемой профессиональной деятельности; условия для жизнеобеспечения себя и своих близких, своей семьи; социально-экономические и политические уклады в своем регионе, в стране. В рамках профессиональной деятельности психологическая безопасность для субъектов труда может трактоваться как целостное психологическое образование и система процессов, результатом протекания которых должно являться соответствие возможностей, потребностей, ценностей субъекта существующим и отраженным в его сознании характеристикам реальной деятельности [13]. В образовательной среде психологическая безопасность личности педагога может рассматриваться как состояние психологической социальной защищенности, которое обеспечивает ее профессионально-личностную целостность как субъекта профессионально-педагогической деятельности с возможностью развития и раскрытия ресурсов в условиях информационного взаимодействия с социальной средой [2].

Не останавливаясь подробно на подходах к определению психологической безопасности, хотя они, безусловно, важны, в рамках данного краткого обзора сконцентрируем внимание на тех психологических аспектах профессионально-педагогической деятельности, которые связаны сегодня с психологической безопасностью педагога (учителя школы, преподавателя высшей школы, наставника-сопровождающего) в условиях цифровизации науки и образования.

Для образовательной деятельности, на всех ее уровнях, ключевой составляющей психологической безопасности является предотвращение потенциальных угроз для развития личности, профилактика возможных психологических травм, организационное обеспечение функционирования психической деятельности для всех участников учебного взаимодействия и образовательной деятельности в целом [15]. В условиях цифровой трансформации науки и образования педагогу как субъекту профессиональной деятельности также необходимо «трансформироваться» для достижения целей обучения. Полагая, что современная педагогическая деятельность связана с использованием информационных цифровых образовательных сред, то для достижения успешности образовательной деятельности педагогу необходимо использование уже цифровых компетенций. В таких случаях нередко говорят о сближении, наслоении доцифровой и информационной (цифровой) среды и актуализации использования мультидисциплинарных компетенций в педагогической практике [16].

Существующие внешние обстоятельства, обусловленные цифровизацией образования, могут выступить факторами снижения психологической безопасности и профессиональной уверенности педагога по следующим параметрам.

Необходимость переноса, обусловленного требованиями информационной реальности, ранее полученных знаний, умений, прежде всего – навыков педагогической работы из доцифровой среды в цифровую. Например, вынужденный переход на дистанционное обучение в 2020 году позволил данному формату образования «раскрыться», а участникам образовательных отношений оценить для себя возможности и ограничения такого обучения, а также степень своей профессиональной подготовленности для взаимодействия в рамках такого формата образовательной деятельности [3]. И даже для педагогов, выполняющих свою профессионально-педагогическую деятельность на достаточно высоком уровне, резкий перенос навыков в информационную среду, онлайн, представляет затруднения, связанные с необходимостью освоения новых способов ведения профессионального педагогического диалога, подачи и презентации лекционного и практического материала, дополнительных средств самовыражения собственных эмоций и т.п.

Сегодня современный педагог вынужден находиться в ситуации освоения ранее не используемых способов ведения профессиональной педагогической деятельности. Речь идет о формировании новых знаний, трудовых функций, навыков ведения педагогической деятельности для работы уже в информационно-образовательной среде, которые связаны с необходимостью ведения информационного поиска, освоения технологий цифровой коммуникации и цифровой культуры, обработки данных в цифровой среде [3, 5]. Важно подчеркнуть, что в данном случае имеет значение личностная, внутренняя готовность самого педагога к самосовершенствованию, изменению стиля ведения профессиональной деятельности в современных условиях. Такая психологическая готовность педагога к использованию информационных технологий в своей работе как новых средств труда подразумевает под собой необходимость преодоления сложностей в познавательном, эмоциональном и когнитивном контекстах [12].

Переживание педагогом как субъектом труда новых условий профессионально-педагогической деятельности, связанных с цифровой трансформацией образования и поиском новых смыслов в труде. В то время как индивидуализация обучения и развитие персонализированной модели ведения образовательного процесса оптимизируют обучение, то ключевые вопросы образования – становление и развитие личности в условиях цифровизации, формирование ценностно-смысловой основы личности, «живая» коммуникативная компонента между участниками образовательных отношений – продолжают оставаться не решенными. Сегодня цифровизация образования, находясь на стадии «опытной эксплуатации», воспринимается достаточно противоречиво и поэтому нередко снижается результативность и продуктивность деятельности у педагогов и ее смысловое содержание и наполнение [3, 4, 16].

