PEDAGOGICAL MONITORING SYSTEM TO ASSESS HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS STUDENTS’ READINESS TO CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The author shares her own practical ideas of how to set up monitoring system to assess and correct the students’ readiness for continuous professional education. Theoretical basics of such monitoring system and details of its establishment in higher educational institutions are defined. Among the main features of monitoring system are highlighted: the object, the subject, goals, main requirements and informational framework. Conceptually monitoring is based on the model of higher educational institution graduate, where the graduate continues his professional education. It is accepted that the model has value-motivational, cognitive, reflexive and activity components, which serve as initial metrics for the monitoring system designing. Various functions of monitoring system are revealed, including constructive and indicative, information and analytical, integration, research and strategic planning. In addition to a set of principles, traditional for monitoring systems designing and implementing, the author provides the rationale for the humanization principle, which makes it possible to treat monitoring system as a means to support students’ professional and personality self-development, professional self-determination and self-fulfillment. Peculiarities of monitoring at different stages of students’ readiness to continuous education (adaptive-and diagnostic, prospective-and-developmental, reflexive-and-regulatory) are described.

Keywords:
continuous professional education, humanization, monitoring, subject of continuous professional education.
Text

Необходимость непрерывного образования не вызывает сомнения, она обусловлена особенностями информационного общества в которое стремительно вступает Россия - прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий. Этот процесс чрезвычайно сложный и нужно приложить немало усилий, прежде чем обучаемый станет субъектом своего профессионального развития. В настоящей статье мы рассмотрим одну из сторон этого данного процесса — мониторинг, способствующий включению студента в непрерывное профессиональное образование в качестве его субъекта.

Введение новых федеральных государственных стандартов в высшей школе предопределяет использование рейтингового контроля качества образования, призванного повысить продуктивность процесса обучения, активизировать учебную деятельность студентов в течение всего семестра. Однако, как показывает практика, это приводит к почти полному отказу от гуманистических начал в образовании, которые стали зарождаться в высшей школе в конце XX в. Не уделяется должного внимания внутренней мотивации обучения (она заменяется внешней — рейтингом), развитию важных для будущей профессии тивы и др., т.е. именно тем характеристикам выпускника вуза, которые являются ценными для его включения в процесс непрерывного профессионального образования.

Ученые, столкнувшиеся с реалиями рейтингового контроля, предлагают различные варианты выхода из складывающейся ситуации [1, 3, 4, 7]. В качестве одного из них может выступить мониторинг, построенный на основе гуманистического подхода.

Приняв за основу определение А.С. Белкина [2], под мониторингом мы будем понимать непрерывное научно-обоснованное, диагностико-прогностическое наблюдение за становлением готовности студента к непрерывному профессиональному образованию с целью организации продуктивного педагогического содействия этому процессу в условиях вуза.

References

1. Batova N.S. Povyshenie effektivnosti upravleniya kachestvom obrazovatel'nogo protsessa v sisteme mnogourovnevogo professional'nogo obrazovaniya. N.S. Batova, I.Yu. Zhdankina. Standarty i monitoring v obrazovanii. - 2013. - № 1. - S. 17-23.

2. Belkin A.S. Vozrastnaya pedagogika. - Ekaterinburg, 2000. - 272 s.

3. Zeer E.F. Lichnostno-razvivayushchee professional'noe obrazovanie. - Ekaterinburg: Izd-vo GOUVPO «Ros. gos. prof.-ped. un-t», 2006. - 170 s.

4. Kuzovenko O.E. Monitoring protsessa kompetentnostno orientirovannoy ekonomicheskoy podgotovki budushchikh pedagogov professional'nogo obucheniya / O.E. Kuzovenko. Standarty i monitoring v obrazovanii. - 2012. - № 1. - S. 8-11.

5. Lezhneva N.V., Pishchulina T.v. Monitoring stanovleniya spetsialista v usloviyakh filiala vuza [Tekst]. - Chelyabinsk.: Fregat, 2007. - 250 s.

6. Matros D.Sh. Informatizatsiya obshchego srednego obrazovaniya. - M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2004. - 384 s.

7. Novoe v otsenke obrazovatel'nykh rezul'tatov. Mezhdunarodnyy aspekt [Tekst] / pod red. A. Littl, E. Vulf. - M.: Prosveshchenie, 2007. - 368 s.

8. Popova G.P., Razmerova G.A., Remchukova I.B. Monitoring kachestva uchebnogo protsessa. Printsipy, analiz, planirovanie. - M.: Uchitel', 2007 - 128 s.

9. Silina S.N. Professiograficheskiy monitoring v pedagogicheskikh vuzakh / S.N. Silina. Pedagogika. - 2001. - № 7. - S. 47-53.

Login or Create
* Forgot password?