ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ СТАНОВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА К НЕПРЕРЫВНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье описывается опыт создания мониторинга, ориентированного на оценку и коррекцию процесса становления готовности студента к непрерывному профессиональному образованию, определяется теоретическая основа мониторинга и рассматриваются особенности его реализации в вузе. В качестве основных характеристик выделяются: объект, предмет, цель, ведущие требования, информационная основа мониторинга. В качестве содержательной основы мониторинга принята модель выпускника вуза-субъекта непрерывного профессионального образования, которая включает мотивационно-ценностный, когнитивный, рефлексивно-деятельностный компоненты. Составляющие каждого из перечисленных компонентов являются исходными параметрами при конструировании мониторинга. Раскрывается сущность ориентировочно-конструктивной, информационно-аналитической, интеграционной, исследовательской функций мониторинга, а также функции стратегического планирования. Кроме традиционных принципов построения и функционирования мониторинга (принципы непрерывности, научности, образовательной целесообразности, диагностической направленности, прогностической направ- ленности, преемственности, технологичности критериев отслеживания), автор обосновывает принцип гуманизации, позволяющий рассматривать мониторинг как фактор поддержки профессионального и личностного саморазвития, самоопределения, самореализации студентов. Описываются особенности реализации мониторинга на каждом из этапов становления готовности студента к непрерывному профессиональному образованию (адаптационно-диагностический, перспективно-развивающий, рефлексивно-регулятивный).

Ключевые слова:
непрерывное профессиональное образование, гуманистический подход, мониторинг, субъект непрерывного профессионального образования.
Текст

Необходимость непрерывного образования не вызывает сомнения, она обусловлена особенностями информационного общества в которое стремительно вступает Россия - прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий. Этот процесс чрезвычайно сложный и нужно приложить немало усилий, прежде чем обучаемый станет субъектом своего профессионального развития. В настоящей статье мы рассмотрим одну из сторон этого данного процесса — мониторинг, способствующий включению студента в непрерывное профессиональное образование в качестве его субъекта.

Введение новых федеральных государственных стандартов в высшей школе предопределяет использование рейтингового контроля качества образования, призванного повысить продуктивность процесса обучения, активизировать учебную деятельность студентов в течение всего семестра. Однако, как показывает практика, это приводит к почти полному отказу от гуманистических начал в образовании, которые стали зарождаться в высшей школе в конце XX в. Не уделяется должного внимания внутренней мотивации обучения (она заменяется внешней — рейтингом), развитию важных для будущей профессии тивы и др., т.е. именно тем характеристикам выпускника вуза, которые являются ценными для его включения в процесс непрерывного профессионального образования.

Ученые, столкнувшиеся с реалиями рейтингового контроля, предлагают различные варианты выхода из складывающейся ситуации [1, 3, 4, 7]. В качестве одного из них может выступить мониторинг, построенный на основе гуманистического подхода.

Приняв за основу определение А.С. Белкина [2], под мониторингом мы будем понимать непрерывное научно-обоснованное, диагностико-прогностическое наблюдение за становлением готовности студента к непрерывному профессиональному образованию с целью организации продуктивного педагогического содействия этому процессу в условиях вуза.

Список литературы

1. Батова Н.С. Повышение эффективности управления качеством образовательного процесса в системе многоуровневого профессионального образования. Н.С. Батова, И.Ю. Жданкина. Стандарты и мониторинг в образовании. - 2013. - № 1. - С. 17-23.

2. Белкин А.С. Возрастная педагогика. - Екатеринбург, 2000. - 272 с.

3. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. - Екатеринбург: Изд-во ГОУВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2006. - 170 с.

4. Кузовенко О.Е. Мониторинг процесса компетентностно ориентированной экономической подготовки будущих педагогов профессионального обучения / О.Е. Кузовенко. Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - № 1. - С. 8-11.

5. Лежнева Н.В., Пищулина Т.в. Мониторинг становления специалиста в условиях филиала вуза [Текст]. - Челябинск.: Фрегат, 2007. - 250 с.

6. Матрос Д.Ш. Информатизация общего среднего образования. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 384 с.

7. Новое в оценке образовательных результатов. Международный аспект [Текст] / под ред. А. Литтл, Э. Вулф. - М.: Просвещение, 2007. - 368 с.

8. Попова Г.П., Размерова Г.А., Ремчукова И.Б. Мониторинг качества учебного процесса. Принципы, анализ, планирование. - М.: Учитель, 2007 - 128 с.

9. Силина С.Н. Профессиографический мониторинг в педагогических вузах / С.Н. Силина // Педагогика. - 2001. - № 7. - С. 47-53.

Войти или Создать
* Забыли пароль?