Психологическая безопасность педагога в условиях образовательной среды важна еще и с позиций условий формирования психологической безопасности обучающихся (школьников, студентов, курсантов). Психологическое благополучие и комфорт образовательной среды напрямую связан с возможностями реализации обучающего в ней, вовлеченностью родителей в образовательный процесс, благоприятным социально-психологическим микроклиматом в учебных коллективах, положительной психоэмоциональной атмосферой и т.п. [17] Как полагают исследователи, потенциал психологической безопасности педагога может рассматриваться как ключевая, системная характеристика личности педагога, обеспечивающая успешность и продуктивность его деятельности, актуализацию его профессионально-личностных ресурсов для выстраивания психологически безопасной образовательной среды для участников образования [2, 19].

Для обеспечения психологической безопасности педагога, в условиях цифровизации образования, приоритетное значение приобретает формирование собственной профессиональной информационной (цифровой) компетентности, которая может быть выражена такими составляющими, как нацеленность на мотивацию обучающихся для достижения целей обучения по учебным дисциплинам; владение цифровой культурой и информационными технологиями; достижение целей и задач учебного предмета, технологий по его усвоению; долгосрочное и краткосрочное планирование своей деятельности в динамике учебного года [9, 11].

Сниженный уровень психологической безопасности педагогов, в связи с необходимостью использования цифровых технологий в профессионально-педагогической деятельности, может быть связан в психоэмоциональном плане с наличием в собственном сознании некоторых детерминированных педагогических страхов. Можно выделить такие виды страхов в педагогической деятельности, как страх информационной некомпетентности, страх профессиональной ненужности, страх педагогической неуспешности [12].

В поведенческом ракурсе недостаточный уровень психологической безопасности у педагогов может оставаться, в некоторой степени, ригидным за счет неиспользования арсенала существующих информационных средств в педагогической практике, отрицания значимости их роли в контексте дополнения традиционного формата образовательной деятельности.

Трудности познавательного плана у педагогов могут быть основаны на непонимании и временной неспособности интегрировать в собственную структуру профессионально-личностных смыслов информацию о важности и перспективности внедряющихся информационных технологий; о значении для собственного профессионального развития и развития обучающихся; об использовании и комбинировании электронного и смешанного форматов обучения, позволяющих дополнять и расширять существующие формы учебной коммуникации [12].

В настоящее время вопросы обеспечения психологической безопасности педагогов в условиях цифровой трансформации науки и образования, формирования цифровой образовательной среды находятся на начальных этапах рассмотрения. Уже сегодня становится очевидным, что трудности профессиональной адаптации и психологической безопасности педагогов могут быть решены путем обязательного повышения их квалификации по таким направлениям, как владение информационно-коммуникационными технологиями, управление процессом адаптации обучающихся в электронной информационно-образовательной среде образовательной организации, управление и контроль самостоятельной работы обучающихся в информационной среде и др. Непрерывность образования педагога как профессионала имеет междисциплинарный характер. Необходимость поддерживать образовательный тонус связана с профессиональным развитием, в динамике выполнения профессиональной деятельности, с достижением результатов в труде, с повышением и расширением профессиональной компетентности по вопросам трудовых функций и т.п. Наличие определенного багажа знаний, профессионально-личностного опыта у педагога создает основу для возможности получать образование, самообразовываться на различных этапах профессионального пути [20].

Отдельно стоит отметить актуальность реализации процесса наставничества для повышения успешности деятельности образовательной организации и, что важно, для развития педагога как личности и как субъекта деятельности, раскрытия его профессионально-личностных качеств в труде как профессионала на различных этапах профессионализации. В условиях цифровой трансформации науки и образования принципиально могут меняться направления взаимодействия наставников и в этом смысле наставники (супервизоры, тьюторы) могут оказать значимую информационную и учебно-методическую поддержку непосредственно самим педагогам для повышения уровня владения цифровыми сервисами и, соответственно, повышения психологической безопасности педагогов в образовательной среде в процессе их вхождения в цифровую реальность информационного общества [10].

Выводы. Цифровая трансформация науки и образования меняет представления о профессионально-педагогической деятельности на всех уровнях образования, от дошкольного образования до подготовки кадров высшей квалификации. Педагогу приходится постоянно поддерживать уровень собственной профессиональной цифровой компетентности и психологической безопасности для достижения целей обучения, успешности педагогического труда. Владение информационными технологиями в рамках учебных дисциплин, умение управлять процессом организации обучения и самостоятельной работой обучающихся в цифровой образовательной среде, владение методиками электронного обучения и навыками работы в электронной образовательной среде является необходимым требованием к современному педагогу. Использование цифровых образовательных практик и традиционных моделей педагогической работы взаимообогащают профессиональную деятельность педагога и повышают психологическую безопасность образовательной среды в целом. На современном этапе развития общества и образования обеспечение психологической безопасности личности педагога является одной из основных задач образовательной деятельности. Психологически комфортная и благополучная образовательная среда выступает необходимым условием профессионального развития педагогов и обеспечивает им необходимую социальную защищенность.

Список литературы

1. Антоновский А.В., Бысюк А.С. Современные подходы к изучению психологической безопасности субъектов образовательного процесса / Региональные тенденции и проблемы психологии образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Тверь, 27-28 октября 2011 года. Тверь: ООО «СФК-офис», 2011. С. 15-23.

2. Баева И.А., Лактионова Е.Б., Гаязова Л.А., Кондакова И.В. Детерминанты психологической защищенности педагога в образовательной среде // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.Н. Герцена. 2020. № 197. С. 18-30.

3. Бысюк А.С., Антоновский А.В. О профессионализме педагога в условиях дистанционного обучения // Прикладная психология и педагогика. 2022. Том 7. № 1. С. 26-38.

4. Вахорина М.В. Цифровая безопасность педагога как элемент цифровой культуры // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2021. № 1. С. 363-365.

5. Гаркуша В.Н. Цифровое мышление и цифровая культура в современном университете // Информация - коммуникация - общество. 2022. Том 1. С. 48-52.

6. Год педагога и наставника [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://edu.gov.ru/god_pedagoga_i_nastavnika?ysclid=lhx2kl40u2700519503 (дата обращения 11.05.2023).

7. Гридяева Л.Н., Клепач Ю.В., Петросянц В.Р., Худякова Т.Л. Психологическая безопасность личности педагогов в условиях внедрения цифровых образовательных технологий / История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской академии наук. Материалы Международной юбилейной научной конференции, посвященной 50-летию создания Института психологии РАН; отв. ред. Д.В. Ушаков, А.Л. Журавлев, А.В. Махнач, Н.Е. Харламенкова, А.В. Юревич, И.И. Ветрова; Москва, 16-18 ноября 2022 года. М.: Институт психологии РАН, 2022. С. 726-728.

8. Зиньковский А.К. Мастер-учитель как медиатор инновационных процессов в образовании по дисциплинам, изучающим психическое здоровье человека / Региональные тенденции и проблемы психологии образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Тверь, 27-28 октября 2011 года. Тверь: ООО «СФК-офис», 2011. С. 74-76.

9. Ильина И.Ю. Цифровизация как фактор трансформации профессиональных компетенций персонала // Экономика образования. 2023. № 1 (134). С. 101-108.

10. Исланова Н.Н., Шайхутдинова Г.А. Педагогическое наставничество и цифровая трансформация школьного обучения: границы взаимодействия // Обзор педагогических исследований. 2021. Том 3. № 3. С. 204-208.

11. Компаниец А.А. О необходимости формирования цифровой компетентности у современного педагога как субъекта цифрового образовательного пространства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2021. Том 13. № 2. С. 120-129.

12. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая безопасность субъектов цифровых образовательных технологий / Высшее образование для XXI века: цифровая трансформация общества: новые возможности и новые вызовы, Москва, 18-19 ноября 2020 года. М.: Московский гуманитарный университет, 2020. С. 263-269.

13. Львов В.М., Багрецов С.А., Шлыкова Н.Л. Проблемы обеспечения психологической безопасности личности в производственной среде. Кн. 1. Концептуальные и методологические основы: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. В.М. Львова. Тверь: Губернская медицина, 2002. С. 9.

14. Монахова Г.А., Монахов Д.Н., Прончев Г.Б. Информационно-коммуникационная компетентность педагогических кадров как средство ликвидации цифрового неравенства и обеспечения информационной безопасности России // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2015. № 4 (139). С. 37-43.

15. Огнев А.С. Субъектногенетический подход к обеспечению психологической безопасности образовательной деятельности и образовательной среды: монография. М.: ООО «Издательство «Спутник+», 2022. 154 с.

16. Патраков Э.В. Цифровая трансформация субъекта труда: социальные взаимодействия, концепции, перспективы исследования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Том 27. № 2. С. 66-73.

17. Рубцова Н.Е., Леньков С.Л. Психологическое благополучие в проекции цифровой социализации // Психология человека в образовании. 2020. Том 2. № 2. С. 143-149.

18. Руднева Т.И. Педагогическая деятельность в условиях цифровой трансформации образования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. № 3 (56). С. 168-175.

19. Смык Ю.В., Качимская А.Ю. Потенциал психологической безопасности педагога как условие психологической безопасности школьника // Science for education today. 2021. Том 11. № 1. С. 42-58.

20. Хлебникова М.А., Долинина И.Г. Модель формирования компетентности информационной безопасности педагогов в процессе повышения квалификации // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Том 8. № 3. С. 50.

Рецензии
1. Психологическая безопасность педагога в условиях цифровой трансформации науки и образования Авторы: Сепиашвили Екатерина Николаевна


Войти или Создать
* Забыли пароль?